- При техническом обслуживании системы зажигания выполняйте следующее:
- Постоянно содержите магнето в чистоте, вытирая его ежедневно от пыли и грязи чистой тряпкой. Через каждые 960 часов работы дизеля проверяйте состояние поверхности контактов прерывателя магнето и величину зазора между ними. Для удаления с контактов грязи и масла протрите их замшей, смоченной в бензине первого сорта. Перед запуском двигателя, при длительных стоянках трактора рекомендуется зачистка контактов. В случае выгорания поверхности контактов зачистите их специальным напильником. Для правильной зачистки контактов увеличьте зазор между контактами на толщину напильника. После чего зачистите контакты параллельно плоскости каждого контакта в отдельности (в противном случае будет сниматься только одна сторона контактов) и отрегулируйте нормальный зазор между ними. При зачистке контактов проверьте наличие смазки на грани кулачка (приложенная папиросная бумага промасливается). При отсутствии смазки пропитайте фильц (фитиль) 3—5 каплями турбинного масла. Во избежание замасливания контактов прерывателя обильная смазка фильца кулачка не рекомендуется. Для того, чтобы проверить величину зазора, снимите крышку прерывателя и проворачиванием маховика пускового двигателя установите положение прерывателя, соответствующее наибольшему расхождению контактов, и щупом проверьте величину зазора, который должен быть в пределах 0,25—0,35 мм.
В случае необходимости зазор отрегулируйте следующим образом:
а) поверните ротор магнето в положение, при котором подушечка рычага находится на выступе кулачка;
б) ослабьте винт крепления контактной стойки;
в) поворотом стойки при помощи отвертки, вставленной в прорезь эксцентрика, установите нормальный зазор и затем затяните винт крепления стойки. - Через каждые два сезона работы магнето произведите замену смазки в шарикоподшипниках, для чего:
а) разберите магнето и удалите остатки старой смазки путем промывки сепараторов шарикоподшипников в бензине и протирки внутренних и наружных колец подшипииков чистой тряпкой, смоченной в бензине. При этом, по мере надобности, удалите с ламелей, ротора и полюсных башмаков корпуса попавшую смазку;
б) слегка смажьте ротор и полюсные башмаки смазкой универсальной УН ГОСТ 782-59;
в) сепараторы подшипников заполните на ⅔ смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-59;
г) соберите магнето. - Не допускайте загрязнения провода и следите за тем, чтобы топливо и масло не попадали на его изоляцию. Концы провода надежно закрепите.
- Через каждые 960 часов работы очистите свечу от нагара и проверьте зазор между электродами. Зазор должен быть в пределах 0,6—0,75 мм.
- Угол опережения зажигания установлен на заводе, и регулировка его требуется в тех случаях, когда ослабнет крепление магнето или когда магнето снималось. Для правильной установки его на двигатель:
а) отсоедините провод от свечи и выверните свечу;
б) через отверстие для свечи опустите чистый стержень и, поворачивая коленчатый вал, установите поршень в в. м. т.;
в) поверните коленчатый вал в обратную сторону, установив поршень на 4,8—5,5 мм, ниже (до в. м. т.), что соответствует положению кривошипа коленчатого вала 28—30° до в. м. т.;
г) снимите крышку прерывателя магнето и поверните валик магнето в положение начала разрыва контактов прерывателя;
д) в таком положении введите во впадины полумуфты магнето выступы полумуфты привода магнето и закрепите магнето болтами;
е) проверьте правильность установки магнето и при необходимости путем поворота магнето в овальных отверстиях лапок установите начало размыкания контактов прерывателя и надежно закрепите магнето болтами;
и) наденьте крышку прерывателя магнето и присоедините провод от магнето к свече. - В случае замены провода высокого напряжения (от магнето к свече) необходимо, чтобы провод имел чисто срезанный торец без выступающих жилок. Провод вставьте в канал ввода так, чтобы игла вошла в середину провода и торец уперся в дно канала. [Тракторы Т-40, Т-40А. 1971 г.]
Рубрика: ТО и ремонт
Уход за системой зажигания пускового двигателя
Уход за свечой зажигания. Уход за свечой зажигания пускового двигателя сводится к следующему.
Через каждые 960 часов работы (при ТО № 3) очистите свечу от нагара и проверьте зазор между электродами. Копоть и нагар, отложившиеся на внутренней части свечи, удалите с помощью щетки или на пескоструйном приборе. Для лучшего удаления нагара свечу перед чисткой опустите в бензин или керосин. После очистки свечи проверьте величину зазора между электродами с помощью щупа. Регулируется зазор (0,60—0,75 мм) подгибанием бокового электрода.
Уход за магнето. Уход за магнето сводится к следующему:
1. Содержите магнето в чистоте. Не допускайте загрязнения провода и следите за тем, чтобы топливо и масло не попадали на его изоляцию. Концы провода должны быть надежно закреплены.
2. Через каждые 960 часов работы (ТО № 3) произведите подтяжку всех винтов крепления магнето, включая винты крепления кулачков и гайку крепления жесткой полумуфты, проверьте состояние контактов и зазор между ними.
Зачистку контактов производите специальным напильником, входящим в комплект инструмента тракториста. Для проверки и регулировки зазора между контактами поверните ротор магнето в положение, соответствующее наибольшему расхождению контактов, и проверьте щупом величину зазора, который должен быть в пределах 0,25—0,35 мм.
Зазор регулируют поворачиванием эксцентрика стойки в такой последовательности:
а) ослабьте винт крепления контактной стойки;
б) отверткой, вставленной в прорезь эксцентрика, поверните стойку до получения нормального зазора между контактами;
в) затяните винт крепления стойки.
3. Через 3000 часов работы основного двигателя разберите магнето и замените смазку в подшипниках.
4. При сезонном техническом уходе проверьте наличие смазки на грани кулачка. При отсутствии смазки пропитайте фильц 3—5 каплями дизельного масла.
Во избежание замасливания контактов прерывателя обильная смазка фильца не рекомендуется.
Разбирать магнето разрешается только лицам соответствующей квалификации в ремонтной мастерской.
Установка момента зажигания. Угол опережения зажигания на пусковом двигателе установлен на заводе и регулировка его в эксплуатации не требуется. Однако, если магнето снималось с пускового двигателя, для правильной его установки выполните следующее:
1. Отсоедините провод от свечи и выверните свечу.
2. Через отверстие под свечу опустите чистый стержень и, поворачивая коленчатый вал двигателя по направлению вращения часовой стрелки (если смотреть со стороны маховика), установите поршень в в.м.т.
3. Поворачивая коленчатый вал в обратную сторону, установите поршень на 5—6 мм ниже в.м.т.
4. Снимите крышку прерывателя магнето и проверните валик магнето в положение начала разрыва контактов прерывателя.
5. В таком положении введите выступы полумуфты магнето в пазы шестерни привода и закрепите магнето болтами.
6. Установите крышку магнето и присоедините провод к свече. [Тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л. 1973 г.]
ТО и неисправности системы охлаждения двигателя трактора
Для достижения работоспособного состояния системы охлаждения необходимы: оптимальная температура охлаждающей жидкости (85…95°С) или оптимальная температура масла (55…100°С); хорошая теплопроводность стенок водяной рубашки и трубок радиатора; наличие регулируемого потока воды и воздуха.
При снижении температуры охлаждающей жидкости от оптимального значения на 30…40°С увеличивается расход топлива на 5…10%. В результате длительной работы двигателя с перегревом охлаждающей жидкости нарушается смесеобразование, что приводит к неполному износу трущихся деталей двигателя.
- Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо выполнять следующие правила.
- В систему жидкостного охлаждения следует заливать чистую, желательно мягкую воду. Признак мягкой воды — способность хорошо мылиться. К наиболее простым способам смягчения жесткости воды, взятой из колодцев, рек, родников, прудов и озер, относятся: предварительное кипячение; добавление соды или антинакипинов (например, 10… 12 мг тринатрийфосфата на 1 л воды).
- Заполнять радиатор надо до уровня горловины верхнего бака. Во время работы нельзя допускать, чтобы уровень воды был ниже 8 см от верхней плоскости заливной горловины.
- Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя нужно постепенно и обязательно при работающем двигателе. В зимнее время года нельзя заливать слишком горячую воду в холодный двигатель: от резкой смены температуры в головке цилиндров и блоке могут образоваться трещины.
- Зимой вода может замерзнуть в системе охлаждения двигателя, что приводит к образованию трещин на его деталях, поскольку при замерзании воды ее объем увеличивается. Вследствие этого стенки блоков цилиндров, головки и трубок радиатора разрываются. Поэтому перед длительной стоянкой воду из системы охлаждения необходимо слить. Следует помнить, что у V-образных двигателей воду сливают через три краника (два на блоке цилиндров и один на радиаторе), а у рядных — через два (из блока цилиндров и радиатора).
- Желательно в зимнее время в систему охлаждения заливать антифриз, самый распространенный из которых Тосол А-40М. Он предназначен для круглогодичного использования в системе охлаждения в течение двух лет.
Антифриз при нагревании расширяется больше, чем вода, поэтому в систему его не доливают примерно 2 л. При понижении уровня антифриза в радиаторе, если не было его утечки через неплотности, доливают воду, так как она испаряется из антифриза. Следует помнить, что антифриз очень ядовит и при попадании в желудок и кишечник вызывает отравление. Запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом в шланг, а также курить и принимать пищу во время работы с ним.
При ЕТО проверяют уровень воды в радиаторе. Открывая крышку заливной горловины радиатора перегретого двигателя, следует оберегать лицо и руки от ожогов горячей водой и парами, которые могут вырваться из горловины. Сильная утечка воды из сливного отверстия в корпусе водяного насоса свидетельствует о том, что детали уплотнительного устройства насоса износились и их следует заменить.
При ТО-1 смазывают подшипники водяного насоса. Для этого необходимо очистить масленку от пыли и нагнетать солидол 3…4 раза шприцем.
Проверяют натяжение ремня вентилятора. Нормальным натяжением ремня вентилятора считают такое, при котором от нажатия на ремень в его средней части с определенным усилием образуется прогиб. Натяжение ремня вентилятора регулируют перемещением генератора или специальным натяжением роликом. В последнем случае ослабляют контргайку и ввертывают натяжной болт, после чего гайку плотно затягивают. При установке новых ремней через 3…4 ч работы дизеля их повторно подтягивают. Следует иметь в виду, что при чрезмерном натяжении ремня вентилятора возникает преждевременный износ подшипников и ремня, а при слабом натяжении — перегрев двигателя и повышенный износ ремня.
При ТО-3 необходимо промыть систему охлаждения специальным раствором. Для удаления накипи из двигателей с чугунной головкой используют раствор каустической соды (100 г соды и 15 г керосина на 1 л воды). Сняв термостат, заполняют систему охлаждения раствором и прогревают двигатель. По истечении 10 ч снова пускают двигатель и, прогрев его на малой частоте вращения коленчатого вала около 15 мин, останавливают. Отъединив нижний шланг, сливают раствор и промывают систему охлаждения чистой водой для удаления шлама. В двигателях с воздушным охлаждением нужно очистить защитную сетку вентилятора и межреберное пространство цилиндров и головок.
При СТО проверяют работу термостата и термометра. Термостат вынимают из корпуса и опускают в посуду с горячей водой. При температуре 70°С отверстие основного клапана термостата начинает открываться, а при температуре 85°С оно полностью откроется. Показания дистанционного термометра сравнивают с показателями жидкостного термометра, опущенного в заливную горловину радиатора.
В процессе работы могут возникнуть следующие неисправности системы охлаждения (табл.).
[Тракторы. Родичев В.А. 2001 г.]
- Статьи по теме:
- Система охлаждения двигателей
- Система охлаждения двигателя трактора
- Назначение и типы систем охлаждения двигателя
- Назначение системы охлаждения и схема ее работы
- Устройство и ТО системы охлаждения трактора Т-150
- Ремонт системы охлаждения трактора Т-150
- Уход за системой охлаждения трактора МТЗ-50
- Система охлаждения дизеля тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ
- Система охлаждения дизеля СМД-66
- Система охлаждения дизелей МТЗ и ЮМЗ