ТО воздухоочистителя трактора Т-40

Через 10—60 часов работы в зависимости от запыленности воздуха проверяйте состояние сухого очистителя, в частности, на отсутствие механических повреждений и подсоса воздуха в месте соединения сухого очистителя с центральной трубой. При очистке щелей от засорения не допускайте изменения величины прогиба направляющей пластинки и величины зазора (2 мм). Категорически запрещается работа без сухого очистителя.

Техническое обслуживание за второй ступенью очистки состоит в периодическом контроле уровня масла и смене его в поддоне 7 (рис.) воздухоочистителя.

Рис. Воздухоочиститель:

1 — фильтр грубой очистки воздуха; 2 — хомут крепления грубого фильтра; 3 — кассета с фильтрующими элементами (пенополиуретановые пластины); 4 — корпус; 5 — замок пружинный; 6 — кассета с фильтрующим элементом; 7 — поддон; 8 — чашка поддона.

Замену масла в поддоне производите через 10—120 часов работы в зависимости от запыленности воздуха.
После 60 часов работы двигателя в условиях большой запыленности выньте фильтрующие элементы из корпуса воздухоочистителя и промойте. Через 480 часов обязательно очистите, и промойте все детали воздухоочистителя. Заправьте воздухоочиститель профильтрованным маслом в количестве 1050 см³.
В холодное время года (зимой) масло в поддоне воздухоочистителя разбавляйте на 1/3 (по объему) дизельным топливом. Уровень масла должен быть на средней линии зига (пояска) поддона.

Категорически запрещается переполнять поддон маслом выше кольцевого пояска, так как это приведет к засасыванию масла в цилиндры и увеличенному нагарообразованию. Запрещается снимать поддон при работающем двигателе.

Пенополиуретановые пластины промывайте путем полоскания и отжатия в бензине или дизельном топливе, при этом заменяя загрязненное топливо. После промывки отожмите их, а промытые в бензине, кроме того, просушите. Во избежание «разноса» двигателя запрещается ставить неотжатые пластины.

При сборке строго соблюдайте порядок установки элементов в пакете: верхняя пластина должна быть с мелкими порами (меньшей толщины), а нижняя пластина — с более крупными порами. Кассету с капроновым элементом располагайте над масляным поддоном.

Заправленный маслом воздухоочиститель не опрокидывайте и не держите в горизонтальном положении.
Во время эксплуатации следите за плотностью соединений. Запрещается работа двигателя при подсосе воздуха через соединения.

Во избежание выхода из строя фильтрующего элемента запрещается подогревать воздух перед всасывающей трубой при помощи открытого огня (факел, паяльная лампа и т.д.). Запрещается производить ремонтные работы собранного воздухоочистителя, связанные с нагревом корпуса или других деталей воздухоочистителя.

При ремонте кассету с фильтрующим элементом снимите. [Тракторы Т-40, Т-40А. Руководство по эксплуатации. 1971 г.]

Уход за воздухоочистителем двигателей тракторов

    Уход за воздухоочистителем

  1. Во избежание повреждения капроновых фильтрующих элементов категорически запрещается для облегчения запуска двигателя подогревать воздух перед воздухоочистителем открытым пламенем (паяльная лампа, факел и т. п.). Ремонтные работы, связанные с нагревом участков поверхности корпуса или других деталей воздухоочистителя, должны производиться на нем со снятым поддоном, погруженным в емкость с водой; участки, где накладывается сварной шов, должны выступать из воды не более чем на 4—5 мм.
  2. Через каждые 60 часов при работе в нормальных условиях, через две смены при работе в условиях сильной запыленности воздуха (культивация, боронование, сев, пахота пара) и через каждые 120 часов при работе трактора зимой необходимо снять поддон, слить грязное масло, промыть внутреннюю ванну и кольцевую полость поддона, залить свежее масло до уровня кольцевого пояска на поддоне. При этом верхний ряд отверстии внутренней чашки должен быть погружен в масло. Переполнение поддона маслом выше пояска запрещается, так как это приводит к засасыванию масла в цилиндры и увеличению образования нагара. Запрещается снимать поддон, когда двигатель работает. Для заправки воздухоочистителя надо применять отработанное профильтрованное или свежее дизельное масло. Зимой масло следует разбавлять на 1/3 (по объему) дизельным топливом. При установке поддона необходимо проверять положение и состояние резиновой прокладки. Следует периодически осматривать фильтр грубой очистки воздуха и при необходимости очищать сетку, через которую поступает воздух, и щели для выбрасывания пыли.
    При работе в условиях засоренности воздуха крупными частицами, например половой, необходимо надевать на фильтр грубой очистки воздуха марлевый мешок.
  3. Периодически, но не реже чем через каждые 120 часов работы, необходимо проверять воздухоочиститель и соединения впускного тракта на плотность. Для этого необходимо снять фильтр грубой очистки воздуха и на средних оборотах двигателя прекратить поступление воздуха, перекрыв центральную трубу. Двигатель должен быстро остановиться. Если двигатель не останавливается, необходимо выявить и устранить неплотности.
    Работа двигателя на подсосе воздуха через соединения запрещается.
  4. Через каждые 480 часов работы двигателя необходимо промыть фильтрующий элемент воздухоочистителя, для чего:
    а) снять с двигателя воздухоочиститель, снять поддон, очистить его;
    б) очистить центральную трубу воздухоочистителя от грязи и внутреннюю полость фильтра грубой очистки воздуха;
    в) промыть корпус воздухоочистителя с капроновыми элементами в дизельном топливе, дать топливу стечь, продуть воздухом, обеспечив полное удаление топлива; установить на место;
    г) заполнить поддон маслом до уровня кольцевого пояска и установить его на двигатель;
    д) проверить герметичность всех соединений.

Рис. Воздухоочиститель:

1 — корпус; 2 — обойма опорная; 3 — патрубок; 4 — головка; 5 — центральная труба; 6 — патрубок нижний; 7 — разделитель; 8 — завихритель; 9 — колпак; 10 — щели; 11 — шпилька; 12 — сетка; 13 — хомут; 14 — фильтрующий элемент верхний; 15 — фильтрующий элемент нижний; 16 — фиксатор обоймы; 17 —обойма замковая; 18 — кольцо уплотнительное; 19 — поддон; 20 — чашка направляющая; 21 — болт стяжной.
[Тракторы Беларусь. МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л. 1974 г.]

Воздухоочиститель двигателя трактора Т-25

Воздухоочиститель имеет четыре ступени очистки и обеспечивает очистку воздуха от пыли на 99,5—99,7%.

Рис. Воздухоочиститель:

1 — инерционная головка (сухоочиститель); 2 — стяжной хомут; 3 — патрубок; 4 и 5 — фильтрующие элементы; 6 — корпус; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — фильтрующий элемент; 9 — кассета; 10 — насадок; 11 — поддон; 12 — масляная ванна; 13 — замок; 14 — уплотнительное кольцо; 15 — головка; 16 — центральная труба; 17 — крыльчатка; 18 — колпак; 19 — гайка-барашек.

Воздухоочиститель (рис.) устроен следующим образом. Остовом его служит корпус 6, к которому приварена головка 15, с вваренными в нее центральной трубой 16 и патрубком 3. Корпус отштампован из листовой стали толщиной 1 мм таким образом, что в верхней его части образовано дно со 156 отверстиями диаметром 10 мм.

Дно служит опорой для двух верхних фильтрующих элементов (четвертая ступень очистки). Головка 15 также отштампована из миллиметровой листовой стали. В нижней части к корпусу с помощью трех замков присоединяется поддон 11 масляной ванны. Внутри поддона точечной сваркой приварена масляная ванна 12.

Поддон масляной ванны и ванна также отштампованы из миллиметровой листовой стали. Поддон на расстоянии 89 мм от верхнего края имеет круговую выдавку (зиг), которая служит указателем, до какого уровня следует заполнять масло. Всего в поддон заправляется 0,9 кг масла.

Масляная ванна (вторая ступень очистки) имеет по верхнему краю шесть равномерно расположенных по окружности отверстий диаметром 5 мм, а в нижней части одно отверстие также диаметром 5 мм. Благодаря этим отверстиям масло в поддоне и в масляной ванне устанавливается на одном уровне при нормальном положении и при наклонных положениях двигателя.

В нижней части корпуса в специальной кассете 9 расположен фильтрующий элемент (третья ступень очистки). Кассета состоит из корпуса, нижняя часть которого имеет 12 выштампованных отверстий трапециевидной формы. Ребра между отверстиями служат опорой фильтрующего элемента.

Верхнюю часть кассеты образует обойма в сборе, состоящая из сваренных вместе обоймы, двух втулок и опоры элементов. Поверхности кассеты фосфатированы. Корпус кассеты и обойма после укладки в корпус фильтрующего элемента соединяются вместе завальцовкой закраин корпуса на закраины обоймы.

В процессе эксплуатации кассета не разбирается. Фильтрующий элемент промывают вместе с кассетой. Фильтрующие элементы, размещенные в корпусе и в кассете, пластмассовые. Элементы 4 и 5 изготовлены из специальной мелкопористой пластмассы (пенополиуретан), причем поры элемента 4 мельче, чем у элемента 5.
Фильтрующий элемент 8, устанавливаемый в кассету, изготовлен из термофиксированной капроновой щетины.

На верхней части центральной трубы 16, выступающей из головки 15, размещена инерционная головка 1, так называемый сухоочиститель (первая ступень очистки воздуха). Сухоочиститель закрепляется на центральной трубе стяжным хомутом 2. В верхней части сухоочистителя в колпаке 18 имеются заборные отверстия, через которые воздух поступает в воздухоочиститель.

В верхней части корпуса сухоочистителя приварена крыльчатка 17, а в нижней части по периметру выполнены четыре щелевидных отверстия для выброса пыли. Воздух очищается следующим образом. Во время хода впуска во впускном трубопроводе двигателя и в воздухоочистителе создастся значительное разрежение, под действием которого воздух с большой скоростью засасывается через заборные отверстия. Проходя через направляющие лопатки в крыльчатке сухоочистителя, воздух приобретает винтовое движение.

Более тяжелые частицы пыли под действием центробежных сил прижимаются к стенкам сухоочистителя и затем вылетают наружу через щелевые отверстия в нижней части корпуса. Сухоочиститель удаляет от 45 до 70% пыли.

Воздух, очищенный от крупных частиц пыли, поступает в центральную трубу и с большой скоростью ударяется о поверхность масла. При этом частицы пыли теряют свою энергию и оседают на дне поддона. Затем воздушный поток круто меняет направление и движется вверх, проходя через фильтрующий элемент 8. Этот элемент смачивается маслом, которое уносится воздухом из масляной ванны. Вместе с задержанными в элементе частицами пыли масло вновь стекает в поддон. Таким образом, происходит самоочищение фильтрующего элемента. Уплотнительное кольцо 14, обеспечивающее надежное уплотнение стыка кассеты 9 с центральной трубой 16, не позволяет воздуху миновать фильтрующий элемент 8 и поступать прямо к элементам 5 и 4, а уплотнительное кольцо 7 не дает ему возможности миновать сухоочиститель и элемент 8.

В фильтрующем элементе 8 задерживается вся основная масса пыли, содержащаяся в воздухе после сухоочистителя. Воздух, проходя далее через элементы 5 и 4, оставляет в них все мельчайшие частицы пыли, которые не были удалены из него сухоочистителем и элементом 8. Очищенный воздух через патрубок 3 поступает во впускной трубопровод двигателя и далее в цилиндры. [Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация. Герасимов А.Д. и др. 1972 г.]