Топливные фильтры дизеля СМД-66


bitcoin

Работа топливной аппаратуры в значительной степени зависит от качества фильтрации топлива. Оно должно тщательно очищаться от воды и механических примесей, наличие которых приводит к нарушению работы топливной аппаратуры, в первую очередь прецизионных пар, снижает их плотность, нарушает подачу топлива и четкость отсечки форсунки, а также ухудшает распыл топлива.


Наличие воды в топливе приводит к коррозии деталей, зависанию игл распылителей, плунжеров в гильзах, поломке пружин и т. д. Размеры частиц механических примесей не должны превышать зазоров в прецизионных парах, т. е. должны быть меньше 0,0015 … 0,0025 мм.

В дизеле СМД-66 топливо очищается в фильтре грубой очистки (ФГ-25) и фильтре тонкой очистки (ФТ-150).

Фильтр грубой очистки топлива задерживает наиболее крупные частицы механических примесей, размеры которых превышают 0,07 мм, и воду до попадания топлива в подкачивающий насос.


Рис. 1. Фильтр грубой очистки топлива:

1 — стакан; 2 — сетка; 3 — отражатель; 4 — прижимное кольцо; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — корпус; 7 — трубка подвода топлива; 8 — трубка отвода топлива; 9 — болт; 10 — распределитель; 11 — успокоитель; 12 — пробка отверстия слива отстоя топлива.


Фильтр грубой очистки состоит из корпуса 6 (рис. 1), отражателя 3, стакана 1, прижимного кольца 4 и успокоителя 11.

Корпус отлит из серого чугуна. В центральном резьбовом отверстии снизу установлен отражатель 3 и сверху — болт поворотного угольника для крепления трубки 8 отвода очищенного топлива. К наклонному резьбовому отверстию прикреплена трубка 7 подвода топлива из бака. Отверстия подвода и отвода на верхней поверхности корпуса отмечены стрелками.

Отверстие подвода топлива соединяется с литым кольцевым каналом на внутренней стороне корпуса. Этот канал закрыт распределителем 10, установленным между отражателем и корпусом.

Распределитель 10 имеет по окружности восемь отверстий диаметром 3 мм для распределения входящего топлива равномерно по окружности внутренней полости фильтра.

Отражатель изготовлен в виде конуса из полиамидной смолы или из стали 08КП толщиной 0,8 мм. В его узком основании закреплена втулка для крепления к корпусу и прохода очищенного топлива по ее центральному отверстию. В широком основании конуса установлена сетка 2, вогнутая по сфере внутрь конуса. Сетка изготовлена из медно-цинкового сплава. Ячейки сетки квадратные с размером стороны 0,25 … 0,28 мм, диаметр проволоки сетки 0,12 … 0,14 мм.

Полость фильтра образована стаканом 1, который поджат к корпусу стальным кольцом 4 через кольцо 5. Прижимное кольцо крепят к корпусу четырьмя болтами 9.

Стакан отштампован из стали 08КП толщиной 2,5 мм. К дну стакана приварена бонка с резьбовым отверстием для слива отстоя. В стакане на трех лапках закреплен успокоитель 11.

Топливо, поступая от бака по трубке 7, направляется в кольцевую полость и, проходя через распределитель 10, размещается по окружности и отбрасывается отражателем 3 к стенкам стакана 1. По стенкам топливо сливается под успокоитель 11 и поднимается в его центральное отверстие. За счет поворота потока грубые механические примеси и вода отбрасываются на дно стакана.

Затем топливо проходит через сетку 2 отражателя, дополнительно очищаясь в ней, по центральному отверстию и дальше к подкачивающему насосу.

Фильтр тонкой очистки топлива. После фильтра грубой очистки топливо нагнетается подкачивающим насосом в фильтр тонкой очистки топлива.

Рис. 2. Фильтр тонкой очистки топлива:

1 — стакан; 2 — труба стяжного стержня; 3 — фильтрующий элемент; 4 — резиновое уплотненно; 5 — штуцер; 6 — корпус; 7 — трубка отвода очищенного топлива; 8 — трубка отвода топлива и воздуха в бак; 9 — колпачковая гайка; 10 — трубка слива из форсунок; 11 — корпус клапана; 12 — шарик клапана; 13 — пробка; 14 — соединительная полость; 15 — трубка подвода топлива; 16 — уплотнительная прокладка; 17 — внутренняя крышка фильтрующего элемента; 18 — наружная крышка фильтрующего элемента; 19 — каркас шторы; 20 — фильтрующая штора первой ступени; 21 — фильтрующая штора второй ступени; 22 — шайба; 23 — штуцер стяжного стержня; 24 — пробка.


Фильтр состоит из корпуса 6 (рис. 2) и двух бумажных фильтрующих элементов 3, закрытых отдельными стаканами 1.

Корпус отлит из серого чугуна. С нижней его стороны проточены два кольцевых паза для установки резиновых прокладок 16. По центру каждой кольцевой выточки нарезано резьбовое отверстие и ввернут штуцер 5 с внутренним резьбовым отверстием. В штуцер ввернут стяжной стержень, состоящий из трубы 2 и укрепленного на резьбе и завальцованного штуцера 23.

Стяжным стержнем стакан 1 прикреплен к корпусу, а полость фильтра уплотнена резиновой прокладкой 16 и шайбой 22. Внутри стакана помещен фильтрующий элемент 3. В его отверстия вставлены уплотнения 4, отделяющие полости очищенного и неочищенного топлива.

В фильтрующем элементе ЭТФ-75А имеются двойные бумажные шторы, склеенные в цилиндр, гофрированные и сложенные гармошкой для увеличения поверхности фильтрации. Площадь фильтрации наружной шторы (первая ступень) составляет примерно 0,5 м², а внутренней шторы (вторая ступень) — 0,16 м². Фильтровальная бумага, из которой изготовлены шторы, имеет пористую структуру для прохода топлива и удерживает на поверхности механические примеси размером более 0,002 мм.

Своими цилиндрическими основаниями шторы вклеены в картонные каркасы 19 и вместе с ними завальцованы в жестяные крышки. Каркасы предохраняют шторы от повреждения, а для прохода топлива имеются по всей поверхности отверстия. Два фильтрующих элемента включены параллельно.

Топливо поступает по трубке 15 к одному фильтрующему элементу и по соединительной полости 14 — к другому. Проходя через шторы к центру фильтрующего элемента, оно очищается от примесей. Через отверстия топливо проходит в трубку стяжного стержня. Очищенным оно поступает к трубке 7 и подается к топливному насосу.

Очистка происходит в шторе первой ступени. Вторая ступень — предохранительная: в случае разрыва шторы первой ступени механические примеси будут задержаны второй ступенью. Так как площадь фильтрации второй ступени примерно в 3 раза меньше площади фильтрации первой ступени, то о прорыве шторы судят по падению давления очищенного топлива.

На корпусе фильтра сверху установлен клапан автоматического удаления воздуха. Отстой сливают через отверстие, закрытое пробкой 24.

Фильтры установлены на общем кронштейне, прикрепленном к картеру маховика с правой стороны.

Топливопроводы низкого давления изготовлены из резиновой трубки с завальцованными поворотными угольниками. Между угольниками на трубку надет экран, представляющий собой витую пружину из проволоки диаметром 1,2 мм.

Топливопроводы высокого давления изготовлены из стальной трубы наружным диаметром 7 мм и внутренним — 2 мм. На концах трубок сделаны фаска с углом 60º. Крепят топливопроводы к штуцерам насоса и форсунок накидными гайками. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988 г.]