Неисправности электрооборудования тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ

    Неисправности электрооборудования тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ

  • Генератор не дает зарядный ток
  • Генератор не отдает полной мощности
  • Шум генератора
  • Аккумуляторная батарея разряжается
  • В аккумуляторной батарее очень быстро понижается уровень электролита, кристаллизация соли на поверхности корпуса
  • Из вентиляционных отверстий аккумуляторов во время заряда выливается электролит
  • Стартер не проворачивает коленчатый вал дизеля
  • При включении стартера слышен шум шестерни привода
  • После запуска дизеля якорь стартера продолжает вращаться
  • При включении освещения лампочки не горят
  • Отсутствует накал в отдельных лампах
  • Одна или несколько ламп перегорают
  • Сигнал издает дребезжащий звук
  • При нажатии на кнопку сигнал не звучит
  • Сигнал звучит прерывисто
  • При неработающем дизеле сигнал звучит слабо и хрипло или совсем не звучит, а во время работы дизеля звучит нормально
  • Сигнал не выключается

Методы устранения неисправностей электрооборудования тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Методы устранения неисправностей электрооборудования тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ
[Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. 1989г.]

Похожие материалы

Обслуживание электрооборудования трактора ДТ-75Н

Обслуживание электростартера СТ 362.
СТ 362
Рис. 1. Стартер СТ 362: 1 — пружина щетки; 2 — колпак; 3 — болт стяжной; 4 — щетка; 5 — гайка; 6 — перемычка; 7, 13 — пружина возвратная; 8 — контакт; 9 — диск контактный; 10 — катушка тягового реле; 11 — винт 12 — якорь тягового реле; 14 — серьга; 15 — рычаг привода включения стартера; 16 — прокладка уплотнительная; 17 — крышка со стороны привода; 18 — кольцо; 19 — шайба; 20 — вал якоря; 21 — шестерня включения; 22 — привод стартера; 23 — обмотка возбуждения электромагнита; 24 — якорь стартера; 25 — корпус стартера; 26 — коллектор; 27 — крышка со стороны коллектора

    Разборку, очистку и проверку состояния сборочным единиц и деталей стартера СТ 362 производите в следующем порядке:

  • снимите стартер с двигателя;
  • отверните гайку 5 (рис. 1) и снимите перемычку 6, соединяющую реле и обмотки 23 возбуждения электромагнита;
  • отверните два винта 11 крепления реле к крышке 17 и снимите реле;
  • отверните стяжные болты 3 стартера;
  • снимите колпак 2 и вытяните из гнезд крышки 27 четыре щеточных пружины 1;
  • извлеките из корпуса 25 якорь 24 в сборе с крышкой 17;
  • расшплинтуйте ось рычага 15 и отделите якорь 24 в сборе с приводом 22 от крышки 17;
  • снимите с вала 20 якоря кольцо 18, упорную шайбу 19 и привод 22;
  • очистите все сборочные единицы и детали от пыли. При этом во избежание нарушения изоляции токоведущик частей не промывайте якорь и внутреннюю часть корпуса водой, бензином и растворителями;
  • проверьте состояние коллектора 26 и щеток 4. Щетки должны свободно передвигаться в гнездах крышки 27. При износе щеток по высоте до 8—9 мм замените их новыми. Несвоевременная замена щеток может привести к выходу из строя коллектора, а следовательно, и стартера в целом;
  • протрите коллектор чистой салфеткой, слегка смоченной в бензине, при подгаре коллектора зачистите его шлифовальной шкуркой №00 или проточите до получения гладкой поверхности. При этом за весь срок службы стартера допускается одноразовая проточка на глубину не более 0,5 мм;
  • опустите в моторное масло привод стартера и проверните несколько раз шестерню 21, после чего дайте стечь маслу;
  • смажьте моторным маслом шейки и шлицы вала 20, упорные шайбы, пальцы и ось рычага 15;
  • соберите стартер в порядке, обратном разборке;
  • после сборки проверьте стартер на холостом ходу.

Частота вращения якоря должна быть не менее 83,3 об/с (5000 об/мин), а потребляемый ток не более 65 Ампер.

Обслуживание реле-регулятора РР 362-Б. В процессе эксплуатации регулятор не требует специального технического обслуживания.

При проведении технического обслуживания трактора производите внешний осмотр регулятора, очистку его от загрязнения, проверку надежности крепления регулятора и проводов к его клеммам.

При мойке трактора избегайте прямого попадания струи воды на регулятор. Периодически проводите проверку работы реле-регулятора. Проверку на агрегате осуществляйте при подключенной аккумуляторной батарее, которая должна быть к моменту проверки полностью заряженной.

Обслуживание аккумуляторной батареи.

    Периодическое обслуживание аккумуляторной батареи производите в следующей последовательности:

  • Очистите батарею от пыли и грязи, проверьте уровень электролита. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытирайте чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Очистите окислившиеся выводные клеммы батареи и наконечники проводов, соедините их между собой и соединение в сборе смажьте солидолом (для предохранения поверхности выводных клемм от коррозии);
  • проверьте прочность крепления батареи в гнезде;
  • проверьте крепление и плотность контакта наконечников проводов с выводными клеммами. Не допускайте натяжения проводов во избежание порчи выводных клемм и образования трещин в мастике; проверьте и при необходимости прочистите вентиляционные отверстия в пробках элементов;
  • долейте дистиллированную воду в аккумулятор;
  • проверьте уровень и плотность электролита в элементах и степень разряженности батареи, а так же целостность бака (отсутствие трещин и просачивания электролита).

Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами. Проверяйте уровень при помощи стеклянной трубки с внутренним диаметром 3—5 мм, на которой имеются две риски на расстоянии 10 и 15 мм от одного конца.

Трубку поочередно опустите в заливную горловину каждого элемента до упора в предохранительный щиток и, зажав пальцем верхний конец, приподнимите трубку. По уровню электролита в ней определите уровень электролита в аккумуляторе. Уровень считается нормальным, если электролит в трубке находится между рисками. Если уровень недостаточный, то долейте дистиллированную воду. В крайнем случае, вместо дистиллированной воды можно использовать чистую дождевую или снеговую воду. Нельзя доливать воду, собранную с железных крыш или бывшую в железных емкостях. В зимнее время воду заливайте непосредственно перед выездом во избежание ее замерзания.

Электролит доливайте в элементы только в тех случаях, когда понижение его уровня произошло за счет выплескивания.

Плотность электролита определяйте ареометром с учетом температурных поправок к его показаниям, приведенных в таблице 1.
Таблица 1.
Плотность электролита с учетом температурных поправок

При температуре электролита в элементах выше 288К (+15°С) поправка прибавляется к показаниям ареометра, а при температуре электролита ниже 288К (+15°C) вычитается.

После этого степень разряженности определите по таблице 2 (все данные этой таблицы приведены к температуре 288К (+15°С).
Таблица 2.
Степень разряженности аккумуляторной батареи
Как видно из таблицы, определять по ней степень разряженности батареи можно лишь в том случае, когда известно, какая плотность была у полностью заряженной батареи.

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и 50% летом, снимите с трактора и отправьте из подзарядку. В крайнем случае запустите дизель, установите среднюю частоту вращения коленчатого вала дизеля и подзарядите батарею от генератора в течение 2—3 часов без включения других потребителей.

При нормальной работе электрооборудования батарея на тракторе должна быть полностью заряжена, поэтому при значительной разрядке батареи (25% и более) выясните причину такой разрядки и устраните ее.

При переходе с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот снимите батарею с трактора и измените плотность электролита, для чего батарею поставьте на нормальную зарядку, в конце которой доведите плотность электролита до нужного значения. Повышение плотности электролита сверх указанной в таблице приводит к сокращению срока службы аккумуляторной батареи.

Плотность электролита выбирается для каждого периода года согласно таблице с учетом температуры замерзания электролита, приведенной в таблице 3.
Таблица 3.
Плотность электролита с учетом температуры замерзания электролита

После остановки дизеля отключите аккумуляторную батарею (лампа контрольного фонаря должна погаснуть), чтобы предупредить разрядку аккумуляторной батареи через обмотки возбуждения генератора.

Остальные правила технического обслуживания аккумуляторной батареи выполняйте согласно указаниям Инструкции по эксплуатации автомобильных и тракторных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. [Трактор ДТ-75Н. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1985г.]

Похожие материалы

Текущий ремонт электрооборудования трактора ДТ-175С

Приборы электрооборудования проверяют и регулируют на стенде КИ-8927 или с помощью переносного вольтамперметра КИ-1093.

Ремонт генератора и стартера. Основные возможные дефекты генератора: износ подшипников качения или втулок роторов и якорей, повреждение изоляции, обрывы или распайки провода, замыкание проводов между собой и на «массу».

Генераторы и стартеры, подлежащие ремонту, после их наружной очистки разбирают на поворотном столе (рис. 1).
Разборка генератора на поворотном столе
Рис. 1. Разборка генератора на поворотном столе

Разобранные детали и сборочные единицы с проводами и обмотками протирают ветошью, смоченной в бензине, продувают сжатым воздухом и сушат в шкафу при температуре не более 100 °С. Другие детали промывают в горячих растворах моющих препаратов или в керосине. Затем детали дефектуют.

Наиболее возможные дефекты ротора генератора: потеря магнитных свойств, задиры и трещины магнита, износ посадочных мест под подшипники, износ или повреждение резьбы и шпоночной канавки под шкив, изгиб ротора. Ротор выбраковывают при трещинах и отколах магнита площадью более 1 см2.

Степень намагниченности магнита ротора определяют магнитомером МД-4. Намагниченность должна быть не менее 220 мкВб. При необходимости ротор подмагничивают на специальном приборе, как и ротор магнето. Посадочные места под подшипники восстанавливают накаткой, электромеханической обработкой, хромированием или осталиванием и шлифуют под нормальный размер. Остальные дефекты устраняют традиционными способами.

В стартерах чаще всего наблюдаются неисправности, возникающие в обмотках возбуждения, якорях, щеткодержателях и механизме привода стартера. В обмотках возбуждения могут быть обрывы и повреждения изоляции (межвитковое замыкание и на «массу»), которые выявляют с помощью контрольной лампы, не снимая обмотки возбуждения с полюсов корпуса (рис. 2, а и б).

Проверка обмотки возбуждения генератора
Рис. 2. Проверка обмотки возбуждения генератора: а — на обрыв; б — на повреждение изоляции; 1 — генератор; 2 — изолированная клемма; 3 — лампа; 4 — аккумуляторная батарея.

Ремонт аккумуляторной батареи. При внешнем осмотре определяют состояние банок и крышек, клемм, перемычек и резьб. Отсутствие напряжения на клеммах элемента указывает на короткое замыкание пластин, нарушение контакта между полюсным штырем и межэлементной перемычкой или отрыв полюсного штыря от батареи. Напряжение ниже 1,4 В указывает также на неисправность аккумулятора и необходимость его разборки и ремонта.

Разборке и ремонту подлежат батареи, на которых имеются трещины, значительные повреждения и отслаивание заливочной мастики, подъем крышек и вздутость мастики.

Установка угла опережения зажигания на пусковом двигателе необходима в случае, если магнето снимали с двигателя для ремонта, или при установке на пусковой двигатель нового магнето. Для этого выворачивают искровую свечу зажигания из головки цилиндра, вворачивают в отверстие под свечу индикатор 1 (рис. 3).
Определение положения поршня пускового двигателя в в.м.т.
Рис. 3. Определение положения поршня пускового двигателя в в.м.т.: 1 — индикатор; 2 — головка цилиндра; 3 — поршень.

Проворачивая коленчатый вал, устанавливают по индикатору поршень 3 в в.м.т., снимают стартер, через люк картера маховика проворачивают коленчатый вал против хода часовой стрелки (если смотреть на пусковой двигатель со стороны маховика) и, наблюдая за стрелкой индикатора, опускают поршень на 5 … 6 мм ниже в.м.т. Такое положение поршня будет соответствовать нужному положению кривошипа коленчатого вала до в.м.т. Устанавливаю выступы полумуфты магнето в вертикальное положение так, чтобы отверстие на выступе полумуфты находилось вверху, и вводят выступы полумуфты в пазы шестерни привода магнето. Проворачивая магнето за овальные отверстия на фланце крепления, устанавливают контакты прерывателя на начало размыкания, после чего закрепляют магнето болтами и присоединяют провод высокого напряжения.

При замене провода высокого напряжения ровно обрезают его конец. Жилы провода не должны выступать из резиновой изоляции. Далее надевают на провод зажимную гайку, тщательно заправляют конец провода в вывод высокого напряжения магнето, навернув его на резьбовой конец электрода вывода до упора, после чего наворачивают зажимную гайку.

Проверка исправности генератора. Включают потребители электроэнергии, подключают вольтметр между клеммой В генератора и незакрашенным местом корпуса генератора («массой»), устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала дизеля и замеряют напряжение, которое должно быть для холодного состояния генератора и работе его в комплекте с аккумуляторной батареей 13,1 … 14,1 В (переключатель сезонной регулировки напряжения в положении «Л») и 14,2 … 15,3 В (переключатель сезонной регулировки напряжения в положении «3»). При работе генератора без аккумуляторной батареи пределы выпрямленного напряжения несколько увеличиваются. Генератор, установленный на дизель, после транспортирования или хранения при работе без аккумуляторной батареи перед началом эксплуатации при необходимости следует возбудить кратковременным (3 … 5 с) приложением напряжения постоянного тока не выше 13 В. При этом «+» источника постоянного тока подключают к клемме В, «—» — к «массе». Неправильное подключение источника питания ведет к неисправности интегрального устройства.

Порядок разборки и сборки генератора при замене его сборочных единиц. Шкив генератора меняют в таком порядке: отгибают лепестки стопорной шайбы, отворачивают гайку и снимают шкив 8 (см. рис.). При снятии шкива используют съемник. Заменяют шкив. При напрессовке шкива упираются только на вал со стороны выпрямительного блока. После замены шкива генератор собирают в обратной последовательности.

Выпрямительный блок меняют следующим образом: отворачивают винты и снимают крышку 3 выпрямителя вместе с блоком регулятора напряжения, отворачивают гайки и отсоединяют провода от клеммы Д генератора, отворачивают и отсоединяют провод от клеммы В, отворачивают гайку, снимают изолятор и провод обмотки возбуждения с болтом на крышке выпрямителя, отворачивают гайки и снимают выводы статора с болтов фазосборника, отворачивают стяжные винты 14, снимают шайбы с выводов статора и выпрямитель с генератора, заменяют выпрямительный блок.
Снятие задней крышки генератора
Рис. 4. Снятие задней крышки генератора: 1 — задний шариковый подшипник; 2 — задняя крышка; 3 — съемник; 4 — пластина; 5 — втулка.

Для замены заднего шарикового подшипника и статора снимают выпрямительный блок, отворачивают гайку и снимают крыльчатку 16 выпрямителя, отворачивают гайки и вынимают стяжные болты, устанавливают втулку 5 (рис. 4) на задний подшипник 1 и, установив между втулкой и винтом съемника 3 металлическую пластину 4 толщиной 3 … 5 мм, снимают заднюю крышку 2 генератора и задний шариковый подшипник с вала генератора, затем заменяют шариковый подшипник и статор.

После замены выпрямительного блока, заднего шарикового подшипника и статора генератор собирают в порядке, обратном разборке. При этом подшипник напрессовывают таким образом, чтобы усилие через оправку передавалось одновременно на внутреннюю и внешнюю его обоймы, а упор был на выходной конец вала. Передний шариковый подшипник и катушку возбуждения генератора меняют в следующем порядке: отворачивают гайку 14 (см. рис.) и, пользуясь съемником, снимают шкив 8 и крыльчатку 16; вынимают шпонку; снимают с генератора статор 4 и выпрямительный блок 2, крышку 3 шарикового подшипника 9; отвернув винты, с помощью специального съемника — переднюю крышку 5 генератора вместе с катушкой 11 возбуждения и шариковым подшипником 15; отворачивают винты и отсоединяют катушку возбуждения от передней крышки; выпрессовывают шариковый подшипник 15 из передней крышки 5 и заменяют подшипник 9 или катушку возбуждения 11.

Собирают генератор в обратной последовательности. При замене катушки возбуждения рекомендуется заменить и передний шариковый подшипник. При запрессовке подшипника в переднюю крышку необходимо винтами прикрепить катушку возбуждения к крышке. Усилие при запрессовке должно передаваться только на металлическую часть каркаса катушки возбуждения с помощью подставки. После запрессовки шарикового подшипника в переднюю крышку его вместе с крышкой напрессовывают на вал ротора с помощью втулки.

Интегральное устройство (ИУ) меняют следующим образом: отворачивают винты и открывают крышку (радиатор) 3 ИУ, отворачивают винты, снимают изоляторы 2 (см. рис.) с шинками 3, снимают ИУ с крышки и прокладку, заменяют ИУ и собирают генератор в обратной последовательности.

Неисправности электрооборудования трактора ДТ-175С их причины и методы устранения приведены в таблице1.
Таблица 1.
Неисправности электрооборудования трактора ДТ-175С
[Шевчук В.П. и др. Трактор ДТ-175С. 1988г.]

Похожие материалы