Генератор 15.3701

Генератор 15.3701 служит для работы в однопроводной системе с «-» на корпусе в качестве источника электроэнергии на тракторе в комплекте с аккумуляторной батареей.

Номинальная мощность — 1 кВт, напряжение — 14В. Установлен генератор на литом кронштейне из стали 45Л и закреплен болтами через отверстия в лапах передней и задней крышек генератора. Он приводится в действие клино-ременной передачей от шкива вентилятора. Для привода используется ремень типа 11-12,5 х 9-1120, натяжение которого обеспечивают поворотом генератора вокруг оси крепления к кронштейну.

Положение генератора фиксируется натяжителем, который имеет прорезь для перемещения болта крепления натяжителя к кронштейну. После регулировки натяжения ремня болты крепления натяжителя и генератора к кронштейну затягивают.

Генератор представляет собой бесконтактную пятифазную одноименнополюсную машину с односторонним электромагнитным возбуждением и выпрямительным блоком БПВ-12-100.

Генератор 15.3701
Рис. 1. Генератор 15.3701: 1 — блок регулятора напряжения; 2 — выпрямительный блок; 3 — задняя крышка; 4 — статор; 5 — передняя крышка; 6 — крышка шарикового подшипника; 7 — шпонка; 8 — шкив; 9 и 15 — шариковые подшипники; 10 — втулка; 11 — катушка возбуждения; 12 — катушка пятифазной обмотки статора; 13 — ротор; 14 — стяжной винт; 16 — крыльчатка; 17 — крышка выпрямителя; 18 — клемма В постоянного тока; 19 — клемма Д для блокировки стартера; 20 — переключатель посезонной регулировки напряжения; 21 — гайка крепления шкива.

Статор 4 (рис. 1), выполненный из листовой стали, имеет 10 зубцов, на которых закреплены катушки 12 обмотки. Соединение катушек в фазе — последовательное. Концы фаз выведены гибкими проводами с наконечниками.

Ротор 13 состоит из пакета шестилучевых звезд, напрессованного на вал. Передняя крышка 5 — стальная, штампованная. К ней приварены втулка 10 для размещения подшипника и две лапы, одна из которых служит для регулировки натяжения ремня, вторая — для крепления генератора. Задняя крышка 3 отлита из алюминиевого сплава и имеет лапу для крепления генератора. В передней и задней крышках генератора расположены шариковые подшипники 9 и 15 закрытой конструкции со смазкой.

Катушка 11 возбуждения расположена в передней крышке и представляет собой стальную втулку с фланцем и обмоткой, концы которой выведены гибкими монтажными проводами с наконечниками через статор, заднюю крышку и корпус выпрямителя и присоединены: один — к дополнительному выводу генератора, другой — к клемме Ш регулятора напряжения.

Выпрямительный блок 2 типа БПВ-12-100 состоит из силового выпрямителя, дополнительного выпрямителя, блока регулятора напряжения и переключателя посезонной настройки «Зима — Лето». Конструктивно силовой и дополнительный выпрямители смонтированы в одном корпусе, а блок регулятора 1 напряжения и переключатель 20 посезонной регулировки напряжения смонтированы на крышке выпрямителя 17. Корпус и пластина основного выпрямителя отлиты из алюминиевого сплава. Пластина изолирована от корпуса электроизоляционной прокладкой и прикреплена к нему с помощью изоляционных втулок пятью болтами. В корпусе выпрямителя имеются отверстия для прохода выводов обмотки возбуждения и пяти фазных выводов обмотки статора к фазосборникам.

В корпусе выпрямителя закреплены пять диодов обратной полярности, а в пластине — пять диодов прямой полярности. Выводы диодов примой и обратной полярности попарно соединены с помощью шин с выводами фазных обмоток статора. Дополнительный выпрямитель состоит из трех диодов прямой полярности, запрессованных в шины, соединяющие попарно диоды прямой и обратной полярности силового выпрямителя, и обеспечивает автоматическую защиту аккумуляторной батареи от разряда на обмотку возбуждения генератора при неработающем дизеле.

Крышка выпрямителя 17 — стальная, штампованная.
Блок регулятора напряжения
Рис. 2. Блок регулятора напряжения: 1 — интегральное устройство (ИУ); 2 — изолятор; 3 — шинка; 4 — резистор МЛТ-1-2,7; 5 — конденсатор К50-ЗА; 6 – корпус блока; 7 — резистор МЛТ-2-120.

Блок регулятора напряжения расположен на стальной крышке выпрямителя и состоит из корпуса регулятора, отлитого из стеклонаполненного термопласта, интегрального устройства (ИУ) с радиатором 1 (рис. 1), резистора 4 переключателя посезонной настройки «Зима — Лето», конденсатора 5 фильтра, резистора 7 подпитки для улучшения самовозбуждения генератора. На интегральном устройстве Я112-Б имеются четыре вывода: G, Б, Ш и Д в виде контактных площадок, изолированных от его основания, и вывод М (минус), которым служит основание устройства. Охлаждается ИУ через основание на радиатор, изготовленный из листового алюминия. Конструкция ИУ неразборная, на основании имеется ориентирующий выступ для предотвращения его неправильной установки. Выпрямленное напряжение генератора регулируется интегральным устройством за счет изменения тока возбуждения.
Принципиальная электрическая схема генераторной установки приведена на рисунке 3.
Электрическая схема генераторной установки
Рис. 3. Электрическая схема генераторной установки: ППР — переключатель посезонной регулировки; R1 — резистор посезонной регулировки напряжения; Сф — конденсатор фильтра; ИУ — интегральное устройство; R2 — резистор подпитки самовозбуждения генератора; СВ — силовой выпрямитель; ОС — обмотка статора; ОВ — обмотка возбуждения; ДВ — дополнительный выпрямитель; АБ — аккумуляторная батарея; ВК — выключатель; — стабилитрон; VT1, VT2 и VT3 — транзисторы.

Для подпитки при возбуждении генератора от аккумуляторной батареи между выводами Б и Д интегрального устройства подключен резистор R2.

Принцип работы генераторной установки состоит в следующем. Ток от аккумуляторной батареи через резистор R2 подается на обмотку возбуждения через клемму Ш и открытые транзисторы VT2 и VT3 интегрального устройства. Постоянный ток, проходя через обмотку возбуждения, создает магнитный поток, пронизывающий втулку катушки возбуждения, втулку ротора, переднюю крышку, зубцы ротора и статора. При вращении ротора под каждым зубцом статора попеременно находятся то зубец, то впадина ротора. При этом магнитный поток, пронизывающий зубцы статора и расположенную на зубцах статора обмотку, изменяется от максимума до минимума и в обмотке статора наводится переменная электродвижущая сила (ЭДС). Переменное напряжение обмотки статора выпрямляется силовым дополнительным выпрямителем. Выпрямленный ток подается на обмотку возбуждения, и с его возрастанием увеличивается и выпрямительное напряжение генератора, которое, достигая напряжения настройки ИУ, открывает стабилитрон и транзистор VT1 которые, в свою очередь, закрывают транзисторы VT2 и VT3. Ток возбуждения уменьшается, уменьшается и напряжение, стабилитрон и транзистор VT1 закрываются, открываются транзисторы VT2 и VT3. Ток возбуждения увеличивается, и процесс повторяется. Для улучшения качества регулирования ИУ при отсутствии аккумуляторной батареи устанавливают конденсатор К50-ЗА (Cф) фильтра. Самовозбуждение генератора без аккумуляторной батареи происходит за счет остаточной индукции системы возбуждения.

В генераторе предусмотрена посезонная регулировка напряжения (ППР). При включении переключателя посезонной настройки в положение «Зима» резистор R1 одним выводом подключается к выводу С интегрального устройства, другим выводом — к корпусу генератора. При включении переключателя посезонной настройки в положение «Лето» резистор R1 отключается от схемы генератора. Генератор имеет две клеммы: В и Д (см. рис. 1), расположенные на крышке выпрямителя. Клемма В — вывод «+» генератора, а клемма Д предназначена для подключения реле блокировки стартера. На дизеле СМД-66 клемма Д закрыта защитным колпачком.

На переднем носке вала ротора на шпонке 7 установлен шкив 8 с крыльчаткой охлаждения генератора. Между корпусом выпрямителя и задней крышкой на валу размещена крыльчатка 16 для охлаждения выпрямителя.

    Для обеспечения исправной работы генератора не рекомендуется:

  • возбуждать генератор от постороннего источника тока напряжением более 13В;
  • мыть генератор дизельным топливом, бензином, струей воды под давлением;
  • включать аккумуляторную батарею обратной полярности;
  • подтягивать ремни при работающем дизеле.

Выводные клеммы должны быть закрыты (изолированы) защитными резиновыми колпачками.

После установки нового или отремонтированного генератора или после длительного транспортирования дизеля перед началом эксплуатации при условии отсутствия аккумуляторной батареи необходимо генератор возбудить путем кратковременного (3… 5 с) подвода постоянного тока не выше 13 В. При этом «+» источника тока присоединяют к клемме В, а «-» — к корпусу генератора (неокрашенной поверхности). [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988г.]

Похожие материалы