Устройство и действие радиатора трактора

Радиатор предназначен для охлаждения жидкости, нагревшейся в рубашке 7 (см. рис. 1) двигателя.

Рис. 1. Схема жидкостного охлаждения:

1 — шторка; 2 — радиатор; 3 — крышка; 4, 12 — патрубки; 5 — вентилятор; 6 — термостат; 7 — рубашка; 8 — термометр; 9 — датчик; 10, 13 — спускные краны; 11 — цилиндр; 14 — масляный радиатор; 15 — насос.

Основные части радиатора — сердцевина и два бака, верхний и нижний.

Сердцевина состоит из большого количества латунных трубок овального сечения (толщина стенки трубки 0,1…0,2 мм). Для увеличения поверхности охлаждения и повышения жесткости сердцевины на трубки надеты и припаяны тонкие латунные пластины. В верхнем баке радиатора происходит отделение от жидкости воздуха, пара и газов, которые собираются в радиаторе и при повышении давления выпускаются в атмосферу. В верхнем баке находится также заливная горловина, закрытая крышкой 5, чтобы уменьшить потери жидкости на испарение. Для изменения температуры охлаждающей жидкости впереди сердцевины устанавливается шторка 1 из плотной ткани. Управление шторкой обычно выводится в кабину к рабочему месту тракториста.

Паровоздушный клапан.

Рис. 2. Крышка радиатора:

а — влияние давления пара в радиаторе на его трубки; б — устройство; 1 — пружина; 2 — паровой клапан; 3 — воздушный клапан; I — давление повышенное; II — давление пониженное.

Во время работы двигателя жидкость, нагреваясь, испаряется, порой весьма интенсивно, в результате чего давление в системе охлаждения повышается. Если при этом пар не отвести из радиатора, то при дальнейшем увеличении давления трубки радиатора могут быть разрушены внутренним давлением пара (рис. 2, а, положение I). Чтобы не допустить повышения давления в системе охлаждения выше допустимого, в крышке верхнего бака предусмотрен паровой клапан 2 (см. рис. 2, б, положение I) с пружиной 1. Как только давление в системе охлаждения превысит 0,13…0,14 МПа, пружина 1 сожмется, клапан 2 приподнимется и пар свободно выйдет в атмосферу. После остановки горячего двигателя пар, находящийся в верхнем баке радиатора, конденсируется и объем, занимаемый им, уменьшается. Это приводит к тому, что давление в радиаторе становится меньше атмосферного. В результате такого явления трубки радиатора будут смяты атмосферным давлением (см. рис. 2, а, положение II). Чтобы этого не произошло, в момент понижения давления до 0,001…0,0012 МПа система охлаждения соединяется с окружающим воздухом при помощи воздушного клапана 3 (см. рис. 2, б, положение II), который открывает путь воздуху, идущему вовнутрь радиатора из атмосферы. [Семенов В. М., Власенко В. Н. Трактор. 1989 г.]