Смазочная система дизеля (рис. 1) — комбинированная.
Наиболее нагруженные трущиеся поверхности смазываются под давлением, остальные — разбрызгиванием.
Под давлением масло поступает к сопряжениям следующих деталей: коренным и шатунным подшипникам, подшипникам распределительного вала, промежуточной шестерне газораспределительного механизма и др.
1 — масляный фильтр (центрифуга); 2 — масляный радиатор; 3 — указатель температуры масла; 4 — указатель давления масла; 5 — шестерня привода топливного насоса; 6 — переключатель «зима—лето»; 7 — промежуточная шестерня газораспределения; 8 — масляный насос; 9 — редукционный клапан
Остальные детали смазываются разбрызгиванием, масло выдавливается из зазоров и специальных отверстий, стекает в масляный картер и образует масляный туман.
К смазочной системе отнесены масляный насос, редукционный клапан, масляный фильтр (центрифуга), масляный радиатор.
Схема смазочной системы дизеля. Масло из нижней части картера через маслозаборник насосом 8 (см. рис. 1) нагнетается в полнопоточный реактивно-масляный фильтр 1 (центрифугу), где очищается от механических примесей и осадков. Из фильтра очищенное масло поступает в масляный радиатор 2 (переключатель радиатора в положении «лето») или непосредственно в смазочную магистраль, расположенную в блоке (переключатель радиатора в положении «зима»). По каналам в перегородках блока масло поступает к третьему коренному подшипнику, откуда по сверлениям в щеках и шейках коленчатого вала — к шатунным и коренным подшипникам. От первого коренного подшипника масло подводится для смазки шестерен газораспределения и первой шейки распределительного вала. Для смазки второй и третьей шеек распределительного вала масло поступает из третьего и пятого коренных подшипников коленчатого вала. К клапанному механизму масло поступает пульсирующим потоком.
По каналам в картере и трубке в крышке распределительных шестерен, через отверстие в переднем листе, масло поступает к установочному фланцу топливного насоса и втулке шестерни привода топливного насоса.
При установке на дизель компрессора масло через отверстие в переднем листе дизеля и отверстие в корпусе компрессора поступает для смазки компрессора.
Из шатунных шеек коленчатого вала по сверлению в стержне шатуна масло поступает для охлаждения днища поршня и смазки поршневого пальца.
Самотеком смазывается сопряжение стержень клапана — втулка клапана. Все остальные детали смазываются разбрызгиванием и парами масла (масляным туманом).
Давление масла в магистрали контролируется указателем давления 4. Нормальное давление масла при прогретом дизеле и номинальной частоте вращения должно быть в пределах 0,15—0,4 МПа (1,5—4 кгс/см²). При давлении масла ниже 0,15 МПа (1,5 кгс/см²) следует остановить дизель для выявления и устранения причин, вызывающих пониженное давление масла. При работе дизеля с включенным в смазочную систему масляным радиатором стрелка, отлитая на корпусе 12 (рис. 2) центрифуги, должна указывать на букву «Л» переключателя, при работе с отключенным радиатором — на букву «3».
Принцип действия основных механизмов. Редукционный клапан (рис. 3) служит для регулирования и поддержания постоянного давления в смазочной системе. Клапан состоит из корпуса, шарика, прокладки, гайки, пружины, регулировочной пробки.
Масло от насоса через трубки поступает к редукционному клапану, который отрегулирован на давление 0,64—0,69 МПа (6,5—7 кгс/см²). При давлении 0,69 МПа (7 кгс/см²) и выше масло давит на шарик 5, а через него на пружину 4. Пружина сжимается, шарик отходит, открывая отверстие, через которое часть масла сливается в картер.
Масляный фильтр (центрифуга). Для очистки масла на дизеле установлен реактивный масляный фильтр (центрифуга) (см. рис. 2).
1 — сопло; 2 — крышка ротора; 3 — колпак; 4 — упорная шайба; 5, 6, 7 — гайки; 8 — стопорное кольцо; 9 — ось ротора; 10 — отражатель; 11 — основание ротора; 12 — корпус
Через него проходит все масло, поступающее в смазочную систему дизеля, а часть масла, подаваемого насосом, сливается при работе дизеля через редукционный клапан в масляный картер. Фильтр состоит из корпуса, основания ротора, отражателя, оси ротора, стопорных колец, гаек, упорной шайбы, колпака, крышки ротора, сопл, Масло, поступающее из насоса, проходит по каналу в корпусе 12 центрифуги и кольцевому зазору между трубкой и осью 9 ротора, через отверстия в оси и основании ротора, затем через отражатель 10 в полость ротора. В полости ротора давление достигает 0,64 — 0,69 МПа (6,5—7 кгс/см²). Под этим давлением часть масла, снова пройдя через отражатель, поступает к соплам 1 (форсункам) и, вытекая из них с большой скоростью, создает реактивную силу, которая приводит ротор во вращение. Частицы (механические примеси), находящиеся в масле, отбрасываются к стенкам ротора и оседают на них. Очищенное масло через тангенциальное отверстие и по центральному каналу в оси ротора поступает в главную магистраль.
Условия работы смазочной системы.
- Для обеспечения нормальной работы дизеля необходимо соблюдать следующие правила:
- заливать масло в картер дизеля только чистой посудой через воронку с частой сеткой.
- применять масло, рекомендуемое заводом. Применение автола или других масел недопустимо.
- не допускать работы дизеля при уровне масла в масляном картере ниже нижней и выше верхней меток указателя уровня масла.
1 — гайка; 2 — шайба; 3 — регулировочная пробка; 4 — пружина; 5 — шарик клапана; 6 — корпус
Способ регулирования давления масла в смазочной системе. С помощью редукционного клапана можно повысить или понизить давление масла. Для этого надо отогнуть шайбу 2 (см. рис. 3), отвернуть гайку 1 и, поворачивая отверткой пробку 3% сжать или ослабить пружину 4, прижимающую шарик 5. При повороте пробки вправо давление в системе повышается, а при повороте влево — понижается. При достижении в смазочной системе нужного давления в пределах 0,15—0,4 МПа (1,5—4 кгс/см²) (по указателю давления на щитке приборов) следует завернуть гайку 1 и законтрить ее прокладкой 2. [Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1989 г.]