Устройство. Ходоуменьшитель предназначен только для получения замедленных дополнительных технологических скоростей. Использование ходоуменьшителя для получения тяговых усилий более 30 кН не рекомендуется, так как может привести к его поломке.
Он представляет собой двухступенчатый четырехвальный редуктор, устанавливаемый на левой стенке корпуса трансмиссии.
1 — корпус; 2 — подвижный блок шестерен; 3 и 10 — валы; 4, 23, 27, 33 и 37 — оси; 5 и 8 — блоки шестерен; 6, 9 и 11 — шестерни; 7 — первичный вал; 12, 16, 19, 21, 25 и 30 — рычаги; 13, 17 и 18 — тяги; 14 — рычаг переключения передач ходоуменьшителя; 15 и 22 — вилки; 20 — спецболт; 24 и 35 — фиксаторы: 26 и 39 — пружины; 28 — кулиса; 29 — крышка; 31 — гайка; 32 — стопорная пластина; 34 и 36 — кронштейны; 38 — двуплечий рычаг; а — схема регулировки блокировки ходоуменьшителя и взаимной блокировки ходоуменьшителя и коробки передач (показало положение механизма блокировки при выключенном сцеплении и заблокированной коробке передач).
При этом блоки шестерен 8 и 5 (рис. 1) ходоуменьшителя входят в зацепление с шестернями (Z = 30) первичного и вторичного (Z = 43) валов коробки передач.
В расточках чугунного корпуса 1 ходоуменьшителя на подшипниках расположены: первичный вал 7 с эвольвентными шлицами и блоком шестерен 8; вал 10 с прямобочными шлицами с шестерней 11 и сменной шестерней 9; вал 3 с эвольвентными шлицами со сменной шестерней 6 и подвижным блоком шестерен 2; ось 4, на которой установлена блочная шестерня 5.
Передачи включаются введением венцов подвижного блока шестерен 2 в зацеплении с венцами блока шестерен 5 по принятой схеме переключения передач.
Управление ходоуменьшителем содержит механизм переключения передач, блокирующее устройство, механизм взаимной блокировки ходоуменьшителя и коробки передач.
Механизм переключения передач состоит из рычага 14 переключения передач, тяги 17, рычагов 21 и 25, осей 23 и 27, вилки с поводком 22. При воздействии на рычаг 14 поворачиваются рычаги 21 и 25. Рычаг 25 передвигает вилку 22 с блоком шестерен 2 в необходимое положение.
Блокирующее устройство предназначено для предотвращения самопроизвольного включения и выключения передач ходоуменьшителя и состоит из кулисы 28, рычага 12, фиксатора 24, пружины 26. Рычаг 12 соединен тягой 13 с левым плечом двуплечего рычага 38 блокирующего устройства коробки передач.
Правое плечо этого рычага связано с педалью сцепления. При включенном сцеплении кулиса 28 препятствует подъему фиксатора 24 и перемещению вилки 22 с блоком шестерен 2. При выключенном сцеплении происходит поворот кулисы в положение, при котором возможен подъем фиксатора 24 и перемещение вилки с блоком шестерен 2 в необходимое положение.
Механизм взаимной блокировки предназначен для предотвращения одновременного включения передач в ходоуменьшителе и коробке передач. Он состоит из регулировочного рычага 30, который установлен на цилиндрической части рычага 21 и соединен с ним болтом 20 и гайкой 31, зафиксированной стопорной пластиной 32; рычага 16 с кронштейном 36, осью 37 и пружиной 39 на верхней крышке коробки передач; рычага 19 с кронштейном 34 и осью 33 на корпусе ходоуменьшителя; тяги 18 дополнительного фиксатора 35 в крышке коробки передач.
Для работы с ходоуменьшителем рычаг переключения коробки передач устанавливается в положение «Ходоуменьшитель». При этом в паз планки переключения передач заднего хода коробки передач пружиной 39 опускается фиксатор 35, рычаг 19 через тягу 18 выводится из паза рычага 30. Происходит разблокирование рычага 14 переключения передач ходоуменьшителя.
Смазывание ходоуменьшителя — принудительное через отверстия в оси 23. На заводе в ходоуменьшитель устанавливают одну из пар сменных шестерен, другую по требованию заказчика прикладывают к трактору или при необходимости устанавливают в ходоуменьшитель взамен первой.
При работе трактора с ВОМ частоту вращения первичного вала коробки передач 1000 мин-1 постоянно поддерживают, нажимая на педаль управления скоростным режимом дизеля, по указателю режима работы трансмиссии трактора. При этой частоте вращения первичного вала коробки и установленной в ходоуменьшителе сменной паре шестерен 9 и 6 е числом зубьев соответственно Z = 30 и Z = 35 ходоуменьшитель обеспечивает передаточные числа 6 и 3,8, соответствующие скорости движения трактора 1,67 км/ч и 2,57 км/ч. При установленной сменной паре 9 или числом зубьев Z = 17 и Z = 48 обеспечиваются передаточные числа 14,6 и 9,3, соответствующие скорости движения 0,68 км/ч и 1,08 км/ч.
При заблокированном гидротрансформаторе и частоте вращения первичного вала коробки передач 1900 мин-1 скорости трактора равны 3,1 км/ч и 4,9 км/ч при одних сменных шестернях и 1,3 км/ч и 2 км/ч при других.
Регулировка механизма взаимной блокировки коробки передач и ходоуменьшителя. После установки ходоуменьшителя на трансмиссию регулируют механизм взаимной блокировки коробки передач и ходоуменьшителя и блокирующее устройство ходоуменьшителя. Это делают следующим образом:
— устанавливают рычаг переключения передач в положение
«Ходоуменьшитель», а рычаг 21 ходоуменьшителя — в нейтральное положение, соответствующее 10° подъема его оси вверх от горизонтального положения;
— поворотом рычага 30 добиваются свободного входа его в паз рычага 10, после чего окончательно затягивают гайку 31 и фиксируют ее стопорной пластиной 32;
— включают одну из передач ходоуменьшителя, с помощью тяги 18 и вилки 15 устанавливают зазор 0,5 … 1 мм между рычагами 30 и 19;
— устанавливают рычаг 21 в нейтральное положение.
Блокирующее устройство регулируют в такой последовательности:
— поворачивают по ходу часовой стрелки двуплечий рычаг 38 кулисы коробки передач до упора, а рычаг 12 кулисы ходоуменьшителя до упора против хода часовой стрелки;
— соединяют в этом положении с помощью тяги 13 рычага кулис коробки передач и ходоуменьшителя. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988 г.]