Ходоуменьшители тракторов

Целый ряд сельскохозяйственных работ выполняется на замедленных скоростях, отвечающих агротехническим требованиям.

Большая группа мелиоративных машин, погрузочно-разгрузочных механизмов работает на скоростях 0,014—0,097 м/с, рассадопосадочные машины, дождевальные установки, машины для уборки овощей — 0,177—0,42, а безмоторные комбайны (на уборке кукурузы, картофеля, капусты и др.) — 0,56—1,4 м/с.

Если принять низшую передачу основного ряда трактора равной 1,4 м/с, то общий диапазон замедленных технологических скоростей будет определяться отношением 1,4 к 0,014, то есть 1,4:0,014=100.

Для получения замедленных технологических скоростей движения тракторного агрегата служат ходоуменьшители.

Ходоуменьшитель может являться неотъемлемым элементом трансмиссии трактора (Т-150К, Т-25А, болотоходный трактор ДТ-75Б и др.) или его съемным оборудованием (Т-40М, Т-40АМ, МТЗ-80, МТЗ-82 и др.).

По характеру регулирования крутящего момента ходоуменьшители делят на ступенчатые и бесступенчатые. К первым относят механические шестеренчатые ходоуменьшители, ко вторым — электрические, гидравлические, а также некоторые механические передачи (например, клиноременные вариаторы, фрикционные передачи).

Преимущественное распространение получили механические ходоуменьшители. Их положительные качества — высокий к.п.д., простота устройства и обслуживания, недостаток — ограниченные пределы регулирования замедленных скоростей.

Наиболее перспективны гидрообъемные ходоуменьшители, которые обеспечивают широкий диапазон бесступенчатого регулирования скорости движения агрегата, надежно защищают трансмиссию от перегрузки, могут быть установлены на трактор без его существенных конструктивных изменений.

Ходоуменьшитель тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 — съемный шестеренчатый планетарный редуктор, который прикрепляется к фланцу люка корпуса коробки передач с левой стороны (рис. 1).

Рис. 1. Ходоуменьшитель тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82:

1 — рычаг; 2 — валик; 3 — корпус; 4 — игольчатый подшипник; 5 — ось; 6, 8, 14 — подшипники; 7 — промежуточная шестерня; 9 — вал-шестерня; 10 — втулка; 11 — солнечная шестерня; 12 — водило; 13 — короння шестерня; 15 — сателлит; 16 — ось сателлита; 17 — палец.

При включении ходоуменьшителя и первой или второй передач переднею или заднего хода получаются соответственно замедленные передачи: 0,206 м/с (0,741 км/ч) ; 0,35 м/с (1,26 км/ч); 0,098 м/с (0,352 км/ч); 0,167 м/с (0,599 км/ч) без понижающего редуктора и 0,156 м/с (0,560 км/ч); 0,266 м/с (0,955км/ч); 0,073 м/с (0,262 км/ч); 0,126 м/с (0,453 км/ч) с включением понижающего редуктора.

В корпусе 3 ходоуменьшителя размещены промежуточная шестерня 7, вал-шестерня 9 и планетарный редуктор, состоящий из водила 12, трех сателлитов 15, коронной 13 и солнечной 11 шестерен. Шестерня 7 вращается на роликовом подшипнике 6 на оси 5, закрепленной в корпусе 3. Она входит в зацепление с шестерней 41 (см. рис. 2) включения ходоуменьшителя и находится в постоянном зацеплении с валом-шестерней 9 (рис. 1).

Рис. 2. Коробка передач тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82:

1 — рычаг переключения передач; 2 — крышка; 3 — ведомая шестерня первой ступени редуктора; 4 — вторичный вал; 5 — пластинчатая пружина; 6 — регулировочные прокладки; 7, 14, 25, 27 — стаканы; 8 — ведомая шестерня второй ступени редуктора; 9 — ведущая шестерня главной передачи; 10 — гайка; 11 — конические роликовые подшипники; 12 — вал привода ВОМ; 13 — втулка; 15 — ведущая шестерня второй ступени редуктора; 16 — ведущая шестерня первой ступени редуктора; 17 — упорное кольцо; 18 — промежуточная шестерня; 19 — ведомая шестерня третьей передачи; 20 — ведомая шестерня четвертой передачи; 21 — промежуточный вал; 22 — ведомая шестерня пятой передачи и заднего хода; 23, 24, 28, 35 — шариковые подшипники; 26 — шестерня понижающего редуктора; 29 — первичный вал; 30 — ведущая шестерня четвертой и пятой передач; 31 — корпус; 32 — ведущая шестерня третьей передачи; 33 — вилка; 34 — ползун; 36 — шариковый фиксатор; 37 — кулиса; 38 — шаровая опора; 39 — чехол; 40 — пружинное кольцо; 41 — шестерня включения ходоуменьшителя; 42 — ведомая шестерня первой передачи и заднего хода; 43 — упорная шайба; 44 — стопорное кольцо; 45 — скользящая шестерня первой передачи и заднего хода; 46 — вал пониженных передач и заднего хода; 47 — промежуточная шестерня заднего хода; 48 — ось.

Вал-шестерня установлена в корпусе на двух подшипниках: шариковом 14 и роликовом 8. На валу-шестерне помещена во втулке 10 солнечная шестерня 11. Шестерня 11 двойная, ее больший венец находится в зацеплении с ведомой шестерней 42 (см. рис. 2) первой передачи и заднего хода, а меньший служит солнечной шестерней планетарного редуктора. С валом-шестерней 9 (рис. 1) шлицами соединено водило 12 с запрессованными в его расточки осями 16 сателлитов. На осях в игольчатых подшипниках 4 вращаются сателлиты 15, находящиеся в зацеплении с солнечной шестерней 11.

Коронная шестерня 13 неподвижно зафиксирована в корпусе 3 двумя пальцами 17 и постоянно зацеплена с сателлитами 15. Механизм включения ходоуменьшителя состоит из рычага 1, валика 2 и вилки, входящей в паз шестерни 41 (см. рис. 2) включения ходоуменьшителя (на рисунке она показана в выключенном положении). В выключенном и включенном положениях вилка с валиком удерживаются пружинным фиксатором. При работе с ходоуменьшителем сначала включается ходоуменьшитель, а затем — коробка передач. Для получения пониженных скоростей переднего хода необходимо включать первую или вторую передачу заднего хода коробки передач и наоборот, так как ходоуменьшитель изменяет направление вращения вторичного вала коробки передач. [Тракторы и автомобили. Гуревич А.М., Сорокин Е.М. 1978 г.]

Похожие материалы

Ходоуменьшитель трактора ДТ-175С

Устройство. Ходоуменьшитель предназначен только для получения замедленных дополнительных технологических скоростей. Использование ходоуменьшителя для получения тяговых усилий более 30 кН не рекомендуется, так как может привести к его поломке.

Он представляет собой двухступенчатый четырехвальный редуктор, устанавливаемый на левой стенке корпуса трансмиссии.

Рис. 1. Ходоуменьшитель:

1 — корпус; 2 — подвижный блок шестерен; 3 и 10 — валы; 4, 23, 27, 33 и 37 — оси; 5 и 8 — блоки шестерен; 6, 9 и 11 — шестерни; 7 — первичный вал; 12, 16, 19, 21, 25 и 30 — рычаги; 13, 17 и 18 — тяги; 14 — рычаг переключения передач ходоуменьшителя; 15 и 22 — вилки; 20 — спецболт; 24 и 35 — фиксаторы: 26 и 39 — пружины; 28 — кулиса; 29 — крышка; 31 — гайка; 32 — стопорная пластина; 34 и 36 — кронштейны; 38 — двуплечий рычаг; а — схема регулировки блокировки ходоуменьшителя и взаимной блокировки ходоуменьшителя и коробки передач (показало положение механизма блокировки при выключенном сцеплении и заблокированной коробке передач).

При этом блоки шестерен 8 и 5 (рис. 1) ходоуменьшителя входят в зацепление с шестернями (Z = 30) первичного и вторичного (Z = 43) валов коробки передач.

В расточках чугунного корпуса 1 ходоуменьшителя на подшипниках расположены: первичный вал 7 с эвольвентными шлицами и блоком шестерен 8; вал 10 с прямобочными шлицами с шестерней 11 и сменной шестерней 9; вал 3 с эвольвентными шлицами со сменной шестерней 6 и подвижным блоком шестерен 2; ось 4, на которой установлена блочная шестерня 5.

Передачи включаются введением венцов подвижного блока шестерен 2 в зацеплении с венцами блока шестерен 5 по принятой схеме переключения передач.

Управление ходоуменьшителем содержит механизм переключения передач, блокирующее устройство, механизм взаимной блокировки ходоуменьшителя и коробки передач.

Механизм переключения передач состоит из рычага 14 переключения передач, тяги 17, рычагов 21 и 25, осей 23 и 27, вилки с поводком 22. При воздействии на рычаг 14 поворачиваются рычаги 21 и 25. Рычаг 25 передвигает вилку 22 с блоком шестерен 2 в необходимое положение.

Блокирующее устройство предназначено для предотвращения самопроизвольного включения и выключения передач ходоуменьшителя и состоит из кулисы 28, рычага 12, фиксатора 24, пружины 26. Рычаг 12 соединен тягой 13 с левым плечом двуплечего рычага 38 блокирующего устройства коробки передач.

Правое плечо этого рычага связано с педалью сцепления. При включенном сцеплении кулиса 28 препятствует подъему фиксатора 24 и перемещению вилки 22 с блоком шестерен 2. При выключенном сцеплении происходит поворот кулисы в положение, при котором возможен подъем фиксатора 24 и перемещение вилки с блоком шестерен 2 в необходимое положение.

Механизм взаимной блокировки предназначен для предотвращения одновременного включения передач в ходоуменьшителе и коробке передач. Он состоит из регулировочного рычага 30, который установлен на цилиндрической части рычага 21 и соединен с ним болтом 20 и гайкой 31, зафиксированной стопорной пластиной 32; рычага 16 с кронштейном 36, осью 37 и пружиной 39 на верхней крышке коробки передач; рычага 19 с кронштейном 34 и осью 33 на корпусе ходоуменьшителя; тяги 18 дополнительного фиксатора 35 в крышке коробки передач.

Для работы с ходоуменьшителем рычаг переключения коробки передач устанавливается в положение «Ходоуменьшитель». При этом в паз планки переключения передач заднего хода коробки передач пружиной 39 опускается фиксатор 35, рычаг 19 через тягу 18 выводится из паза рычага 30. Происходит разблокирование рычага 14 переключения передач ходоуменьшителя.

Смазывание ходоуменьшителя — принудительное через отверстия в оси 23. На заводе в ходоуменьшитель устанавливают одну из пар сменных шестерен, другую по требованию заказчика прикладывают к трактору или при необходимости устанавливают в ходоуменьшитель взамен первой.

При работе трактора с ВОМ частоту вращения первичного вала коробки передач 1000 мин-1 постоянно поддерживают, нажимая на педаль управления скоростным режимом дизеля, по указателю режима работы трансмиссии трактора. При этой частоте вращения первичного вала коробки и установленной в ходоуменьшителе сменной паре шестерен 9 и 6 е числом зубьев соответственно Z = 30 и Z = 35 ходоуменьшитель обеспечивает передаточные числа 6 и 3,8, соответствующие скорости движения трактора 1,67 км/ч и 2,57 км/ч. При установленной сменной паре 9 или числом зубьев Z = 17 и Z = 48 обеспечиваются передаточные числа 14,6 и 9,3, соответствующие скорости движения 0,68 км/ч и 1,08 км/ч.

При заблокированном гидротрансформаторе и частоте вращения первичного вала коробки передач 1900 мин-1 скорости трактора равны 3,1 км/ч и 4,9 км/ч при одних сменных шестернях и 1,3 км/ч и 2 км/ч при других.

Регулировка механизма взаимной блокировки коробки передач и ходоуменьшителя. После установки ходоуменьшителя на трансмиссию регулируют механизм взаимной блокировки коробки передач и ходоуменьшителя и блокирующее устройство ходоуменьшителя. Это делают следующим образом:
— устанавливают рычаг переключения передач в положение
«Ходоуменьшитель», а рычаг 21 ходоуменьшителя — в нейтральное положение, соответствующее 10° подъема его оси вверх от горизонтального положения;
— поворотом рычага 30 добиваются свободного входа его в паз рычага 10, после чего окончательно затягивают гайку 31 и фиксируют ее стопорной пластиной 32;
— включают одну из передач ходоуменьшителя, с помощью тяги 18 и вилки 15 устанавливают зазор 0,5 … 1 мм между рычагами 30 и 19;
— устанавливают рычаг 21 в нейтральное положение.

Блокирующее устройство регулируют в такой последовательности:
— поворачивают по ходу часовой стрелки двуплечий рычаг 38 кулисы коробки передач до упора, а рычаг 12 кулисы ходоуменьшителя до упора против хода часовой стрелки;
— соединяют в этом положении с помощью тяги 13 рычага кулис коробки передач и ходоуменьшителя. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988 г.]

Похожие материалы

Ходоуменьшитель трактора Т-40

Ходоуменьшитель предназначен для получения дополнительного ряда замедленных скоростей трактора, что позволяет использовать его с сельскохозяйственными машинами и орудиями, требующими пониженных скоростей движения.

Ходоуменьшитель устанавливается с левой стороны трактора, в расточку под стакан конической шестерни реверса. Конструкция ходоуменьшителя выполнена в виде отдельного узла и представляет собой зубчатую передачу с внешним и внутренним зацеплением. Передаточное число ходоуменьшителя равно 2,75.

Рис. 1. Ходоуменьшитель:

1 — шестерня ведомая; 2 — стакан; 3 — сателлит; 4 — шестерня коронная; 5 — вал ведущий; 6 — солнечная шестерня; 7 — шестерня коническая; 8 — муфта; 9 — первичный вал; 10 — маслоприемннк с трубкой; 11 — кольцо уплотнительное; 12 — ось педали муфты ВОМ; 13 — крышка в сборе с маслоподводящей трубкой; 14 — водило; 15 — штифт; 16 — прокладки регулировочные

Работает ходоуменьшитель (рис. 1) следующим образом. Солнечная шестерня 6, соединенная шлицами с конической шестерней 7 реверса, вращает сателлиты 3, расположенные в неподвижном водиле 14. Сателлиты передают вращение шестерне 1, которая через шлицевое соединение вращает ведущий вал 5 ходоуменьшителя. Далее вращение передается через подвижную муфту 8 на первичный вал 9 коробки передач.

Включение ходоуменьшителя осуществляется рычагом реверса, который имеет три положения. Ходоуменьшитель рассчитан на работу трактора с тяговым усилием не более 900 кг. Пятую и шестую передачу включать не рекомендуется во избежание повышенного износа шестерен этих передач. Соответствующие скорости получите на прямых передачах.

Установленный новый ходоуменьшитель обкатайте без нагрузки на крюке в течение двух часов: из них 20 минут при нейтральном положении рычага переключения передач и по 20 минут на замедленной, первой, второй, третьей и четвертой передачах. В процессе обкатки проверьте поступление масла в ходоуменьшитель по отсутствию чрезмерного нагрева.

Первые 10—15 часов работы трактора с включенным ходоуменьшителем не давайте полную нагрузку на крюке.

Смазка деталей ходоуменьшителя осуществляется путем отбора масла из корпуса муфты сцепления маслоприемником 10 и подачи его самотеком по трубопроводу в полость «А» стакана ходоуменьшителя.

Следует иметь в виду, что при установленном ходоуменьшителе масло в корпус трансмиссии заливать до уровня верхней контрольной пробки, а когда он не установлен, — до нижней.

При ремонте, в случае большого износа зубьев сателлитов ходоуменьшителя, переставьте их для работы неизношенной стороной, одновременно поверните на 180° оси сателлитов. [Тракторы Т-40 и Т-40А. 1971 г.]

Похожие материалы