Особенности эксплуатации КШМ

При правильной эксплуатации детали кривошипно-шатунного механизма работают надежно и не требуют периодического технического обслуживания. Износ их умеренный. Износ, когда требуется капитальный ремонт, наступает после 6000 моточасов. Однако в результате нарушения правил эксплуатации или небрежной сборки возможны неполадки в работе механизма или преждевременный износ деталей.

Наиболее часто встречающееся нарушение в эксплуатации трактора — длительная работа с перегрузом. Величина загрузки двигателя контролируется тахоспидометром. Если скорость ниже 1950 об/мин (Т-150) и 2050 об/мин (Т-150К), то это свидетельствует о перегрузке двигателя, и значит необходимо перейти на более низкую передачу.

Отрицательно сказываются также длительная работа с малой нагрузкой или на холостом ходу, так как двигатель переохлаждается, особенно в зимних условиях.

Несвоевременный уход за воздухоочистителем приводит к пропуску запыленного воздуха в цилиндры, что вызывает интенсивный износ поршневых колец и гильз цилиндров.

Применение дизельного масла, не соответствующего рекомендованному, повышает нагарообразование на деталях кривошипно-шатунного механизма, ускоряет износ шатунных и коренных подшипников, а также является причиной преждевременного засорения масляного фильтра смолистыми отложениями и продуктами износа.

На долговечность работы кривошипно-шатунного механизма в значительной степени влияет соблюдение правил пуска, особенно в холодное время года. Чтобы исключить сухое трение в подшипниках в момент пуска, на двигателе предусмотрена предпусковая прокачка масла в системе смазки. С целью облегчения пуска дизеля на тракторе устанавливается предпусковой подогреватель. Все эти устройства обеспечивают надежный пуск двигателя при низких температурах, исключают задиры подшипников и обеспечивают длительную работу деталей кривошипно-шатунного механизма. Температурный режим работы двигателя рекомендуется поддерживать в пределах 80—97°С (вода и масло).

Для контроля за давлением смазки в системе на щитке приборов имеются манометр, показывающий давление масла в системе, и лампочка аварийного состояния, которая загорается при резком снижении давления масла. Если загорелась лампочка аварийного состояния, необходимо немедленно остановить двигатель и выяснить причину снижения давления в системе смазки. В первую очередь проверяют уровень масла в картере, исправность датчика, наличие утечки в местах соединений и уплотнений. Причиной снижения давления масла может быть также полное засорение масляного фильтра турбокомпрессора или центрифуги, разрегулировка или зависание сливного клапана, неисправность маслонасоса и, наконец, износ коренных и шатунных подшипников. Признаком износа подшипников является стук, прослушиваемый в нижней части блок-картера.
Возможно перегорание лампочки аварийного состояния. Поэтому следует перед началом работы проверять исправность ее. При включении «массы» исправная лампочка загорается, а после пуска дизеля, когда давление повысилось в системе смазки,— гаснет.
[Справочник по тракторам Т-150 И Т-150К. Под редакцией профессора Б. П. Кашубы]

Статьи о КШМ двигателей тракторов: Кривошипно-шатунный механизм (КШМ); Кривошипно-шатунный механизм; Кривошипно-шатунный механизм двигателя СМД-60; ТО КШМ и ГРМ двигателя трактора; Уход за кривошипно-шатунным механизмом

ТО КШМ и ГРМ двигателя трактора

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ). В процессе эксплуатации дизеля происходит естественное изнашивание гильз цилиндров, поршней, поршневых колец, шеек коленчатого вала и его подшипников, поршневых пальцев и опорных поверхностей бобышек поршня. С ухудшением технического состояния деталей кривошипно-шатунного механизма увеличивается расход (угар) картерного масла; становится заметным дымление из сапуна; снижаются компрессия в цилиндрах и давление масла в главной магистрали; более шумной становится работа дизеля. Эти симптомы, как правило, отчетливо проявляются в конце срока службы дизеля или при аварийных повреждениях деталей КШМ.

Кривошипно-шатунный механизм надежно работает до капитального ремонта дизеля только при рациональном его использовании, своевременном и качественном обслуживании агрегатов и систем, влияющих на интенсивность изнашивания деталей механизма.

При эксплуатации техническое состояние кривошипно-шатунного механизма определяют без разборки дизеля по косвенным показателям, используя электронные приборы и простейшие механические приспособления.

При ежесменном техническом обслуживании (ЕТО) прослушивают работу дизеля и обращают внимание на повышенные стуки в зонах расположения подшипников коленчатого вала и верхних головок шатуна. Повышенные и глухие стуки, как правило, прослушиваются только при значительных зазорах или при аварийных повреждениях подшипников.

При первом и втором техническом обслуживании (ТО-1 и ТО-2) проверяют давление масла в главной магистрали смазочной системы. Снижение давления масла до 0,15…0.1 МПа у прогретого дизеля при исправных агрегатах смазочной системы и правильных показаниях манометра указывает на значительный износ подшипников коленчатого вала.

При третьем техническом обслуживании (ТО-3) проверяют техническое состояние цилиндро-поршневой группы по количеству газов, прорывающихся в картер дизеля. Количество газов определяют индикатором расхода газов при номинальной частоте вращения коленчатого вала. Индикатор устанавливают на маслозаливную горловину вместо крышки.

Во время измерений закрывают пробками отверстие сапуна и отверстие под масломерную линейку. Проверяют специальным приспособлением зазоры в шатунных подшипниках и верхних головках шатуна без разборки дизеля. При увеличении зазоров в подшипниках коленчатого вала более допустимых значений и сильном дымлении из сапуна дизель направляют в ремонт.

Механизм газораспределения дизеля. Основными показателями технического состояния механизма газораспределения являются зазоры между штоками клапанов и бойками коромысел, фазы газораспределения, износ кулачков, плотность прилегания клапанов к гнездам головки, состояние головки цилиндра, уплотнительной прокладки, шестерен распределения и др. Износы деталей и нарушение регулировки механизма газораспределения приводят к снижению мощности и топливной экономичности дизеля.

При ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют зазоры между штоками клапанов и бойками коромысел. Для оценки величины зазоров в клапанном механизме без снятия крышки используют автостетоскоп. Стуки прослушивают у работающего дизеля на малой частоте вращения коленчатого вала, прикладывая наконечник автостетоскопа к клапанной коробке. При больших зазорах в клапанном механизме прослушиваются четкие металлические стуки. Следует помнить, что для наивыгоднейшей работы дизеля необходимо устанавливать в клапанном механизме зазоры, рекомендуемые предприятием-изготовителем.

При ТО-3 проверяют неплотности клапанов, фазы газораспределения, износ шестерен, подшипников и кулачков распределительного вала.

Неплотности клапанов оценивают по величине утечки сжатого воздуха, подаваемого в проверяемый цилиндр при закрытых клапанах под давлением 0,2 МПа при помощи компрессорно-вакуумной установки. Расход воздуха определяют на выпускной трубе или на впускном трубопроводе воздухоочистителя при помощи индикатора расхода газов. При неплотностях, превышающих допустимое значение, головку цилиндров ремонтируют. Фазы газораспределения проверят по углу начала открытия впускных клапанов первого и последнего цилиндров.

Износ кулачков распределительного вала без снятия с дизеля определяют по величине перемещения клапанов, с учетом зазоров между штоками и бойками коромысел.

Суммарный износ шестерен газораспределения, подшипников и кулачков распределительного вала определяют по смещению фаз в сторону запаздывания. [Семенов В.М., Власенко В.Н. Трактор. 1989 г.]

Статьи о КШМ двигателей тракторов: Кривошипно-шатунный механизм (КШМ); Кривошипно-шатунный механизм; Кривошипно-шатунный механизм двигателя СМД-60; Особенности эксплуатации КШМ; Уход за кривошипно-шатунным механизмом

Пуск двигателей в холодное время

Для облегчения пуска двигателя тракторов «Беларусь» МТЗ-2, МТЗ-5, МТЗ-5Л необходимы следующие операции:
1) 2—3 см³ смеси бензина с маслом залить в цилиндр пускового двигателя через краник в головке цилиндра;
2) оттянуть кнопку пускового обогатителя;
3) полностью выключить муфту сцепления основного двигателя;
4) запустить пусковой, а затем и основной двигатели и убедиться, что пусковой обогатитель выключился.

Для облегчения пуска двигателей тракторов ДТ-24 и Т28 перед пуском следует полностью выключить муфту сцепления, подогреть карбюратор горячей водой, вращая рукой вентилятор, устранить возможное примерзание валика водяного насоса и провернуть на несколько оборотов коленчатый вал двигателя (рукояткой или стартером). Затем включить обогатитель и запустить двигатель.

Для облегчения пуска двигателей тракторов ДТ-14 следует закрыть воздушную заслонку и провернуть коленчатый вал на 2—4 оборота. После этого приоткрыть воздушную заслонку и произвести пуск.

Для пуска двигателей тракторов ДТ-14Б и ДТ-20 в холодное время необходимо:
1) перевести рычаг декомпрессии в сторону маховика и включить полную подачу топлива;
2) впрыснуть топливо во всасывающую трубу на спираль накала и включить ее на 30—40 секунд;
3) нажать на рычаг стартера и прокрутить коленчатый вал двигателя 3—4 секунды, не выключая спирали накала;
4) перевести рычаг декомпрессии вперед, не отпуская рычага стартера, и произвести дополнительно несколько впрысков топлива с помощью пускового насоса;
5) как только двигатель завелся, отпустить рычаг стартера. Если после первых вспышек двигатель не развивает обороты, необходимо подкачивающим насосом дополнительно впрыснуть топливо во всасывающую трубу. Как только двигатель развил обороты, установить рукоятку подачи топлива на малые обороты и прогреть двигатель.

В холодную погоду необходимо внимательно наблюдать за показаниями температуры воды в системе охлаждения, не допуская снижения температуры ниже 75°. Для регулировки температуры воды использовать шторку или жалюзи радиатора.

При кратковременных остановках не допускать снижения температуры воды ниже 40—50°. Перед длительной стоянкой надо установить трактор горизонтально, дать воде остынуть до температуры 60—70°, слить ее в чистую посуду и использовать для последующей заправки. Необходимо следить за вытеканием воды из сливных отверстий, не допуская ее замерзания, для чего периодически прочищать эти отверстия проволокой. После слива воды провернуть коленчатый вал, чтобы полностью удалить воду из системы, сливные отверстия оставить открытыми и вывесить табличку с надписью «Вода спущена». Одновременно со сливом воды спустить горячее масло из поддона картера двигателя в чистую посуду с плотной крышкой. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. 1959г.]