Проверка генератора трактора

    Техническое состояние генератора определяют с помощью переносного устройства КИ-11400 следующим образом:

  1. проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня генератора;
  2. нанести мелом на торцевой поверхности шкива генератора контрольную метку шириной 15…20 мм и подключить датчик тахометра к разъему прибора;
  3. подсоединить провод «+V» и «+» к клемме «В» («+») генератора, а провода «-V» и «-» к корпусу двигателя;
  4. установить рукоятку регулятора нагрузки прибора в положение минимального тока;
  5. включить амперметр на предел измерения 50А, вольтметр — на предел 25В или 50В (в зависимости от номинального напряжения генератора) и тахометр;
  6. пустить двигатель, установить минимальную частоту вращения коленчатого вала и снять с аккумуляторной батареи минусовую клемму;
  7. плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала и одновременно вращая рукоятку регулятора, установить требуемую величину силы тока нагрузки (табл. 1);
  8. зафиксировать по показаниям прибора величину частоты вращения вала ротора и напряжение. Во время проведения операции осветить датчиком тахометра с расстояния 20… 30 мм метку на шкиве генератора;
  9. сравнить измеренные значения с допускаемыми (см. табл. 1). При несоответствии величин генератор подлежит ремонту.
  10. Таблица 1. Режимы проверки генератора и его параметры.
    Марка генератора Номинальное напряжение, В не менее Номинальная частота вращения вала ротора, мин-1, не более Испытание под нагрузкой
    Ток нагрузки, А Частота вращения вала ротора, мин-1, не более
    12.3701 25,0 1300 30,0 3000
    13.3701 12,5 1450 23,5 2700
    15.3701 12,5 1200 36,0 3000
    17.3701 12,5 950 24,0 2000
    29.3701 12,5 1100 32,0 2000
    38.12.3701 14,0 850 60,0 1800
    54.3701 12,5 1500 36,0 3000
    5702.3701 28,0 1450 60,0 2400
    Г-250 12,5 850 28,0 1900
    Г-254 14,0 1050 28,0 2100
    Г-266 14,0 1200 40,0 2400
    Г-287 14,0 1020 60,0 2200
    Г-288 28,0 1180 30,0 1900
    Г-306 14,5 1500 23,5 2600
    Г-309 14,0 1200 36,0 3000

    [Техническое обслуживание и ремонт тракторов. Под ред. Е.А. Пучина. 2005г.]

Похожие материалы

ТО генератора трактора

Генератор (рис. 1) служит для питания электрической энергии всех потребителей, а также подзарядки аккумуляторных батарей, установленных на тракторе.
Генератор трактора Т-40
Рис. 1. Генератор: 1 — крышка со стороны коллектора; 2 — винт; 3 — гайка; 4 — обойма с сальниковым уплотнением; 5, 14 — шарикоподшипники; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — направляющий кожух; 8 — клемма; 9 — корпус; 10 — обмотка статора; 11 — вал якоря; 12 — винт-масленка; 13 — шкив; 15 — крышка со стороны привода; 16 — обмотка якоря; 17 — стяжная шпилька; 18 — коллектор.
Характеристики генератора

Генератор двухполюсный, шунтового (параллельного) возбуждения, постоянного тока, закрытого исполнения с внешним обдувом.

Техническое обслуживание генератора состоит в периодической проверке надежности крепления генератора и контактных соединений.
Привод генератора
Рис. 2. Привод генератора: 1 — кронштейн генератора; 2 — натяжная планка; 3, 6, 10 — гайки; 4 — шкив генератора; 5 — клиновой ремень; 7, 9, — болты; 8 — стопорная пластина; 11 — шпилька.

Через каждые 120 часов работы проверьте натяжение ремня вентилятора (рис. 2), при необходимости подтяните, для чего отверните гайку 3 и, перемещая генератор на себя, произведите натяжение ремня. Нормальное натяжение считается такое, когда прогиб ремня, между шкивом вентилятора и коленчатым валом, составляет 15—22 мм при нажатии на него с усилием 4 кгс.

    Через каждые 960 часов работы трактора проверьте:

  1. Правильность и легкость движения щеток в щеткодержателе. При обнаружении заедания щетки устраните его.
  2. Износ щеток. Щетки, изношенные до 14 мм по высоте, замените новыми. Новые щетки должны быть притерты к коллектору мелкой стеклянной шкуркой. После притирки продуйте внутреннюю полость генератора и поверхность коллектора. С помощью пружинного динамометра проверьте давление щеточных пружин (оно должно находиться в пределах 0,6—0,8 кг).
  3. Состояние рабочей поверхности коллектора. При обнаружении подгара на коллекторе протрите чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. Не смешивайте подгар коллектора, который имеет матово-черный цвет и находится у сбегающего края пластин коллектора, с политурой блестящего светло-коричневого или синеватого цвета, расположенной на всей рабочей поверхности коллектора. Зачищать политуру не следует, так как она улучшает работу щеток.
    Если подгар не снимается, зачистите коллектор стеклянной бумагой. Эту операцию производите вращением генератора от руки, прижимая кусочек стеклянной бумаги к поверхности коллектора.
  4. В случае большого износа или подгорания коллектора генератор снимите с двигателя и отправьте в электромастерскую для необходимого ремонта.

Через 240 часов произведите добавку смазки в подшипники. Генератор не нуждается в добавлении смазки в течение 1440 часов работы с начала его эксплуатации. Описанные выше периоды смазки относятся к дальнейшей его работе.

При смазке переднего подшипника отверните винт-масленку (вверните на место винта тюбик) и выдавите небольшое количество смазки № 158 или ЦИАТИМ-201 в отверстие передней крышки генератора. Для смазки заднего подшипника снимите направляющий кожух 7 (рис. 1), крыльчатку 6 и обойму 4 с наружным сальником. Заполните смазкой № 158 задний подшипник только наполовину, так как излишняя смазка может вызвать замасливание и подгорание коллектора. Замену смазки в генераторе производите в первый раз через 1920 часов, в последующие — через каждые 960 часов работы.

Во избежание подгорания контактов реле обратного тока запрещается при работающем генераторе производить замыкание якорной клеммы на «Массу».

Нельзя очищать генератор от пыли и грязи с помощью дизельного топлива. Во избежание разрушения щеток и деформации нажимного рычага щеткодержателя при поднятии рукой рычага щеткодержателя во время обслуживания генератора завод рекомендует изготовить специальный крючок из пружинной проволоки диаметром 1,6 мм длиной 100 мм.

С одного конца это приспособление должно иметь петлю диаметром 30 мм, а с другого — отогнутый под прямым углом на величину 6 мм крючок. Петля и крючок должны находиться в одной плоскости. [Тракторы Т-40, Т-40А. 1971г.]

Похожие материалы

Уход за генератором трактора

В связи с тем, что генератор (рис. 1) не имеет трущихся контактов, а закрытые шарикоподшипники, установленные в нем, не требуют добавления смазки, технический уход за генератором сведен до минимума.
Генератор Г-304Д1
Рис. 1. Генератор Г-304Д1: 1 — крышка-шильдик; 2 — катушка возбуждения задняя; 3 — ротор в сборе; 4 — катушка возбуждения передняя; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — шкив; 8 — выпрямитель в сборе; 9 — передняя крышка; 10 — статор; 11 — задняя крышка; 12 — клеммы.

Исправность генераторной установки проверяется перед началом работы на тракторе по контрольной лампе с рубиновым рассеивателем, установленной на щитке приборов.

Если генераторная установка исправна, контрольная лампа загорается при включении включателя «массы» перед пуском двигателя.

После пуска двигателя контрольная лампа гаснет (на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82) или пригасает (на тракторах МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). Наиболее эффективное пригасание лампы наблюдается при отключении всех потребителей, выключении включателя «массы» и максимальных оборотах двигателя.

При остановке двигателя трактора необходимо выключить включатель «массы» (контрольная лампа при этом гаснет).

Невыполнение этого требования приведет к разряду аккумуляторной батареи через обмотку возбуждения генератора.

В процессе эксплуатации трактора следите за надежностью крепления генератора и проводов, натяжением приводного ремня, отсутствием повышенных осевых (более 0,20 мм) и радиальных (более 0,03 мм) люфтов в шарикоподшипниках, а также за чистотой генератора. Очищайте его от пыли и грязи щеткой или влажной тряпкой.

Мыть генератор дизельным топливом, бензином, а также струей воды под давлением запрещается.

Периодически прочищайте в крышках деревянной шпилькой сливные отверстия.

Проверка генератора на тракторе. Исправность генератора на тракторе проверяется при помощи контрольной лампы 12В 32 или 21св и аккумуляторной батареи.

Производите проверку только при неработающем двигателе и отсоединенных проводах от всех клемм генератора.

Проверка обмоток возбуждения. Подсоедините клемму «минус» аккумуляторной батареи к клемме «М» генератора, а клемму «плюс» через контрольную лампу к клемме «Ш» генератора. При коротком замыкании выводов катушек возбуждения на корпус генератора лампа горит полным накалом. Горение лампы в полнакала свидетельствует о том, что обрыва в цепи возбуждения нет. Тусклое горение лампы свидетельствует об обрыве в цепи одной из катушек возбуждения.

    Проверка выпрямителя и обмоток статора

  1. Подсоедините клемму «минус» аккумуляторной батареи к клемме «М» генератора, клемму «плюс» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к клемме «В» генератора. Лампа не должна гореть. Горение лампы свидетельствует об одной из следующих неисправностей выпрямителя: короткое замыкание в одном или нескольких диодах каждой полярности; пробита изоляция между теплоотводом и корпусом выпрямителя; замкнут плюсовой вывод на корпус генератора.
  2. Подсоедините клемму «минус» аккумуляторной батареи к одной из клемм переменного тока генератора, а клемму «плюс» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к клемме «В» генератора. Лампа не должна гореть. Горение лампы свидетельствует о коротком замыкании одного или нескольких диодов прямой полярности.
  3. Подсоедините клемму «плюс» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к одной из клемм переменного тока генератора, клемму «минус» аккумуляторной батареи к клемме «М» генератора.
    Лампа не должна гореть. Горение лампы свидетельствует о коротком замыкании одного или нескольких диодов обратной полярности или о коротком замыкании обмотки статора на корпус генератора.

[Тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л. 1973г.]

Похожие материалы