Требования к тракторному электрооборудованию

Общие требования к тракторному электрооборудованию. Современные тракторы комплектуются электрооборудованием, представляющим собой сложный комплекс взаимосвязанных электрических и электронных систем, приборов и устройств, обеспечивающих надежное функционирование силовой установки, трансмиссии и ходовой части, безопасность движения, автоматизацию рабочих процессов и нормальные условия труда тракториста.

Электрооборудование включает в себя: систему электроснабжения, систему пуска двигателя, систему зажигания вспомогательного пускового двигателя, систему освещения и световой сигнализации, звуковой сигнал, контрольно-измерительные приборы, дополнительное оборудование, электропривод, коммутационную и защитную аппаратуру.

В систему электроснабжения входят генераторная установка и аккумуляторная батарея.

К системе электростартерного пуска относят электростартер, аккумуляторную батарею, реле управления, реле блокировки стартера и электротехнические устройства для облегчения пуска двигателя.

Система зажигания от магнето обеспечивает воспламенение рабочей смеси в цилиндрах пускового двигателя искровым разрядом, возникающим между электродами свечи зажигания.

Система освещения и световой сигнализации состоит из фар головного и рабочего освещения, задней фары, габаритных огней, указателей поворота, стоп-сигналов, фонарей заднего хода и различных реле управления ими.

В комплект контрольно-измерительных приборов входят указатели и датчики тока заряда-разряда, напряжения бортовой сети, температуры, давления масла, уровня топлива в топливном бакс, скорости движения трактора, частоты вращения двигателя и моточасов.

Электропривод применяется в системах стеклоочистителя, отопления, вентиляции и предпускового подогрева двигателя.

К коммутационной аппаратуре относятся выключатели, переключатели, реле различного назначения, предохранители и блоки предохранителей, соединительные панели и разъемные соединения.

Количество и мощность потребителей электроэнергии на тракторах постоянно увеличиваются, на смену устаревшему электрооборудованию приходят новые, в том числе электронные изделия и системы. Техническое состояние электрооборудования во многом определяет эксплуатационную надежность, производительность, экономичность и экологические характеристики трактора.

Условия работы электрооборудования на тракторах зависят от климатической зоны эксплуатации и места установки отдельных изделий на тракторе. Изделия электрооборудования выпускаются в климатических исполнениях У (для умеренного климата), ХЛ (для холодного климата), Т (для тропического климата), О (общеклиматическое исполнение). Исполнения типа У-ХЛ, У-Т и т.д. предусматривают возможность эксплуатации электрооборудования в нескольких климатических районах.

В зависимости от климатического исполнения электрооборудование тракторов должно быть работоспособным в следующих условиях: устанавливаемое на двигателе и в моторном отделении при температурах 70, 80, 90 и 100°С; устанавливаемое в кабине или снаружи — от 55 до 65°С, а при отрицательных температурах для исполнения У при температуре -45°С, для исполнения ХЛ при температуре -60°С, для исполнения Т при температуре -20 °С. Кроме того, изделия электрооборудования должны сохранять работоспособность после воздействия температуры -60°С для исполнения ХЛ, -50°С для исполнения У и -45°С для исполнения Т (при транспортировании и во время нерабочих периодов трактора). Относительная влажность воздуха 95±3%, для всех исполнений при температуре 40°С, минимальное атмосферное давление 61кПа на высоте 4000м над уровнем моря.

Изделия электрооборудования должны выдерживать также значительные вибрационные и ударные нагрузки (табл. 1).

Таблица 1. Допустимые вибрационные и ударные нагрузки для изделий тракторного электрооборудования
Допустимые вибрационные и ударные нагрузки для изделий тракторного электрооборудования

Допустимые значения превышения температуры для электрических машин и аппаратов длительного режима работы при температуре окружающей среды +70°С приведены в табл. 2.

Таблица 2. Допустимые тепловые нагрузки электрических машин и аппаратов длительного режима работы
Допустимые тепловые нагрузки электрических машин и аппаратов длительного режима работы

Изделия тракторного электрооборудования должны быть защищены от проникновения посторонних тел, пыли, воды, обеспечивать надежную и безотказную работу в эксплуатации в течение требуемого срока службы.

Ресурс изделий электрооборудования тракторов измеряется числом часов работы двигателя или числом включений. Защита от коррозии должна осуществляться лакокрасочными, гальваническими, химическими покрытиями или их сочетаниями.

Изделия электрооборудования могут быть рассчитаны на продолжительный номинальный режим работы S1, кратковременный номинальный режим работы S2 с длительностью периода неизменной номинальной нагрузки 5, 10 и 30мин и повторно-кратковременный номинальный режим с продолжительностью включения 15, 25, 40 и 60%.

Электрические машины и магнето должны выдерживать испытание на повышенную частоту вращения в режиме холостого хода в течение 20с (стартеры и другие электрические машины с режимом работы менее 1 мин) и 2 мин (остальные электрические машины и магнето). Испытательная частота вращения должна быть на 20% выше максимальной частоты вращения, возможной в эксплуатации, для магнето и частоты вращения в режиме холостого хода для стартеров.

Изделия тракторного электрооборудования должны работать в однопроводной схеме, в которой с корпусом трактора соединен отрицательный вывод системы. Допускается изготовление изделий, у которых от корпуса изолированы оба вывода.

Номинальные параметры изделий тракторного электрооборудования (номинальные мощность, сила тока, напряжение и др.) относятся к работе при температуре (25±10)°С, относительной влажности 45…80% и атмосферном давлении 650…800мм рт. ст. В условиях, отличающихся от указанных, номинальные параметры могут быть изменены на величину, оговоренную в стандартах на отдельные виды изделий. Все номинальные параметры измеряются при номинальном напряжении.

Номинальное напряжение системы электрооборудования трактора и потребителей электроэнергии должно быть 12 или 24В, а источников (генераторных установок) — 14 и 28В.

Потребители электроэнергии, работающие при движении трактора или сельскохозяйственной машины должны быть работоспособными при изменении подводимого напряжения в пределах от 90 до 125% установленного для них номинального напряжения.

Схемы электрооборудования. Для тракторов установлены два типа схем: принципиальная и соединений (монтажная). Принципиальная схема дает представление о способе включения различных электропотребителей к источникам тока, принципе действия потребителей в системе электрооборудования и их взаимодействии между собой, позволяет проследить пути тока в электрических цепях, облегчает поиск неисправностей. Схема соединений показывает фактическое расположение потребителей электроэнергии на тракторе, облегчает монтаж и ремонт электрооборудования. На схеме соединений показаны реальные пучки проводов с указанием мест выхода из пучка каждого провода.

При выборе мест подключения потребителей необходимо соблюдать следующие основные положения. Приборы электрооборудования, потребляющие ток большой силы и работающие кратковременно, а также приборы, работа которых необходима в аварийных случаях, подключают к линии указатель тока — аккумуляторная батарея. К этой группе потребителей относятся электростартер, звуковой сигнал, подкапотная лампа, штепсельная розетка переносной лампы. Остальные потребители подключают к линии указатель тока — генератор: через выключатель потребителей и стартера, если они используются только при работающем двигателе; непосредственно к линии указатель тока — генератор, если они потребляют ток небольшой силы и используются в течении длительного времени как при работающем, так и неработающем двигателе.

Цепи электроснабжения всех потребителей, кроме цепи системы пуска, защищают предохранителями. Правую и левую стороны системы освещения и сигнализации рекомендуется защищать отдельными предохранителями.

Номинальное напряжение систем электрооборудования тракторов 12 или 24В. Применение напряжения 24В связано с необходимостью обеспечения надежного пуска дизеля. При мощностях электростартеров для тракторных дизелей от 4 до 12кВт сила тока в стартерной сети при номинальном напряжении 12В достигает 500… 1000А. Переход на 24В позволяет примерно в 2 раза уменьшить силу тока и в 4 раза — потери мощности в стартерной сети при тех же площадях сечения стартерных проводов. Снижение потребляемой мощности позволяет уменьшить емкость и размеры аккумуляторной батареи.

В системах электрооборудования применяют провода низкого напряжения (до 48В) и высокого (для систем зажигания от магнето на пусковых двигателях). В качестве изоляции автотракторных проводов используют резину или поливинилхлоридный пластик.

Провода с пластиковой изоляцией масло-, бензино- и кислотостойки, работоспособны при высоких и низких температурах, обладают способностью к нераспространению горения. Провода имеют различную расцветку для удобства нахождения их в пучке. Концы проводов в пучках имеют наконечники под винтовые зажимы.

Максимально допустимая сила тока в одиночно проложенном проводе зависит от сечения провода, типа изоляции и температуры окружающей среды. В пучке, содержащем от двух до семи проводов сечением 0,5…4,0мм2, допустимая сила тока должна быть снижена до 55% допустимой силы тока в одиночном проводе.

Надежность работы системы электрооборудования существенно зависит от состояния и переходного сопротивления контактных соединений.

Сечения проводов для отдельных участков подбирают в соответствии с токовой нагрузкой из условия максимально допустимого нагрева и проверяют по допустимому падению напряжения. При этом особое внимание уделяется цепям электроснабжения приборов освещения и световой сигнализации и других систем, работа которых существенно зависит от уровня подведенного напряжения.

На рис. 1 приведена принципиальная схема электрооборудования трактора.
Принципиальная схема электрооборудования трактора
Рис. 1. Принципиальная схема электрооборудования трактора: 1 — передняя фара; 2 — реле стартера; 3 — электрофакельный подогреватель; 4 — звуковой сигнал; 5, 16, 34 и 35 — соединительные панели; 6 — датчик сигнализатора температуры; 7 — генератор; 8 — датчик сигнализатора давления; 10 — электродвигатель вентилятора; 11 — громкоговоритель; 12 — антенна; 13 — стеклоочиститель; 14 — радиоприемник; 15 — предохранитель радиоприемника; 17 — выключатель стеклоочистителя; 18 — выключатель электродвигателей вентилятора; 19 — выключатель задних (рабочих) фар; 20 — указатель уровня топлива; 21 — лампы освещения щитка приборов; 22 — тахоспидометр; 23 и 58 — штепсельные разъемы щитка приборов; 24 — плафон; 25 — переключатель света; 26 — выключатель электродвигателя омывателя ветрового стекла; 27 — электродвигатель омывателя лобового стекла; 28 — центральный переключатель света; 29 — добавочное сопротивление; 30 — контрольный элемент; 31 — выключатель подогревателя и стартера; 32 — выключатель стоп-сигнала; 33 — штепсельная розетка; 36 — задний фонарь; 37 — задние фары; 38 — фонарь освещения номерного знака; 39 — датчик указателя уровня топлива; 40 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 41 — выключатель блокировки пуска; 42 — реле блокировки электродвигателей вентилятора; 43 — переключатель указателей поворота; 44 — реле указателей поворота; 45, 47 и 52 — контрольные лампы включателя дальнего света, указатель поворота стояночного тормоза; 46 — указатель температуры воды; 48 — указатель силы тока; 49 и 50 — контрольные лампы сигнализаторов аварийной температуры воды и аварийного давления в смазочной системе дизеля; 51 — выключатель звукового сигнала; 53 — выключатель «массы»; 54 — блоки предохранителей; 55 — аккумуляторные батареи; 56 — переносная лампа; 57 — розетка переносной лампы; 59 — соединительная штекерная колодка; 60 — стартер; 61 — датчик указателя температуры воды; 62 — выключатель пускового приспособления; 63 — пусковое приспособление для впрыскивания легковоспламеняющейся жидкости.
[Тракторы. Конструкция. Под общ. ред. И. П. Ксеневича, В. М. Шарипова. 2001г.]

Похожие материалы

Электрооборудование тракторов Т-150, Т-150К

Установленное на тракторах Т-150 и Т-150К электрооборудование постоянного тока предназначено для вращения стартера пускового двигателя, освещения, зарядки аккумуляторной батареи, вентиляции, сигнализации и контроля.

Номинальное напряжение в электрической сети 12В. Все источники и потребители электроэнергии соединены по однопроводной схеме. Отрицательные полюсы их соединены с корпусом («массой») трактора. Схемы электрооборудования тракторов Т-150 и Т-150К показаны на рис. 1 и 2.

Принципиальная схема электрооборудования трактора Т-150
Рис. 1. Принципиальная схема электрооборудования трактора Т-150: 1 — генератор; 2 — сигнал звуковой; 3 — фара передняя; 4 — включатель блокировки запуска двигателя; 5 — датчик указателя температуры воды; 6 — датчик сигнализатора аварийной температуры в системе охлаждения двигателя; 7 — датчик сигнализатора аварийного давления масла в системе смазки двигателя; 8 — датчик реле блокировки воздухоохладителя; 9 — штепсельный разъем; 10 — стеклоочиститель; 11 — блок предохранителей; 12 — переключатель вентиляторов; 13 — кнопка звукового сигнала; 14 — блок предохранителей; 15 — электродвигатель вентилятора обдува тракториста; 16 — электродвигатель вентилятора кабины; 17 — включатель лампы плафона; 18 — плафон; 19 — включатель задних фар; 20 — включатель стартера; 21 — включатель кнопочный магнето; 22 — фара задняя; 23 — штепсельная розетка прицепа; 24 — включатель контроля аварийного состояния ламп; 25 — указатель температуры воды; 26 — лампы освещения приборов; 27 — указатель давления масла в системе смазки двигателя; 28 — центральный переключатель света; 29 — лампа переносная; 30 — контрольная лампа аварийной температуры воды в системе охлаждения двигателя; 31 — амперметр; 32 — контрольная лампа включения «массы»; 33 — включатель «массы»; 34 — аккумуляторная батарея; 35 — контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя; 36 — тахомотосчетчик; 37 — указатели давления масла в гидросистеме КПП; 38 — штепсельный разъем; 39 — штепсельная розетка включения переносной лампы; 40 — реле-регулятор; 41 — стартер; 42 — свеча искровая пускового двигателя; 43 — магнето. А — клемма для подключения реле воздухоохладителя; Б — клемма для подключения контактора воздухоохладителя; Д — клемма для подключения электрооборудования предпускового подогревателя; Г — клемма для подключения включателя воздухоохладителя.

Принципиальная схема электрооборудования трактора Т-150К
Рис. 2. Принципиальная схема электрооборудования трактора Т-150К: 1 — генератор; 2 — сигнал звуковой; 3 — фара передняя; 4 — включатель блокировки запуска двигателя; 5 — датчик указателя температуры воды; 6 — датчик сигнализатора аварийной температуры в системе охлаждения двигателя; 7 — датчик сигнализатора аварийного давления масла в системе смазки двигателя; 8 — датчик-реле блокировки воздухоохладителя; 9 — штепсельный разъем; 10, 11 — блоки предохранителей; 12 — кнопка звукового сигнала; 13 — контрольная лампа указателя поворотов; 14 — переключатель указателя поворотов; 15 — прерыватель указателя поворотов; 16 — электродвигатель вентилятора обдува тракториста; 17 — электродвигатель вентиляции кабины; 18 — переключатель вентиляторов; 19 — включатель лампы плафона; 20 — плафон; 21 — включатель задних фар; 22 — включатель стартера; 23 — включатель кнопочный магнето; 24 — задний фонарь (стоп-сигнал, указатель поворота, габаритные огни); 25 — включатель стоп-сигнала; 26 — штепсельная розетка прицепа; 27 — центральный переключатель света; 28 — фонарь освещения номерного знака; 29 — контрольная лампа аварийной температуры воды в системе охлаждения двигателя; 30 — включатель контроля аварийного состояния ламп; 31 — указатель температуры воды; 32 — лампы освещения приборов; 33 — указатель давления масла в системе смазки двигателя; 34 — фара задняя; 35 — ножной переключатель света; 36 — лампа переносная; 37 — амперметр; 38 — контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя; 39 — контрольная лампа включения «массы»; 40 — включатель «массы»; 41 — тахоспидометр; 42 — аккумуляторная батарея; 43 — указатель давления масла в гидросистеме КПП; 44 — манометр воздуха двухстрелочный; 45 — штепсельный разъем; 46 — штепсельная розетка включения переносной лампы; 47 — реле-регулятор; 48 — передний фонарь; 49 — стартер; 50 — свеча искровая пускового двигателя; 51 — магнето. А — клемма для подключения реле воздухоохладителя; Б — клемма для подключении контактора воздухоохладителя; Д — клемма для подключения электрооборудования предпускового подогревателя; Г — клемма для подсоединения включателя вентилятора воздухоохладителя.

Источники электроэнергии — аккумуляторная батарея и генератор переменного тока со встроенным выпрямителем, работающий совместно с реле-регулятором.

Потребители: стартер, освещение и сигнализация, электродвигатели вентиляторов кабины, звуковой сигнал и контрольно-измерительные приборы. Кроме этого, к потребителям относятся также подключаемое электрооборудование предпускового подогревателя и воздухоохладителя.

При монтаже на трактор воздухоохладителя вентилятор-пылеотделитель кабины не устанавливается. Электрическая система воздухоохладителя подсоединяется к электрической системе трактора, оборудованной генератором Г309, так: к клемме А (рис. 1 и 2) подключается реле, а к клемме Б — контактор воздухоохладителя. Электрическая система подогревателя подключается к клемме Д.

К электрической системе трактора, оборудованной генератором Г304-Б1, к клемме В генератора трактора подсоединяется перемычкой клемма В генератора воздухоохладителя; к клемме Б блока предохранителей на 60А — клемма переходной колодки, соединяющая клеммы В генератора и реле-регулятора воздухоохладителя, и к клемме Г блока предохранителей — клемма включателя вентилятора воздухоохладителя. При этом провод, соединяющий блоки предохранителей, не устанавливается.

Электрооборудование трактора Т-150К отличается от электрооборудования трактора Т-150 номенклатурой потребителей. На тракторе Т-150К отсутствует электрический стеклоочиститель передних стекол кабины и установлены дополнительные потребители электроэнергии: контрольная лампа, переключатель и прерыватель указателя поворотов, ножной переключатель света, контрольная лампа дальнего света, передние и задние фонари (стоп-сигнал, указатель поворота и габаритные огни). выключатель стоп-сигнала и дополнительные лампы подсветки приборной панели.

Все приборы и изделия электрооборудования соединены между собой проводами согласно монтажной схеме. Электропроводка и потребители электроэнергии защищены блоком плавких предохранителей, расположенным в кабине на приборной панели. Блок имеет три плавкие вставки.

На тракторе Т-150 плавкие вставки защищают: №1 на 20А — цепи звукового сигнала, фар прицепных машин и стеклоочистителя; №2 на 10А — цепи обдувного вентилятора и вентилятора кабины, плафона кабины и задних фар; №3 на 20А — цепи передних фар, контрольно-измерительных приборов, ламп контрольных фонарей и ламп подсветки шкал.

На тракторе Т-150К плавкие вставки защищают: №1 на 20А — цепи вентилятора кабины, обдувного вентилятора, электролампы фонарей «Стоп» и фары прицепных машин; №2 на 10А — цепи питания задних фар, плафона кабины и сигнализации поворота; №3 на 20А — цепи питания передних фар, контрольно-измерительных приборов, ламп контрольных фонарей и ламп подсветки шкал приборов и контрольных фонарей.

Для защиты электрической цепи при работе от аккумуляторной батареи, а также для защиты электрооборудования воздухоохладителя служит блок предохранителей ПР-109, имеющий две плавкие вставки на 60А.

Чтобы исключить возможность запуска двигателя при включенных рядах, ходоуменьшителе или передаче заднего хода, в цепи электрооборудования установлен включатель блокировки.

С целью исключения возможности пуска воздухоохладителя при неработающем двигателе установлен датчик блокировки.

Аккумуляторная батарея подключается к «массе» нажатием на центральную рукоятку включателя «массы». При этом на передней панели кабины загорается контрольная лампа с зеленой линзой.

Стартер включается поворотом ключа включателя, установленного на приборной панели. Продолжительность работы стартера не должна превышать 5 секунд. Повторный запуск можно производить через 15—20 секунд.

После запуска основного двигателя пусковой двигатель необходимо остановить, нажав на кнопку выключателя магнето.

Рукояткой центрального переключателя света включают передние фары и фонари, задние габаритные фонари и лампы подсветки приборов. Яркость подсветки регулируется поворотом головки центрального переключателя света. Рукоятка центрального переключателя света устанавливается в трех фиксированных положениях.

Трактор Т-150:
0 (ручка утоплена до отказа) — передние фары и лампы подсветки выключены;
I (ручка выдвинута наполовину) — включены ближний свет фар и лампы подсветки;
II (ручка выдвинута полностью) — включены дальний свет фар и лампы подсветки.

Трактор Т-150К:
0 (ручка утоплена до отказа) — передние фары, передние и задние габаритные фонари и лампы подсветки выключены;
I (ручка выдвинута наполовину) — включены задние габаритные фонари и лампы подсветки, а также в зависимости от положения ножного переключателя света включаются передние габаритные фонари или ближний свет фар;
II (ручка выдвинута полностью) — включены задние габаритные фонари и лампы подсветки, а также в зависимости от положения ножного переключателя света — дальний свет фар.

Задние фары включают включателем задних фар, а плафон — включателем лампы плафона. Розетка переносной лампы подключена в сеть до включателя «массы», что позволяет включать переносную лампу при выключенном включателе «массы».

Электродвигатели вентилятора обдува и вентилятора кабины включают переключателем вентилятора. Рычажок переключателя может быть установлен в три положения: нижнее — включается вентилятор обдува, верхнее — включается вентилятор кабины, среднее (нейтральное) — оба вентилятора отключены. Звуковой сигнал включается кнопкой, расположенной в центре рулевого колеса.

Перед поворотом трактора Т-150К для включения указателей поворота рычажок их переключателя необходимо установить в правое или левое положение. Прерывистое напряжение будет подаваться в двух случаях: при правом повороте — на передний правый и задний правый фонари-указатели поворотов; при левом повороте — на передний левый и задний левый фонари-указатели поворотов.

Работа указателей поворотов контролируется контрольной лампой, установленной на приборной панели. При нажатии на педаль тормоза на тракторе Т-150К включается включатель стоп-сигнала, установленный на тормозном кране. В этом случае загораются левый и правый задние фонари и горят до тех пор, пока нажата педаль тормоза.

Контроль исправности ламп сигнализации аварийного состояния систем смазки и охлаждения двигателя производится нажатием на кнопку включателя, расположенного на приборной панели. Если при нажатии на кнопку лампы горят при неработающем двигателе — они исправны.

Воздухоохладитель включается поворотом рукоятки включателя, закрепленного на левой панели кабины.

Включатель стеклоочистителя трактора Т-150 расположен на корпусе стеклоочистителя.

Для подключения прицепных орудий тракторы оборудованы семиклеммной штепсельной розеткой, установленной на тракторе Т-150 сзади кабины возле топливного бака и на тракторе Т-150К — на заднем правом лонжероне рамы.

Схемы подключения приборов освещения и сигнализации прицепных орудий показаны на рис. 3.
Схема подключения приборов освещения и сигнализации прицепных орудий тракторов Т-150, Т-150К
Рис. 3. Схема подключения приборов освещения и сигнализации прицепных орудий: а — трактора Т-150; б — трактора T-I50K; 1 — розетка штепсельного разъема; 2 — вилка штепсельного разъема; 3 — панель соединительная: 4 — кнопка сигнала; 5 — фонарь указателей поворота; 6 — габаритные фонари; 7 — фонари сигнала «Cтоп»; 8 — фары; 9 — выключатель; 10 — устройство аварийной сигнализации.

Электрическая система трактора Т-150 позволяет подключать: три фары с лампами 12В, 32 свечи; цепь звуковой сигнализации, состоящую из кнопки для подачи сигнала вручную и устройства аварийной сигнализации.

Электрическая система трактора Т-150К позволяет подключать: три фары с лампами 12В, 32 свечи; цепь звуковой сигнализации, состоящую из кнопки для подачи сигнала вручную и устройств аварийной сигнализации; два фонаря указателя поворотов с лампами 12В, 21 свеча; два габаритных фонаря с лампами 12В, 3 свечи; два фонаря сигнала «Стоп» с лампами 12В, 21 свеча.

Фары прицепных орудий и устройства аварийной сигнализации подсоединяются только через включатели. Вилка штепсельного разъема должна иметь гибкий пучок проводов.

Подключение потребителей, не предусмотренных схемами, разрешается только после согласования с заводом-изготовителем трактора. [Справочник по тракторам Т-150 и Т-150К. Бугара В.А. и др.1975г.]

Похожие материалы

Электрооборудование трактора ДТ-175С

Установленное на тракторе электрооборудование постоянного тока обеспечивает пуск пускового двигателя стартером, освещение трактора и агрегата в ночное время, вентиляцию и обогрев кабины, звуковую сигнализацию и т.д.

Номинальное напряжение в цепи электрооборудования 12В. Электрическая цепь выполнена по однопроводной схеме, т.е. ко всем потребителям подходит провод от клеммы «+» источника тока, а клемма «—» потребителей и источников тока (генератора, аккумуляторной батареи) соединена с корпусом («массой») трактора. Схема электрооборудования показана на рисунке.
Схема электрооборудования трактора ДТ-175С
Рис. 1. Схема электрооборудования трактора ДТ-175С.

В систему электрооборудования трактора входят: 1 — фара передняя ФГ12-Б1 с двухнитевой лампой; 2 — датчик ТМ-100В указателя температуры охлаждающей жидкости дизеля; 3 — магнето М124-Б1 пускового двигателя; 4 — искровая свеча зажигания; 5 — сигнализатор ТМ-111 перегрева охлаждающей жидкости дизеля; 6 — указатель УК-133В температуры воды в системе охлаждения дизеля; 7 — лампочки А12-1 освещения контрольных приборов; 8 — указатель МД-219 давления в смазочной системе дизеля; 9 — сигнализатор ММ-126 аварийного давления в смазочной системе дизеля; 10 — электрический стеклоочиститель СЛ-230 лобового стекла кабины; 11 — фонарь ПД-20Е, включающийся при падении давления в смазочной системе дизеля ниже 0,17 МПа (работает в комплекте с сигнализатором давления ММ-126); 12 — фонарь ПД-20Е, включающийся при падении давления в смазочной системе трансмиссии ниже 0,055 МПа (работает в комплекте с сигнализатором давления ММ-111А); 13 — фонарь ПД-20Е, включающийся при перегреве рабочей жидкости в гидротрансформаторе выше 104°С (работает в комплекте с сигнализатором температуры ТМ-111); 14 — фонарь ПД-20Е, включающийся при перегреве жидкости в системе охлаждения дизеля выше 104°С (работает в комплекте с сигнализатором температуры ТМ-111); 15 — фонарь ПД-20Е, включающийся при нажатии на кнопку сигнала; 16 — переключатель дальнего (ближнего) света передних фар; 17 — включатель освещения приборов; 18 — переключатель вентиляционной установки кабины или отопителя кабины; 19 — включатель ВК-322 звукового сигнала; 20 — включатель ВК-317А-2 стартера пускового двигателя; 21 — включатель ВК-322 остановки пускового двигателя после пуска дизеля; 22 — амперметр АП-111, контролирующий зарядку или разрядку аккумуляторной батареи; 23 — указатель режима работы трансмиссии трактора, контролирующий скорость движения трактора и частоту вращения хвостовика ВОМ; 24 — тахомотосчетчик, контролирующий частоту вращения коленчатого вала дизеля и суммарное время его работы в моточасах; 25 — переключатель, включающий или задние, или габаритные фонари; 26 — включатель плафона кабины; 27 — звуковой сигнал безрупорный СЗ-11; 28 — семиштырьковый штепсельный разъем ПС-300 для подключения через штепсельную вилку потребителей тока прицепного агрегата и двухсторонней звуковой сигнализации; 29 — аккумуляторная батарея 6СТ-50ЭМ (емкостью 50 Ач); 30 — выключатель ВК-318Б для отключения клеммы «—» аккумуляторной батареи от «массы» трактора; 31 — штепсельная розетка 47К для подключения переносной лампы типа ПЛТМ; 32 — переносная лампа типа ПЛТМ; 33 — плафон ПК-202 кабины; 34 — включатель ВК-403 блокировки коробки передач, который предотвращает пуск пускового двигателя (и соответственно дизеля) при любой включенной передаче; 35 — задняя фара 30.3711; 36 — габаритные фонари; 37 — световозвращатель ФП-310Е; 38 — электродвигатель МЭ-22 вентиляционной установки кабины; 39 — сигнализатор ММ-111А аварийного давления в смазочной системе трансмиссии; 40 — штекер; 41 — сигнализатор ТМ-111 аварийной температуры рабочей жидкости гидротрансформатора; 42 — датчик БМ-131Д указателя уровня топлива; 43 — электродвигатель МЭ-236 отопителя кабины; 44 — блок предохранителей ПР-13А (два) для защиты электрических цепей от короткого замыкания; 45 — указатель уровня топлива УБ-126 в топливном баке трактора; 46 — стартер СТ-362 для пускового двигателя; 47 — штекер; 48 — генератор 15.3701 (мощностью 1000 Вт) переменного тока со встроенными реле-регулятором и выпрямителем. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988г.]

Похожие материалы