Основы технической эксплуатации тракторов

В условиях реформирования экономических отношений в России наблюдаются снижение объемов сельскохозяйственного производства, ухудшение состояния и старение машинно-тракторного парка, поэтому особенно актуальным становится совершенствование организации технического сервиса в агропромышленном комплексе (АПК). Вхождение России в мировой рынок требует новых подходов в организации технического сервиса машин в АПК. Для этого необходимо использовать опыт, накопленный как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой.

Развитие рыночных отношений привело к значительному увеличению расходов на ТО и ремонт машин, особенно для мелких сельских товаропроизводителей. Современный парк машин АПК России разнообразен, в нем имеется сложная и дорогостоящая техника. При этом в сельском хозяйстве используется свыше 50% техники, прошедшей ТО и ремонт.

Техническое обслуживание и ремонт являются вынужденными и необходимыми условиями поддержания техники в работоспособном состоянии, особенно в последнее время, когда значительно сократились поставки техники селу. В АПК отмечается снижение инженерного обеспечения, причем более интенсивно, чем в промышленности. В связи с сокращением парка тракторов увеличивается нагрузка на технику, вследствие чего повышаются затраты на поддержание ее в работоспособном состоянии. Снижение работоспособности машин ведет к нарушению агротехнических сроков и, следовательно, к потере урожая.

Опыт многих зарубежных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее рациональная форма организации ТО и ремонта машин в сельском хозяйстве — дилерская система. При этом, как показали исследования, используют одноуровневый маркетинговый канал, что сокращает число посредников между заводом-изготовителем и сельским товаропроизводителем и делает снабжение более оперативным. Предприятия технического сервиса решают задачи маркетинга, лизинга и т.п.

Технический сервис машин в АПК России проводят дилерские пункты, фирменные станции технического обслуживания, машинно-технологические станции (МТС), специализированные ремонтные предприятия, снабженческие организации. Разработаны концепции региональных центров, основанные на принципах организации фирменного сервиса, задачей которых являются сосредоточение высокопроизводительной техники и ее эффективное использование, а обслуживаемыми объектами фермерские хозяйства, предприятия, индивидуальные владельцы.

Закономерностью является потребность в ТО и ремонте как импортной техники, так и отечественной. Технический сервис включает в себя следующий комплекс услуг: изучение потребностей и платежеспособного спроса потребителей на машины и услуги; оказание информационно-консультационных услуг; обеспечение потребителя машинами, оборудованием, запасными частями; предпродажная подготовка машин, монтаж, работы по пуску и наладке технологических комплексов; обучение потребителей правилам эксплуатации машин и оборудования; диагностика и техническое обслуживание машин; ремонт машин, включая доставку; организация услуг по аренде, прокату; проведение механизированных работ и т.д.; создание материально-технической базы для ремонта, ТО и др.

Система организации технического сервиса в России базируется на определенных принципах, прежде всего исходя из приоритета производителей сельскохозяйственной продукции. Материально-техническую базу предприятий технического сервиса в основном составляют объекты ремонтно-обслуживающих производств.

Разнообразие исполнителей технического сервиса (дилерские пункты, МТС и т.д.) создаст рынок услуг и конкуренцию. Взаимоотношения заводов-изготовителей и исполнителей технического сервиса и товаропроизводителей строятся на экономических интересах. Допускается участие зарубежных фирм-изготовителей в техническом сервисе машин, применяемых в сельском хозяйстве.

По данным ГосНИТИ, при рациональной организации технического сервиса на 8…12% сокращается время на ТО и ремонт, на 20…28% увеличивается наработка на трактор и на 34…46% повышается его производительность. Система организации технического сервиса должна обеспечивать высокую готовность машин, максимальную наработку техники, грамотное обслуживание и эксплуатацию, соблюдение интересов товаропроизводителей, подготовку кадров. Организация технического сервиса в новых экономических условиях требует научного подхода и новых форм, обеспечивающих эффективное использование имеющейся материально-технической базы сельскохозяйственных производителей. [С.П. Баженов, Б.Н. Казьмин, С.В. Носов. Основы эксплуатации и ремонта автомобилей и тракторов]