Работа смазочной системы. Для смазывания в дизеле СМД-66 летом используют масло М-10Г2 или М-10ДМ, а зимой М-8Г2. Здесь применена комбинированная система, т. е. часть деталей смазывается принудительно, а часть — разбрызгиванием.
Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, к коромыслам, подшипникам турбокомпрессора и воздушного компрессора. Поршни, гильзы цилиндров, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, толкатели смазываются маслом, разбрызгиваемым вращающимися деталями.
Схема смазочной системы представлена на рисунке.
1 — масляный насос; 2 — каналы в коленчатом вале; 3 — отверстие слива масла из водяного насоса; 4 — маслопровод подачи смазки к водяному насосу; 5 — полости в шатунных шейках; 6 — главная масляная магистраль; 7 — канал подачи смазки к шестерне привода топливного насоса; 8 — штуцер подачи смазки к угломеру; 9 — маслопровод подачи смазки к фильтру турбокомпрессора; 10 — перепускной клапан; 11 — фильтр турбокомпрессора; 12 — фильтрующий элемент; 13 — сапун; 14 — каналы подачи смазки к клапанному механизму; 15 — маслопровод подачи смазки к подшипнику турбокомпрессора; 16 — трубка слива масла из турбокомпрессора; 17 — маслозаливная горловина; 18 — маслоизмеритель; 19 — сверления в опоре распределительного вала; 20 — обратный клапан; 21 — маслопровод к радиатору; 22 — маслопровод от радиатора; 23 — маслопрокачивающий насос; 24 — жиклер; 25 — поддон; 26 — трубка подвода масла к компрессору; 27 — сверления в коленчатом валу компрессора; 28 — предохранительный клапан; 29 — центрифуга; 30 — маслоуспокоитель; 31 — пробка слива масла; 32 — маслозаборник.
Масляным насосом 1 масло засасывается из поддона 25 через маслозаборник 32. По нагнетательному трубопроводу и сверлениям в блок-картере масло проходит к масляному фильтру (центрифуге) 29. Давление в системе поддерживается с помощью предохранительного клапана 28.
Масло, очищенное в роторе центрифуги, по сверлению в центральной оси и сверлениям в корпусе фильтра и блок-картера поступает на смазывание первого коренного подшипника и в главную масляную магистраль 6 блок-картера. Часть смазывающего материала, идущего на привод ротора центрифуги, сливается в поддон 25.
Из главной магистрали масло поступает к коренным подшипникам и подшипникам распределительного вала.
Из коренных подшипников часть масла проходит в сверления 2 коленчатого вала и заполняет полости шатунных шеек. Под действием центробежных сил, создаваемых при вращении коленчатого вала, масло дополнительно освобождается от твердых частиц и по сверлениям в шатунных шейках проходит к шатунным подшипникам.
В поперечных перегородках блок-картера в расточках под опорами распределительного вала закреплены трубки подачи масла на охлаждение поршней (на схеме не показаны). Трубки соединены с вертикальными сверлениями, соединяющими коренные подшипники коленчатого вала н подшипники распределительного вала.
Масло, вытекающее через зазоры коренных и шатунных подшипников, подшипников распределительного вала и через трубки охлаждения поршней, разбрызгивается вращающимися деталями и смазывает гильзы цилиндров, поршни, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала.
В сопряжение поршневой палец — втулка верхней головки шатуна масло попадает через отверстия в головке, а в сопряжение поршневой палец — бобышки поршня — через сверления с нижней стороны бобышек.
В головки цилиндров для смазывания деталей механизма газораспределения масло поступает пульсирующим потоком от первой и четвертой опор распределительного вала. Для этого в шейках выполнены поперечные сверления 19, которые за один оборот распределительного вала соединяют вертикальные сверления в блок-картере с каналами 14. Благодаря этому масло подается не непрерывным потоком, а короткими импульсами. Этим ограничивается подача смазки к клапанному механизму.
Из каналов 14 по сверлениям в головке масло через одну из стоек коромысел попадает во внутреннюю полость оси, заглушённую с обеих сторон. По поперечным сверлениям в оси масло выходит для смазывания втулок коромысел, а по сверлениям в коромыслах и регулировочных винтах — на смазывание сферического сопряжения регулировочного винта со штангой. Стекающее по штангам масло попадает на сферическое сопряжение штанги с толкателем и направляющую толкателя с кулачком распределительного вала. Для этого в толкателе имеются два сверления: одно в донышке, другое на боковой поверхности.
Контактные поверхности бойка коромысла и торца клапана смазываются маслом, вытекающим из оси и разбрызгиванием коромыслом.
Скапливающееся в клапанной коробке масло сливается в поддон через сверления в головке и сообщающиеся с ними литые колодцы в блок-картере.
Для смазки подшипников водяного насоса используют часть масла, поступающего в левую головку цилиндров. Сверление в головке цилиндров соединено маслопроводом 4 с внутренней полостью корпуса водяного насоса. По каналу 3 масло из корпуса насоса через переднюю крышку сливается в поддон.
По сверлениям в картере маховика масло поступает к каналу 7 в опоре для смазывания втулки шестерни привода топливного насоса. По сверлениям в опоре оно проходит к штуцеру 8 и через отверстие в нем струей выходит на детали автомата угла опережения подачи топлива.
По внешним маслопроводам 9 и 15 смазка из главной магистрали поступает к подшипнику турбокомпрессора. По пути она дополнительно очищается в сетчатом фильтре 11. Для исключения случаев задира подшипника ротора турбокомпрессора при повышенном сопротивлении фильтра 11 (холодное масло, засорение фильтра) установлен перепускной клапан 10, пропускающий масло мимо фильтра. Смазка из турбокомпрессора по трубке 16 сливается в поддон.
К подшипникам пневмокомпрессора масло из главной магистрали по трубопроводу 26 поступает в сверления 27 коленчатого вала Через зазоры оно смазывает цилиндры и поршни пневмокомпрессора, шариковые подшипники его коленчатого вала, скапливается в углублении кронштейна и через переднюю крышку вытекает в поддон дизеля.
Масло охлаждается в специальном радиаторе (поступает по маслопроводу 21), установленном впереди водяного, а охлажденным оно сливается в поддон по маслопроводу 22. Количество масла, поступающее на охлаждение в радиатор, регулируется с помощью жиклера 24. Для подачи масла к точкам смазывания в начальный период пуска дизеля установлен маслопрокачивающий насос 23, который приводится от редуктора пускового двигателя. При включении в работу пускового двигателя, когда коленчатый вал дизели еще не вращается и не работает основной масляный насос 1, масло в главную масляную магистраль из поддона подается насосом предпусковой прокачки через обратный клапан.
Необходимость установки насоса предпусковой прокачки объясняется тем, что в начальный период пуска трущиеся поверхности, особенно подшипники коленчатого вала, работают без смазки. Вследствие этого при пуске наблюдается интенсивное изнашивание подшипников и возникает опасность их задира. Установка насоса принудительной предпусковой прокачки исключает эти явления.
После пуска давлением в системе, создаваемым насосом 1, клапан 20 закрывается, отсоединяя насос предпусковой прокачки от смазочной системы дизеля.
Корпусом клапана 20 служит штуцер, ввернутый в наклонное сверление блок-картера, к которому подсоединяют трубку подвода масла от насоса предпусковой прокачки. Клапан — плунжерного типа, отрегулирован на давление 0,04 … 0,05 Мпа (0,4 … 0,5 кгс/см2).
Для заливки масла в поддон на колпаке левой головки цилиндров установлена горловина 17. Под ней размещается сетка из решетного полотна, а сверху горловина закрыта крышкой с пружинным замком, которая уплотнена резиновой прокладкой.
Масло в поддон заливают до уровня, указанного на маслоизмерительном стержне 18. В направляющей трубке стержень уплотнен войлочным сальником. Количество масла, заливаемого в поддон, — 18 л.
На колпаке правой головки цилиндров установлен сапун 13, сообщающий внутреннее пространство дизеля с атмосферой. Он исключает повышение давления в картере вследствие прорыва газов через поршневые кольца, что, в свою очередь, предотвращает утечки масла через уплотнения.
Через сапун выбрасываются продукты сгорания (газы) из внутренних полостей. В нем улавливаются и возвращаются в дизель капельки масла из выходящих картерных газов. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988 г.]