Высокая степень сжатия вызывает необходимость в значительном усилии для поворота коленчатого вала дизельного двигателя. Чтобы уменьшить нагрузку на пусковой двигатель при вращении коленчатого вала дизеля в начальный период его прогрева, а также облегчить проворачивание вала вручную, когда это нужно для той или иной регулировки, требуется на некоторое время снизить в цилиндрах давление сжатия.
Для этой цели на некоторых дизельных двигателях устанавливают декомпрессионный механизм. Он не даст клапанам полностью закрываться, благодаря чему часть воздуха при сжатии выходит обратно. У современных тракторных двигателей декомпрессионные механизмы воздействуют либо на все клапаны, либо только на впускные. В первом случае воздух при впуске попадает в цилиндры одновременно через впускную и выпускную системы.
Вместе с очищенным воздухом проходит и неочищенный, загрязненный частицами нагара из выпускной трубы. Применение такого механизма является вынужденным у тех двигателей, где отсутствуют выточки на днище поршня зазор между поршнем и головкой настолько мал, что не позволяет удерживать клапаны открытыми на нужную величину.
1 — соединительная муфта валиков коромысел; 2 — валик коромысел; 3 — стойка; 4 — кронштейн; 6 — валик декомпрессионного механизма; 6 — соединительная муфта валиков декомпрессионного механизма; 7 — болт декомпрессионный; 8 — соединительная муфта; 9 — рычаг декомпрессионного механизма.
Декомпрессионный механизм двигателя Д-З6 воздействует на все клапаны. Он состоит из двух валиков 5, соединенных муфтой 6. С помощью рычага они могут поворачиваться в кронштейнах 4, прикрепленных к стойкам 3 валиков коромысел. В валики ввернуто восемь болтов 7 с шаровыми головками.
Когда рычаг поднят вверх, болты занимают вертикальное положение, а своими шаровыми головками опускают длинные плечи коромысел на 1—1,25 мм. Клапаны, двигаясь вверх, стержнями упираются (через стаканы) в коромысла и не закрывают гнезда.
Двигатели Д24 и Д-14 декомпрессионных механизмов не имеют. Проворачивание коленчатого вала у них облегчается за счет увеличения камеры сжатия. Для этой цели в головке двигателя имеются дополнительные камеры, которые сообщаются с основными при открытии специальных пусковых клапанов. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959г.]