Воздухоочиститель двигателя Д-36

Содержание пыли в воздухе зависит от свойств почвы, ее влажности, скорости движения агрегата, характера выполняемой работы и типа ходовой системы трактора. Пыль наполовину состоит из частиц кремнезема, твердость которого выше твердости металлов двигателя. Поэтому для повышения долговечности и надежности тракторных двигателей необходима хорошая очистка воздуха от пыли.

Работа воздухоочистителя характеризуется степенью очистки воздуха от пыли и величиной сопротивления, которое он создаст прохождению воздуха. Сопротивление воздухоочистителя зависит от его устройства и состояния.

При повышенном сопротивлении ухудшается наполнение двигателя, а следовательно, снижается его мощность и экономичность. Сильное загрязнение масла и набивки воздухоочистителя или применение слишком вязкого масла могут снизить мощность и экономичность двигателя на 10—12%. Воздух очищают от пыли различными способами: инерционным, контактным и фильтрацией.

При инерционном способе используется сила инерции частиц пыли, заставляющая их выпадать из воздушного потока при резком изменении его направления или при завихрении (центробежная сила).

При контактном воздух пропускают через непрерывно смачивающийся маслом элемент с крупными порами. Таким элементом служат обычно проволочные сетки, проволочная набивка или металлические кольца, насыпанные в корпус воздухоочистителя. Двигаясь через поры контактного элемента, воздух соприкасается с большой, увлажненной маслом поверхностью. Частицы пыли прилипают к масляной пленке и удерживаются ею.В качестве контактных элементов используют также масляные ванны, в которых хорошо задерживаются частицы пыли при прохождении воздуха над поверхностью или через слой вспененного масла.

Для фильтрации используют матерчатые элементы с порами, которые по своим размерам меньше частиц пыли.
Инерционным способом и фильтрацией очищают воздух от более крупных и тяжелых частиц пыли, контактным — от более мелких. В комплексе эти три способа могут обеспечить почти полную очистку воздуха при сравнительно небольшом сопротивлении. Воздухоочистители с двумя или тремя способами очистки называются комбинированными.

Воздухоочиститель двигателя Д-36 комбинированный (рис.).

Рис. Воздухоочиститель двигателя Д-36:

1 — головка воздухоочистителя; 2 — несъемная сетка без обоймы; 3 — сетка с обоймой; 4 — корпус; 5 — замыкающая сетка; 6 — поддон; 7 — центральная труба; 8 — хомут крепления сухого инерционного очистителя; 9 — соединительная труба; 10 — колпак; 11 — обтекатель; 12 — днище колпака с завихряющими лопатками; 13 — войлочное кольцо; 14 — стяжной хомут; 15 — стяжной болт хомута; 16 — пылесборник.

Он состоит из сухого инерционного очистителя, поддона с масляной ванной и корпуса с контактным элементом. Сухой инерционный очиститель надет на верхнюю часть центральной трубы 7. Он состоит из колпака 10, обтекателя 11, пылесборника 16 я соединительной трубы 9. В днище колпака отштампованы щели для входа воздуха. Перегородки каждой щели отогнуты под углом 45° и образуют завихряющие лопатки.
Стеклянный стакан пылесборника прикреплен к держателю стяжным хомутом 14 и уплотнен войлочным кольцом 13. В корпус уложены тринадцать гофрированных сеток из стальной проволоки, образующих контактный элемент: шесть верхних (несъемных) сеток 2 без обойм, семь нижних 3 с обоймами (кассеты). Одна из последних закреплена в корпусе и удерживает верхние несъемные сетки. Замыкающая сетка 5 имеет, кроме обоймы, воронку и отражатель.

Под действием разрежения воздух заходит через щели днища под колпак инерционного очистителя. Лопатки придают ему вращательное движение со скоростью около 10000 об/мин. При такой скорости центробежные силы частиц пыли достаточно велики и относят частицы к стенам обтекателя. Двигаясь вверх по стенкам обтекателя, частицы попадают в его отверстие, теряют скорость и оседают в пылесборнике. Сухой очиститель удерживает от 30 до 70% пыли, находящейся в воздухе, при условии, если в месте его крепления не подсасывается воздух.

В масляной ванне поддона выделение частиц пыли происходит частично за счет сил инерции, частично за счет контакта с маслом. Воздух, попадая из центральной трубы в стакан поддона, завихряется там, распыливает масло и захватывает его с собой. Частицы пыли, прилипшие к масляным капелькам, под действием инерционных сил ударяются о поверхность воронки, откуда попадают в наружную ванну. Через нижнее отверстие стакан непрерывно пополняется отстоявшимся маслом.

Увлажненный маслом воздух направляется отражателем в центральную часть контактного элемента, где окончательно очищается. Воздухоочистители двигателей Д-24 и Д-14 по устройству одинаковы с описанным выше. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]

Снятие и установка топливного насоса на дизель

Снятие топливного насоса с дизеля.

    Топливный насос снимают в следующей последовательности:

  1. очищают от грязи насос, форсунки, трубки высокого и низкого давления и места разборки;
  2. отсоединяют тягу управления подачей топлива;
  3. отсоединяют трубки высокого и низкого давления и обертывают концы трубок низкого давления бумагой или чистыми салфетками, а на штуцера насоса, форсунок и на трубки высокого давления навертывают гайки-колпачки, прикладываемые к дизелю; сливное отверстие форсунок также закрывают бумагой или чистыми салфетками, а на носик распылителя надевают чехол; болты поворотных угольников топливопровода устанавливают с защитными втулками;
  4. отвертывают болты крепления фланца насоса к крышке распределительных шестерен (или к картеру компрессора пневмосистемы) и, отодвинув насос назад, снимают его.

После снятия насоса отверстия в крышке распределительных шестерен и переднем листе закрывают.

Установка топливного насоса и форсунок на дизель.

    Отрегулированный насос устанавливают тоже в определенном порядке:

  1. снимают маслозаливную горловину. Вводят вал топливного насоса во втулку шестерни привода (или во втулку коленчатого вала компрессора пневмосистемы), совмещают широкий шлиц на втулке вала насоса с широкой впадиной в шлицевом фланце привода (или во втулке коленчатого вала компрессора пневмосистемы) и затягивают болты;
  2. завертывают форсунки, устанавливают крышки клапанов. Крышку клапанов первого цилиндра не устанавливают;
  3. устанавливают на место снятые топливопроводы. Соединяют тягу управления подачи топлива с рычагом регулятора.

Запустив дизель, следует проверить, нет ли течи в местах крепления трубок высокого давления и убедиться в плотном прилегании форсунок к посадочным гнездам. Прорыв газов между форсункой и посадочным гнездом вызывает перегрев форсунки и выводит распылитель из строя.

Проверка и установка угла начала подачи топлива насосом. Отсоединяют топливопровод высокого давления от штуцера секции первого цилиндра и устанавливают на этот штуцер моментоскоп. Включают декомпрессор. Устанавливают рычаг управления подачи топлива в положение полной подачи и медленно проворачивают коленчатый вал дизеля до момента поднятия мениска топлива в трубке моментоскопа. При этом указатель, закрепленный на крышке распределительных шестерен, должен совпадать со второй риской метки Т на ведущем шкиве привода вентилятора, считая по часовой стрелке от метки вмт.

Рис. 1. Привод топливного насоса:

1 — соединительная планка; 2 — фланец; 3 — шестерня привода топливного насоса; 4 — шайба; 5 — гайка валика; 6 — стопорная пластина; 7 — болт

Для установки угла начала подачи топлива насосом отворачивают два болта 7 (рис. 1) крепления шлицевого фланца и соединительной планки. Снимают соединительную планку. Проворачивают коленчатый вал до совпадения указателя с соответствующей риской на шкиве коленчатого вала, при этом оба клапана первого цилиндра должны быть закрыты (конец такта сжатия). Проворачивают ключом вал топливного насоса (или вал компрессора) до появления топлива (без пузырьков воздуха) в трубке моментоскопа. После появления чистой струи часть топлива из трубки сливают и медленно поворачивают вал топливного насоса (или вал компрессора) до момента поднятия мениска топлива в трубке моментоскопа (начало подачи топлива).
Находят на шлицевом фланце 2 отверстия, совпадающие с отверстиями на шестерне 3 и заворачивают в них болты 7, предварительно установив соединительную планку 1 и стопорные пластины 6. После повторной проверки затягивают болты и фиксируют их положение усиком стопорной пластины. Снимают моментоскоп и присоединяют топливопровод первого цилиндра. Устанавливают на место крышку клапанов первого цилиндра и маслозаливную горловину.

Проверка работы топливной аппаратуры. Появление дымного выпуска может быть вызвано перегрузкой дизеля, неправильной регулировкой топливной аппаратуры. При падении мощности дизеля без дымного выпуска проверяют состояние топливных фильтров и в случае их загрязнения промывают элемент фильтра грубой очистки и заменяют элемент фильтра тонкой очистки. При работе дизеля с перебоями и дымным выпуском и одновременном падении мощности проверяют работу форсунок и топливного насоса.

При эксплуатации дизеля в зимнее время опасно попадание воды в топливо — вода замерзает и закрывает отверстия фильтра и подкачивающего насоса.

Категорически запрещается разбирать или регулировать топливную аппаратуру в полевых условиях. Регулировать и заменять детали топливного насоса необходимо только в специально оборудованных мастерских.

Заполнение системы питания дизеля топливом. После слива отстоя, промывки или замены топливных фильтров, а также при попадании воздуха в систему питания в ней образуются «воздушные мешки», затрудняющие пуск и вызывающие перебои в работе дизеля.

У насоса НД 21/4 для удаления воздуха отвертывают болт крепления поворотного угольника топливоподводящего трубопровода или пробку выпуска воздуха и прокачивают систему ручным насосом.

На работающем дизеле удаление воздуха происходит автоматически. Во время работы подкачивающий насос постоянно поддерживает избыточное давление в системе питания. Воздух вместе с топливом из горизонтального канала топливного фильтра через калиброванное отверстие и трубку поступает к топливному баку. Из бака воздух через фильтр, смонтированный в крышке, выходит в атмосферу.

Если попадание воздуха в систему питания повторяется, проверяют, герметичны ли все соединения топливопроводов. Если есть уверенность в герметичности системы, ее не прокачивают. [Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1988 г.]

ТО топливного насоса и форсунок трактора Т-40

На тракторе может быть установлен топливный насос четырехплунжерный марки 37М-УТН-5А (рис. 1) или одноплунжерный — НД 21/4 (рис. 2).

Уход за насосом НД 21/4 заключается в ежесменной проверке перед началом работы уровня масла и при необходимости доливке его, а у насоса 37М-УТН-5А эту операцию проводят при техническом уходе №1 (60 моточасов).

Смену масла производите через 240 часов работы, а промывку сапуна — через 960 часов работы.

Рис. 1. Топливный насос 37М-УТН-5А:

1 — шлицевая втулка; 2 — фланец установочный; 3 — подкачивающий насос; 4 – сапун; 5 — корпус насоса; 6 — болт для спуска воздуха; 7 — штуцер нагнетательного клапана; 8 — перепускной клапан; 9 — крышка корпуса регулятора; 10 — насос ручной подкачки; 11 — пробка заливного отверстия; 12 — болт номинала; 13 — болт максимальных оборотов; 14 — рычаг управления подачей топлива; 15 — пробка сливного отверстия; 16 — пробка контрольного отверстия; 17 — сливная трубка.

Насос 37М-УТН-5А с регулятором имеет общую масляную ванну. Дозаправку маслом производите через заливное отверстие, расположенное рядом с рычагом управления подачей топлива.

У насоса НД 21/4 детали полости кулачкового вала находятся в масляной ванне, а детали регулятора и привода толкателя смазываются разбрызгиванием. Масло в насос заливайте через отверстие, закрытое пробкой-сапуном 6 (рис. 2).

Рис. 2. Одноплунжерный топливный насос НД21/4:

1 — установочный фланец; 2 — втулка шлицевая; 3 — крышка люка; 4 — корпус насоса; 5 — головка насоса; 6 — пробка-санун; 7 — винт максимальных оборотов; 8 — крышка; 9 — винт минимальных оборотов; 10 — корректор; 11 — рычаг управления подачей топлива; 12 — насос ручной подкачки; 13 — подкачивающий насос; 14 — контрольная пробка; 15 — спускная пробка

Уровень масла должен быть до контрольного отверстия, закрытого пробкой 14. Увеличение количества масла в корпусе регулятора замедляет движение грузиков регулятора, что может вызвать резкое увеличение оборотов двигателя. Смазку деталей насоса и регулятора осуществляйте дизельным маслом. Смену масла производите через 240 часов работы, а промывку сапуна и сливной трубки — через 960 часов работы.

Через каждые 480 моточасов проверяйте и при необходимости регулируйте форсунки на давление начала впрыска и качество распыла топлива. Через 960 часов работы при техническом обслуживании №3 снимите форсунки, очистите их от нагара, прочистите сопловые отверстия распылителя и промойте, проверьте давление начала впрыска и качество распыла топлива. Проверьте в мастерской на специальном стенде топливный насос в комплекте с форсунками и с последующей проверкой угла опережения впрыска топлива на двигателе.

Запустив двигатель, проверьте отсутствие течи в местах крепления трубок высокого давления и убедитесь в плотном прилегании форсунок к посадочным гнездам. Прорыв газов между форсункой и посадочным гнездом вызывает перегрев форсунки и выводит распылитель из строя. В случае снятия трубок высокого давления с двигателя на штуцера топливного насоса и форсунок наверните защитные гайки-колпачки, а в гайки трубок — пробки.

При частом выходе из строя распылителей одной из форсунок снимите головку цилиндров и проверьте наличие зазора между распылителем и внутренней поверхностью отверстия в головке и концентричность его.
Уплотнительные прокладки под форсунки должны быть одинаковой толщины и свободно садиться внутренним диаметром на корпус распылителя. Применяйте прокладку не более двух раз, после чего она должна быть заменена новой.

Категорически запрещается производить разборку или регулировку топливной аппаратуры в полевых условиях. Регулировку и замену деталей топливного насоса производите только в специально оборудованных мастерских. [Тракторы Т-40, Т-40А. Руководство по эксплуатации. 1971 г.]