В период эксплуатации трактора при температуре воздуха ниже минус 30°С в систему питания дизеля заправляют арктическое дизельное топливо А (ГОСТ 305—82).
В конце смены бак полностью заполняют отстоянным в течение не менее 72 ч топливом. Отстой из бака сливают ежедневно.
Все системы дизеля подготавливают к работе при низких температурах, а также заправляют емкости зимними сортами моторного и трансмиссионного масла.
Особые требования предъявляются к подготовке системы предпускового подогрева, от эффективного применения которой уменьшается трудоемкость подготовки дизеля к пуску и сокращается время его прогрева. Это, в свою очередь, повышает износостойкость сопряжений деталей и ресурс дизеля в целом.
Рассмотрим более подробно устройство системы предпускового подогрева дизеля на основе подогревателя ПЖБ-200. Подогреватель состоит из котла 5 (рис. 1, а), вентилятора 13, заливной трубы 8 с крышкой, электромагнитного клапана 9, топливного бачка 11, трубопроводов 1 и 3, топливопроводов 10, газоходного лотка 2, воздуховода 6 и пульта управления с электропроводами.
Котел подогревателя установлен в передней части трактора под водяным радиатором 15 и закреплен на передней оси рамы и бугелях с помощью кронштейнов. В горелке котла имеются направляющий аппарат для завихрения воздушного потока и свеча накаливания для воспламенения топлива. На котле установлен сливной кран 4. Вентилятор 13 закреплен на кронштейне 12. По воздуховоду 6 вентилятор нагнетает воздух в горелку котла. Управляют заслонкой вентилятора через тягу 7, которая выведена в люк обшивки. Заливная труба 8 установлена на промежуточной трубе системы охлаждения. Вода поступает в котел через патрубок нижнего
бака радиатора и соединительную трубу 14. Топливный бачок 11 с краном установлен на перемычке верхнего щита капота в задней части моторного отделения. Бачок — сварной, его вместимость — около 5 л. Электромагнитный клапан 9 — элемент электрической блокировки системы питания котла, препятствующий поступлению топлива к горелке котла при выключенном вентиляторе. В клапане имеется регулировочная игла для дозировки количества подаваемого в горелку топлива.
Пульт управления подогревателем (рис. 1, б) утановлен на кронштейне 1 в задней части моторного отсека с левой стороны на ходу трактора. На нем смонтированы контрольная спираль 4, трехпозиционный переключатель П-305 с рукояткой 3 и выключатель 2 свечи накаливания.
Рис. 1. Система предпускового подогрева дизеля на основе подогревателя ПЖБ:
а — схема установки подогревателя на тракторе: 1 — трубопровод для горячей воды; 2 — газоходный лоток; 3 — трубопровод слива конденсата; 4 — сливной кран; 5 — котел подогревателя; 6 — воздуховод; 7 — тяга управления; 8 — заливная труба; 9 — электромагнитный клапан; 10 — топливопроводы; 11 — топливный бачок; 12 — кронштейны; 13 — вентилятор; 14 — соединительная труба; 15 — радиатор системы охлаждения дизеля; б — пульт управления подогревателем: 1 — кронштейн; 2 — выключатель свечи накаливания; 3 — рукоятка переключателя П-305; 4 — контрольная спираль.
Переключатель может находиться в одном из трех фиксированных положений: «О» — нейтральное положение (движок переключателя утоплен, все приборы системы подогрева выключены); «I» — продувка котла (движок выдвинут на полхода, включен электродвигатель вентилятора); «II» — рабочее положение (движок выдвинут полностью, включен вентилятор и электромагнитный клапан).
Перед включением подогревателя готовят воду в количестве полной емкости системы охлаждения дизеля (40…45 л), температура воды должна быть не ниже 3°С. Закрывают шторку, открывают пробку заливной горловины радиатора, пробку заливной трубы в подогревателе и заслонку вентилятора 13 (см. рис. 1, а). Вставляют воронку в горловину заливной трубы подогревателя. Проверяют наличие топлива (бензин А-76) в бачке и при необходимости его доливают. Открывают кран топливного бака подогревателя, тягой 7 полностью открывают заслонку вентилятора. Далее закрывают сливной кран котла и сливные краны водяного радиатора и блока цилиндров. Если краны примерзли, их закрывают по мере оттаивания при прогреве подогревателем, не допуская излишней утечки воды. Переведя рукоятку 3 (см. рис. 1, б) переключателя П-305 на пульте управления в положение «Продувка котла», включают вентилятор и продувают котел в течение 1,5…2 мин.
Прикрывают заслонку вентилятора. Рукоятку 3 переключателя ставят в положение включенной подачи топлива и выдерживают 15 с для того, чтобы топливо поступило в горелку ПЖБ и слегка смочило ее стенки. Рычажком на пульте управления включают свечу накаливания котла и контрольную спираль 4 на пульте. При достижении ярко-красного накала контрольной спирали появляется характерный шум горения в котле. После этого отпускают рычажок включателя свечи накаливания и по контрольной спирали убеждаются в выключении накала свечи. Плавно, чтобы не сорвать пламя в подогревателе, полностью открывают заслонку вентилятора. Если при накаленной в течение 1 мин спирали загорание в котле не произошло, переключателем на пульте управления выключают подачу топлива и отпускают рычажок включателя свечи. Полностью открыв заслонку вентилятора, снова продувают котел, а затем повторяют попытку зажечь горелку котла. Горение в сухом котле, т.е. до начала заправки водой, более 30 с не допускается. Сразу же после загорания в котел через горловину заливают первую порцию воды (8…10 л) и прогревают 4…5 мин. После этого столько же доливают и продолжают прогревать до момента выделения пара из заливной горловины подогревателя. В дальнейшем продолжают заправку водой без перерыва, порция за порцией, до заполнения заливной трубы и закрывают ее пробкой. Последние порции доливают через заливную горловину радиатора до его заполнения, которую потом тоже закрывают пробкой. Продолжая прогрев, пускают дизель, после чего подогреватель выключают. Для этого переводят рукоятку переключателя П-305 в положение «Продувка котла» и продувают его в течение 1,5…2 мин. Закрывают краник бензобака и переводят рукоятку переключателя в нейтральное положение. Конец горения определяют по прекращению шума пламени. Затем закрывают заслонку вентилятора. После окончания подогрева убеждаются в отсутствии подтекания топлива и охлаждающей жидкости в соединениях трубопроводов системы подогрева. [Трактор ДТ-175С. В. П. Шевчук, Я. Ф. Ракин, В. В. Косенко и др.]