Радиатор системы охлаждения (ЮМЗ)

Радиатор состоит из верхнего 14 (см. рис) и нижнего 3 бачков, сердцевины 12 и деталей крепления.

Обычно применяют трубчатые сердцевины, представляющие собой несколько рядов вертикально расположенных круглых или овальных латунных трубок.

Для увеличения поверхности охлаждения и повышения жесткости на трубки надеты и припаяны к ним тонкие латунные пластины.

Верхний и нижний баки изготовлены из чугуна или латуни. В верхнем баке расположена заливная горловина с пробкой 16 и пароотводящей трубкой 18.

Для регулирования интенсивности обдува трубок радиатора воздухом спереди него располагается шторка 5 или жалюзи.

Жидкость из рубашки охлаждения поступает в верхний бак радиатора, оттуда, по трубкам сердцевины, перетекает в нижний.

В крышке заливной горловины радиатора системы охлаждения закрытого типа есть паровоздушный клапан (рис. 1).

Рис. 1. Устройство и действие парового и воздушного клапанов:

1 — воздушный клапан; 2 — горловина радиатора; 3 — прокладка; 4 — паровой клапан; 5 — крышка; 6 — шток; 7 пружина; 8 — пароотводная трубка

Он изолирует систему охлаждения от атмосферы и поддерживает в ней избыточное давление, что повышает температуру кипения, снижает парообразование и расход охлаждающей жидкости.

При надетой на горловину 2 крышке 5 радиатора паровой канал 4 через резиновую прокладку прижат пружиной 7 к уступу горловины и изолирует полость верхнего бачка радиатора от атмосферы.

В центре парового клапана расположен воздушный клапан 1.

Когда давление в системе становится на 0,05…0,07 МПа выше атмосферного (вследствие парообразования), паровой канал 4, преодолевая сопротивление пружины 7, перемещается по штоку 6 вверх. Пар из верхнего бачка радиатора проходит через образовавшуюся щель и трубкой 8 выводится в атмосферу.

В случае образования разрежения в системе охлаждения (при охлаждении горячего двигателя, утечки жидкости и т.д.) до 0,001…0,01 МПа через воздушный канал подсасывается воздух, что исключает деформацию латунных трубок сердцевины радиатора.

У тракторов семейства ЮМЗ сердцевина 1 (рис. 2) радиатора системы охлаждения состоит из четырех рядов вертикальных плоских трубок, на которые надеты горизонтально расположенные пластины (все из латуни).

Рис. 2. Радиатор системы охлаждения (ЮМЗ):

1 — сердцевина; 2 — правая стойка радиатора; 3 — верхний бак радиатора; 4 — заливная горловина; 5 — пробка заливной горловины; 6 — левая стойка; 7 — кожух вентилятора; 8 — опора радиатора; 9 — нижний бак радиатора

Концы трубок припаяны к крайним пластинам радиатора, к которым прикреплены болтами верхний 3 и нижний 9 баки (для уплотнения установлены прокладки). Баки соединяются стойками 2 и 6 по обеим сторонам сердцевины. В верхней части верхнего бака припаяна заливная горловина 4 с пробкой 5 (внутри ее — клапаны). Для спуска охлажденной жидкости в соединительный патрубок нижнего бака ввернут краник.

Радиатор прикреплен к переднему брусу трактора на двух опорах 8 с помощью гаек через пружины и резиновые шайбы. С задней стороны к стойкам радиатора системы охлаждения прикреплены кожух 7 вентилятора, который направляет поток воздуха на дизель и предотвращает попадание на лопасти вентилятора каких-либо предметов.
Один конец шторки 2 (рис. 3), установленной впереди радиаторов систем охлаждения и смазки, соединен с планкой 1, укрепленной в нижней части радиатора, второй — закреплен на барабане 3.

Рис. 3. Шторка радиатора и ее привод (ЮМЗ):

1 — планка; 2 — шторка; 3 — барабан; 4 — пружина; 5 — тросик; 6 — блок управления

С помощью барабана перемещают закрепленную ось в вертикальной плоскости. При перемещении оси шторка наматывается на барабан или сматывается с него. Наматывается шторка (движение барабана вниз) под действием пружины 4. При перемещении оси вверх барабан, вращаясь, закрывает пружину.

Управляют шторкой с помощью блока 6, расположенного в кабине. Для опускания шторки нужно нажать на рукоятку блока. При этом выступы стопорной шайбы и планки выйдут из зацепления и дадут возможность повернуть рукоятку и установить шторку в нужное положение. Возвращается рукоятка в исходное положение под действием пружины. [Тракторы «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание. Под ред. Я. Е. Белоконя. 2003 г.]

Радиатор трактора ДТ-20

Радиатор (рис.) предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке двигателя. Он состоит из верхнего бачка 1, сердцевины — 15, нижнего бачка 5, двух боковых стоек 10, кожуха вентилятора 11 и шторки 3.

Рис. Водяной радиатор:

1 — верхний бачок; 2 — пароотводящая трубка; 3 — шторка; 4 — кронштейн; 5 — нижний бачок; 6 — пробка; 7 — патрубок, подводящий воду к радиатору; 8 — выпускной клапан; 9 — впускной клапан; 10 — стойка; 11 — кожух вентилятора; 12 — патрубок, отводящий воду из радиатора; 13 — предохранительная трубка; 14 — опорная пластина; 15 — сердцевина радиатора; 16 — сливной кран.

Верхний и нижний бачки изготовлены штамповкой из листового материала и оцинкованы горячим способом для предохранения от коррозии.

В верхний бачок вварены предохранительная трубка 13 и заливная горловина. Предохранительная трубка служит для уменьшения выброса горячей воды из бачка при открытии пробки и для предупреждения возможности попадания холодной воды в термостат при доливке ее в горячий двигатель.

Горловина радиатора имеет фасонные скосы для закрепления пробки 6. С наружной стороны к горловине припаяна пароотводящая трубка 2, которая выведена вдоль стойки к нижней части радиатора.

По патрубку 7, приваренному к задней стенке бачка, горячая вода поступает из головки двигателя в радиатор. К нижнему бачку в передней стенке приварена бонка, в которую ввернут сливной кран 16. От задней стенки отходит патрубок 12, отводящий воду из радиатора к водяному насосу.

Верхний и нижний бачки своими фланцами прикреплены к опорным пластинам 14 сердцевины радиатора. Между фланцами и пластинами проложены картонные прокладки.

Сердцевина радиатора состоит из двух латунных опорных пластин 14, в которые впаяны концы тонкостенных луженых латунных трубок.

Радиатор имеет три ряда плоскоовальных трубок, по двадцать в каждом ряду. Для увеличения поверхности охлаждения между опорными пластинами размещены 92 латунные охлаждающие пластины. Трубки проходят сквозь отверстия в охлаждающих пластинах и для улучшения теплопередачи припаяны к ним.

В переднем и заднем рядах с каждой стороны установлено еще по одной трубке, которые не входят в отверстия опорных пластин, а упираются в их поверхности и служат для повышения жесткости сердцевины.

Жесткость радиатора увеличивают также две боковые стойки 10 коробчатого сечения, соединяющие верхний бачок с нижним. С задней стороны к стойкам прикреплен кожух 11, который повышает эффективность действия вентилятора.

В верхней правой части кожуха зазор между лопастями вентилятора и цилиндрической частью кожуха увеличен. Это сделано для того, чтобы ремень водяного насоса можно было снимать и надевать, не снимая радиатор с двигателя.

Горловина верхнего бака радиатора закрыта пробкой 6. Внутри пробки смонтированы выпускной клапан 8, открывающийся при давлении паров в системе, превышающем атмосферное на 0,28—0,38 кг/см², и впускной клапан 9, срабатывающий при снижении давления в системе примерно на 0,10 кг/см² по сравнению с атмосферным.

При повышенном давлении в системе охлаждения уменьшается интенсивность испарения и, кроме того, вода закипает при температуре более 100°C. Это позволяет двигателю работать при повышенном тепловом режиме, исключает кипение и уменьшает потерю охлаждающей воды вследствие испарения. Если температура воды в системе поднимается настолько, что кипение все же начинается, то под давлением пара выпускной клапан открывается и пар выходит наружу по пароотводящей трубке, припаянном к горловине радиатора.

Когда пар превратится в воду и давление в системе станет меньше атмосферного, открывается впускной клапан и сообщает систему с наружным воздухом. Это предохраняет от смятия наружным воздухом трубки радиатора при охлаждении двигателя. [Трактор ДТ-20. Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. 1965 г.]

Устройство и действие радиатора трактора

Радиатор предназначен для охлаждения жидкости, нагревшейся в рубашке 7 (см. рис. 1) двигателя.

Рис. 1. Схема жидкостного охлаждения:

1 — шторка; 2 — радиатор; 3 — крышка; 4, 12 — патрубки; 5 — вентилятор; 6 — термостат; 7 — рубашка; 8 — термометр; 9 — датчик; 10, 13 — спускные краны; 11 — цилиндр; 14 — масляный радиатор; 15 — насос.

Основные части радиатора — сердцевина и два бака, верхний и нижний.

Сердцевина состоит из большого количества латунных трубок овального сечения (толщина стенки трубки 0,1…0,2 мм). Для увеличения поверхности охлаждения и повышения жесткости сердцевины на трубки надеты и припаяны тонкие латунные пластины. В верхнем баке радиатора происходит отделение от жидкости воздуха, пара и газов, которые собираются в радиаторе и при повышении давления выпускаются в атмосферу. В верхнем баке находится также заливная горловина, закрытая крышкой 5, чтобы уменьшить потери жидкости на испарение. Для изменения температуры охлаждающей жидкости впереди сердцевины устанавливается шторка 1 из плотной ткани. Управление шторкой обычно выводится в кабину к рабочему месту тракториста.

Паровоздушный клапан.

Рис. 2. Крышка радиатора:

а — влияние давления пара в радиаторе на его трубки; б — устройство; 1 — пружина; 2 — паровой клапан; 3 — воздушный клапан; I — давление повышенное; II — давление пониженное.

Во время работы двигателя жидкость, нагреваясь, испаряется, порой весьма интенсивно, в результате чего давление в системе охлаждения повышается. Если при этом пар не отвести из радиатора, то при дальнейшем увеличении давления трубки радиатора могут быть разрушены внутренним давлением пара (рис. 2, а, положение I). Чтобы не допустить повышения давления в системе охлаждения выше допустимого, в крышке верхнего бака предусмотрен паровой клапан 2 (см. рис. 2, б, положение I) с пружиной 1. Как только давление в системе охлаждения превысит 0,13…0,14 МПа, пружина 1 сожмется, клапан 2 приподнимется и пар свободно выйдет в атмосферу. После остановки горячего двигателя пар, находящийся в верхнем баке радиатора, конденсируется и объем, занимаемый им, уменьшается. Это приводит к тому, что давление в радиаторе становится меньше атмосферного. В результате такого явления трубки радиатора будут смяты атмосферным давлением (см. рис. 2, а, положение II). Чтобы этого не произошло, в момент понижения давления до 0,001…0,0012 МПа система охлаждения соединяется с окружающим воздухом при помощи воздушного клапана 3 (см. рис. 2, б, положение II), который открывает путь воздуху, идущему вовнутрь радиатора из атмосферы. [Семенов В. М., Власенко В. Н. Трактор. 1989 г.]