При низкой температуре окружающего воздуха эксплуатация трактора значительно усложняется ввиду ухудшения условий работы системы питания и системы смазки. Одновременно ухудшаются условия работы трансмиссии, агрегатов гидравлики, электрооборудования, приборов и других механизмов.
Пониженно температуры вызывает возрастание вязкости топлива и смазочных масел в механизмах двигателя и трансмиссии. Топливо плохо протекает по трубкам и плохо фильтруется, сопротивление топливного фильтра резко возрастает, загустевшее масло создает дополнительные сопротивления вращению валов и шестерен двигателя, трансмиссии и других механизмов.
Затрудняется запуск двигателя вследствие увеличения усилий, необходимых для прокручивания коленчатого вала двигателя, ухудшается самовоспламенение дизельного топлива из-за понижения температуры в конце сжатия.
При низких температурах емкость аккумуляторной батареи снижается, потребляемый же стартером ток возрастает ввиду увеличения сопротивлений при проворачивании двигателя.
Для того чтобы обеспечить надежную работу трактора в зимний период, необходимо до наступления холодов подготовить его к зимней эксплуатации и провести следующие работы.
1. Выполнить сезонный технический уход и заменить после соответствующей промывки летние сорта смазки во всех картерах зимними.
2. Слить топливо из бака, промыть его чистым дизельным топливом, слить топливо из топливопроводов, заменить фильтрующий элемент, залить в бак зимнее дизельное топливо, заполнить всю систему топливом и полностью удалить из нее пузырьки воздуха.
3. Снять с трактора аккумуляторную батарею и провести ое обслуживание в соответствии с указаниями по уходу за электрооборудованием.
При заполнении бака топливом необходимо наблюдать, чтобы в топливо не попала вода, так как образовавшиеся кусочки льда могут забивать топливопроводы и прекращать подачу топлива.
Топливо следует заправлять через фильтр из замши или фланели, а при заправке во время дождя или снега закрывать брезентом горловину бака и воронку. Топливный бак следует держать всегда заполненным топливом. Один раз в сутки рекомендуется проверять, нет ли в топливе воды, для того выпускать немного отстоя до появления чистого топлива.
Особенности эксплуатации и уход за двигателем при низких температурах. Зимняя эксплуатация двигателя начинается с того времени, когда температура воздуха стабильно установится +5° и ниже.
Для надежной работы топливной аппаратуры необходимо использовать зимние сорта топлива в согласно ГОСТ 305—62 или 4749—49.
Перед пуском двигателя необходимо выключить муфту сцепления и включить свечу подогрева. Надежный запуск двигателя при температуре окружающего воздуха до —10° обеспечивается при условии включения свечи подогрева и наличии на тракторе аккумуляторных батарей емкостью 135 а-ч.
При температуре окружающего воздуха от —10 до —20° рекомендуется разжижать масло бензином с целью облегчения последующего запуска двигателя. Для этого при остановке машины на стоянку: заглушить двигатель, залить в картер двигателя 0,6 литра бензина, запустить двигатель, поработать на средних оборотах (1000—1200 об/мин) в течение 2—3 мин, заглушить двигатель.
Последующий пуск осуществлять в обычном порядке. Очередное разжижение масла производить только в том случае, если двигатель проработал под нагрузкой не менее 5 ч. При температуре окружающего воздуха —20° и ниже добавлять к дизельному топливу тракторный керосин в следующих количествах: при температуре от —20 до —30° керосина 10%, от —30 до —35° керосина 25% и от —35° и ниже керосина 50—70%.
Смешивать дизельное топливо с керосином необходимо перед заправкой топливного бака. [Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация. А.Д. Герасимов и др.]
В холодное время года условия эксплуатации трактора и в особенности его дизеля значительно усложняются, так как низкая температура наружного воздуха вызывает:
1) застывание масла в картере, на стенках цилиндров и поршней, на вкладышах и шейках коленчатого вала и других трущихся парах различных механизмов дизеля;
2) замерзание воды в системе охлаждения — радиаторе, водяном насосе, рубашке блока, головке цилиндров, водяной рубашке пускового двигателя, в результате чего образующийся лед может разрушить перечисленные детали;
3) застывание топлива в баке, топливопроводах, топливных фильтрах и прочих местах топливной системы, что вызывает ухудшение распыливания, перебои и даже прекращение подачи топлива в цилиндры дизеля;
4) затруднение воспламенения топлива в цилиндрах дизеля вследствие засасывания холодного воздуха и большой отдачи тепла стенкам цилиндров при сжатии.
Вследствие указанных обстоятельств запуск пускового двигателя и дизеля в зимнее время значительно усложняется, а при низких температурах почти невозможен, если своевременно не принять мероприятий, облегчающих запуск.
Масло, находящееся в агрегатах силовой передачи и ходовой части трактора, под влиянием низкой температуры воздуха сильно густеет. Поэтому трогание трактора с места после длительной стоянки следует выполнять осторожно, без рывков. Попытки тронуть трактор с места рывками могут привести к поломке шестерен коробки передач, конечной передачи и деталей заднего моста.
Чтобы обеспечить нормальную работу трактора в зимних условиях, следует при установлении температуры окружающего воздуха ниже плюс 5° перейти к зимней эксплуатации, выполнив сезонный технический уход.
Для облегчения запуска дизеля при низких температурах воздуха рекомендуется оборудовать теплое помещение для хранения трактора в нерабочее время.
В случае запуска дизеля после длительной стоянки трактора при низкой температуре следует вначале заправлять горячее масло в картер, а затем горячую воду в радиатор. Это объясняется тем, что масло имеет значительно меньшую теплопроводность, чем вода, поэтому оно медленнее остывает.
При заправке трактора маслом, водой или низкозамерзающими жидкостями, а также топливом следует соблюдать специальные правила.
Указания по заправке трактора маслом и водой
С понижением температуры масло густеет. Это обстоятельство является одной из основных причин трудности запуска дизеля, так как нормальная циркуляция масла в масляной системе нарушается, что может вызвать повышенный износ деталей, поломку и даже аварию дизеля. Для обеспечения нормальных условий при запуске дизеля, а также нормальных условий работы трактора в холодное время необходимо при остановке трактора на длительное время сливать масло из поддона дизеля. Масло следует сливать сразу же после остановки дизеля, пока оно не остыло и не увеличило свою вязкость.
Для смазки трактора и дизеля следует применять только зимние сорта масел, имеющие меньшую вязкость и более низкую температуру застывания. Холодный дизель следует заправлять лишь маслом, подогретым до 70—80°. Горячее масло облегчает запуск дизеля и уменьшает износ трущихся поверхностей деталей. Кроме того, горячее масло легко и быстро можно залить в поддон.
Недопустимыми являются подогрев масла в ведрах над пламенем костра или путем разведения костра непосредственно под поддоном дизеля. При подогреве открытым пламенем в ведре или в поддоне дизеля масло около их стенок вследствие плохой теплопроводности разлагается, подгорает и теряет смазывающие свойства. Поэтому масло следует подогревать в водомаслогрейках. Во время работы водомаслогрейку устанавливают в поле, в стороне от заправочного пункта. Масло в ней подогревается в специальном резервуаре, омываемом водой. Вода, в свою очередь, подогревается пламенем топки. Таким образом, в водомаслогрейке одновременно с подогревом масла подогревается и вода.
Систему охлаждения дизеля необходимо заправлять обязательно горячей водой для предварительного подогрева дизеля перед запуском и предотвращения замерзания воды в системе в период запуска. Для постепенного подогрева дизеля во избежание появления трещин в головке цилиндров и рубашке блок-картера систему охлаждения следует заправлять вначале водой, подогретой до 70—80°, а затем водой с температурой 90—100°.
Порядок заправки воды в систему охлаждения следующий.
Дизель и радиатор накрывают теплым капотом, предварительно закрыв сердцевину радиатора шторкой, затем открывают сливной краник на нижнем выходном патрубке водяного радиатора, прочищают его канал проволокой и пропускают через систему охлаждения 2—3 ведра воды, подогретой до 70—80°. После этого закрывают сливной краник и заполняют систему горячей водой, подогретой до 90—100°. При этом воду следует заливать быстро, без перерывов, чтобы не допускать ее охлаждения.
Как только система охлаждения будет заполнена водой, закрывают заливную горловину крышкой и приступают к запуску пускового двигателя, а затем дизеля.
Ни в коем случае нельзя запускать пусковой двигатель и дизель без воды в системе охлаждения, так как это приведет к сильному перегреву пускового двигателя и дизеля, а при заливке воды в систему охлаждения — к резкому охлаждению и как следствие к образованию трещин в головке цилиндров. Во время работы трактора необходимо следить за температурой воды в системе охлаждения, поддерживая ее не ниже 75°. При кратковременных остановках трактора радиатор и дизель надо закрывать теплым капотом, не допуская снижения температуры в системе охлаждения ниже плюс 40°.
При длительных остановках трактора необходимо сливать воду из системы охлаждения, так как оставленная в системе охлаждения вода может замерзнуть и разрушить блок-картер, головку цилиндров и радиатор. Для слива воды из системы охлаждения необходимо поставить трактор на горизонтальную площадку и, охладив воду до 60—70°, слить ее. Сливать из системы охлаждения горячую воду нельзя, так как в этом случае ввиду резкого охлаждения может лопнуть головка цилиндров. Также нельзя допускать переохлаждения воды в системе ниже 50°, так как при сливе она может замерзнуть в радиаторе, головке цилиндров или сливном кранике. Воду необходимо сливать в чистую посуду, чтобы ее можно было использовать при последующей заправке. Нельзя сливать воду непосредственно под трактор во избежание примерзания гусеничных цепей трактора. Во время слива воды из системы охлаждения необходимо следить за ее вытеканием из краника, не допуская замерзания и засорения краника. Убедившись в том, что вода из системы охлаждения вытекла полностью, во избежание примерзания крыльчатки водяного насоса прокручивают коленчатый вал дизеля рукояткой.
Сливной краник нужно оставить открытым на все время хранения трактора. На тракторе надо вывесить табличку с надписью «Вода из системы охлаждения слита».
Для предохранения системы охлаждения дизеля от замерзания во время работы при температурах окружающего воздуха ниже минус 20″ в качестве охлаждающих жидкостей рекомендуется применять антифризы. Антифриз представляет собой желтоватую маслянистую ядовитую жидкость, состоящую из смеси воды и этилен-гликоля. Температура замерзания антифриза примерно минус 40°. При отсутствии антифриза применяют низкозамерзающие спирто-водо-глицериновые жидкости. Температура замерзания этих жидкостей колеблется в пределах от минус 18 до минус 36°.
Указания по заправке трактора топливом
С понижением температуры вязкость дизельного топлива увеличивается. В результате этого затрудняется прохождение его по топливопроводам и в топливных фильтрах. Это может служить причиной полного прекращения подачи топлива к топливному насосу или значительного ухудшения распыливания его форсункой в вихревой камере. В зимнее время необходимо применять зимнее дизельное топливо, которое имеет меньшую вязкость, чем летнее топливо. При температуре окружающего воздуха ниже минус 20° к зимнему дизельному топливу добавляют тракторный керосин, чтобы понизить его вязкость. Количество добавляемого к дизельному топливу керосина зависит от окружающей температуры. При температурах от минус 20° до минус 30° добавляют 10% тракторного керосина. При температуре от минус 30° до минус 35° добавляется 25% тракторного керосина. При температуре от минус 35° и ниже добавляется 50—75% тракторного керосина. Перед заправкой в топливный бак керосин и дизельное топливо необходимо тщательно перемешивать в специально для этого предназначенной чистой посуде. При заправке топлива следует принимать все меры предосторожности для предохранения топливного бака и топливопроводов от попадания в них снега, воды и грязи. При обнаружении в топливном баке воды необходимо немедленно слить все топливо из бака и заправить его свежим топливом. При попадании в дизельное топливо воды ее удаляют вымораживанием. Для этого топливо оставляют на морозе, а затем фильтрацией удаляют образовавшиеся льдинки.
Особенности закуска дизеля
Для более легкого запуска пускового двигателя и дизеля в холодное время года берут из топливного бачка пускового двигателя 20—30 см³ смеси бензина с маслом и заливают в цилиндр пускового двигателя. После запуска пускового двигателя прогревают дизель в установленном порядке на II передаче редуктора при положении рукоятки механизма декомпрессии «Работа» в течение 5 мин без подачи топлива в цилиндр. Включают подачу топлива только после прогрева дизеля. Для увеличения подачи топлива топливным насосом оттягивают кнопку обогатителя, расположенную на корпусе регулятора, выключают муфту главного сцепления. [Гуревич А. М. и Горожанкин В. И. Трактор ДТ-54А. Изд. 3-е, испр. М., «Колос», 1968. 223 с.]
В условиях реформирования экономических отношений в России наблюдаются снижение объемов сельскохозяйственного производства, ухудшение состояния и старение машинно-тракторного парка, поэтому особенно актуальным становится совершенствование организации технического сервиса в агропромышленном комплексе (АПК). Вхождение России в мировой рынок требует новых подходов в организации технического сервиса машин в АПК. Для этого необходимо использовать опыт, накопленный как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой.
Развитие рыночных отношений привело к значительному увеличению расходов на ТО и ремонт машин, особенно для мелких сельских товаропроизводителей. Современный парк машин АПК России разнообразен, в нем имеется сложная и дорогостоящая техника. При этом в сельском хозяйстве используется свыше 50% техники, прошедшей ТО и ремонт.
Техническое обслуживание и ремонт являются вынужденными и необходимыми условиями поддержания техники в работоспособном состоянии, особенно в последнее время, когда значительно сократились поставки техники селу. В АПК отмечается снижение инженерного обеспечения, причем более интенсивно, чем в промышленности. В связи с сокращением парка тракторов увеличивается нагрузка на технику, вследствие чего повышаются затраты на поддержание ее в работоспособном состоянии. Снижение работоспособности машин ведет к нарушению агротехнических сроков и, следовательно, к потере урожая.
Опыт многих зарубежных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее рациональная форма организации ТО и ремонта машин в сельском хозяйстве — дилерская система. При этом, как показали исследования, используют одноуровневый маркетинговый канал, что сокращает число посредников между заводом-изготовителем и сельским товаропроизводителем и делает снабжение более оперативным. Предприятия технического сервиса решают задачи маркетинга, лизинга и т.п.
Технический сервис машин в АПК России проводят дилерские пункты, фирменные станции технического обслуживания, машинно-технологические станции (МТС), специализированные ремонтные предприятия, снабженческие организации. Разработаны концепции региональных центров, основанные на принципах организации фирменного сервиса, задачей которых являются сосредоточение высокопроизводительной техники и ее эффективное использование, а обслуживаемыми объектами фермерские хозяйства, предприятия, индивидуальные владельцы.
Закономерностью является потребность в ТО и ремонте как импортной техники, так и отечественной. Технический сервис включает в себя следующий комплекс услуг: изучение потребностей и платежеспособного спроса потребителей на машины и услуги; оказание информационно-консультационных услуг; обеспечение потребителя машинами, оборудованием, запасными частями; предпродажная подготовка машин, монтаж, работы по пуску и наладке технологических комплексов; обучение потребителей правилам эксплуатации машин и оборудования; диагностика и техническое обслуживание машин; ремонт машин, включая доставку; организация услуг по аренде, прокату; проведение механизированных работ и т.д.; создание материально-технической базы для ремонта, ТО и др.
Система организации технического сервиса в России базируется на определенных принципах, прежде всего исходя из приоритета производителей сельскохозяйственной продукции. Материально-техническую базу предприятий технического сервиса в основном составляют объекты ремонтно-обслуживающих производств.
Разнообразие исполнителей технического сервиса (дилерские пункты, МТС и т.д.) создаст рынок услуг и конкуренцию. Взаимоотношения заводов-изготовителей и исполнителей технического сервиса и товаропроизводителей строятся на экономических интересах. Допускается участие зарубежных фирм-изготовителей в техническом сервисе машин, применяемых в сельском хозяйстве.
По данным ГосНИТИ, при рациональной организации технического сервиса на 8…12% сокращается время на ТО и ремонт, на 20…28% увеличивается наработка на трактор и на 34…46% повышается его производительность. Система организации технического сервиса должна обеспечивать высокую готовность машин, максимальную наработку техники, грамотное обслуживание и эксплуатацию, соблюдение интересов товаропроизводителей, подготовку кадров. Организация технического сервиса в новых экономических условиях требует научного подхода и новых форм, обеспечивающих эффективное использование имеющейся материально-технической базы сельскохозяйственных производителей. [С.П. Баженов, Б.Н. Казьмин, С.В. Носов. Основы эксплуатации и ремонта автомобилей и тракторов]