Система смазки предназначена для обеспечения непрерывной подачи масла к трущимся поверхностям деталей двигателя.
Попадая между поверхностями трения отдельных деталей, смазка образует слой, отделяющий одну трущуюся поверхность от другой.
Вследствие этого уменьшаются потери на трение, снижается износ деталей и повышается механический коэффициент полезного действия двигателя.
Кроме того, непрерывная подача смазки способствует охлаждению трущихся поверхностей и их очистки от продуктов износа деталей.
- В систему смазки входят:
- насос с маслозаборником, создающий циркуляцию масла в двигателе;
- фильтр, предназначенный для очистки масла;
- трубопроводы, по которым циркулирует масло в двигателе;
- щуп для замера уровня масла, находящегося в картере двигателя;
- манометр, указывающий величину давления масла в главной магистрали двигателя.
Система смазки двигателя (рис.) комбинированная: часть деталей смазывается под давлением, часть — разбрызгиванием.
1 — масляный заборник; 2 — масляный насос; 3 — трубка подвода масла от насоса к фильтру; 4 — корпус фильтра; 5 — тройник; 6 — ротор центрифуги; 7 — ось коромысел; 8 — пробка заливного отверстия в корпусе водяного насоса; 5 — заливной патрубок; 10 — трубка подвода смазки к коленчатому валу; 11 — кольцо подвода смазки; 12 — полость в шатунной шейке коленчатого вала; 13 — щуп.
Под давлением смазываются шатунный подшипник коленчатого вала, втулка верхней головки шатуна и втулки коромысел клапанно-распределительного механизма. Остальные трущиеся поверхности узлов и деталей двигателя смазываются разбрызгиванием. Масло заливают в картер двигателя через заливной патрубок 9, закрепленный на передней крышке с левой стороны двигателя. Уровень масла контролируют масломерным щупом 13, расположенным на картере двигателя с левой стороны.
Щуп имеет три метки: верхнюю, отмеченную буквой В, до уровня которой заливают масло после сборки двигателя или полной замены масла; среднюю, отмеченную буквой П, до уровня которой доливают масло при ежесменном контроле уровня, и нижнюю, отмеченную буквой Н, определяющую минимально допустимый уровень масла в картере двигателя.
Масло в системе совершает следующий путь. Через сетку масляного заборника 1 из нижней части картера оно засасывается в масляный насос 2. Из насоса через сверленый канал в картере и наружную трубку 3 подается под давлением в масляный фильтр. Часть масла, поступившего в фильтр, под давлением вытекает через реактивные сопла ротора 6 центрифуги и сливается в картер двигателя.
Под действием реактивной силы вытекающих струй масла ротор вращается с большим числом оборотов. Продукты загрязнения, находящиеся в масле во взвешенном состоянии, под действием центробежных сил отбрасываются к стенкам ротора и оседают на них, а из ротора вытекает очищенное масло.
Другая часть масла, подаваемого насосом, проходит через калиброванное отверстие в корпусе фильтра и поступает по трубке к тройнику 5 на картере двигателя. От тройника по каналу в картере оно подходит к трубке 10, соединяющей канал в картере с маслоподводящим кольцом 11. Кольцо 11 свободно сидит на втулке, надетой на передний конец коленчатого вала. Через кольцо и отверстие во втулке масло попадает в каналы коленчатого вала, а по ним к полости 12 в шатунной шейке. В полости 12 масло проходит дополнительную центробежную очистку и через отверстие в шейке поступает к шатунному подшипнику.
При каждом обороте коленчатого вала отверстия в шатунной шейке и в верхнем вкладыше шатуна совпадают. При этом масло из полости шейки проходит по сверлению в стержне шатуна к его верхней головке.
Тройник 5 имеет отвод, соединенный трубкой со штуцером головки цилиндра. Пройдя штуцер, масло попадает в полость стойки оси коромысел (по каналам, просверленным в головке). Калиброванное отверстие в вертикальном канале головки служит для уменьшения количества масла, поступающего в головку. Через канал в стойке масло проникает внутрь полости оси 7 коромысел и через отверстия в оси — ко втулкам коромысел.
Вытекая из зазоров между втулками и осью, оно сливается в полость штанг толкателей, смазывает шариковые подшипники левого валика уравновешивающего механизма и толкатели, а затем стекает в картер двигателя.
Коренные подшипники коленчатого вала, подшипники кулачкового валика и гильза цилиндра смазываются маслом, вытекающим из зазора между шатунным подшипником и шейкой вала. Вследствие быстрого вращения коленчатого вала оно образует в картере масляный туман, хорошо проникающий к трущимся поверхностям указанных деталей.
Масло, вытекающее в зазоры между маслоподводящим кольцом 11 и втулкой, а также разбрызгиваемое шестерней привода масляного насоса, образует туман в полости передней крышки двигателя. Им смазываются все шестерни распределения, шестерни и червячный валик счетчика моточасов, а также подшипники правого валика уравновешивающего механизма.
Задний подшипник этого валика, кроме того, смазывается через сверление е в перемычке между полостью правого и левого задних грузов уравновешивающего механизма. Для стока масла из полости правого заднего груза в ее нижней части просверлено отверстие, выходящее во внутреннюю полость картера двигателя.
Из полости левого заднего груза масло стекает через окно, выходящее в полость штанг толкателей. Подшипники водяного и топливного насосов с регулятором смазываются дизельным маслом, заливаемым в их внутреннюю полость через пробки, расположенные на корпусах.[Трактор ДТ-20. Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. 1965 г.]