Архив рубрики: Система зажигания

Уход за системой зажигания пускового двигателя

Уход за свечой зажигания. Уход за свечой зажигания пускового двигателя сводится к следующему.
Через каждые 960 часов работы (при ТО № 3) очистите свечу от нагара и проверьте зазор между электродами. Копоть и нагар, отложившиеся на внутренней части свечи, удалите с помощью щетки или на пескоструйном приборе. Для лучшего удаления нагара свечу перед чисткой опустите в бензин или керосин. После очистки свечи проверьте величину зазора между электродами с помощью щупа. Регулируется зазор (0,60—0,75 мм) подгибанием бокового электрода.

Уход за магнето. Уход за магнето сводится к следующему:
1. Содержите магнето в чистоте. Не допускайте загрязнения провода и следите за тем, чтобы топливо и масло не попадали на его изоляцию. Концы провода должны быть надежно закреплены.
2. Через каждые 960 часов работы (ТО № 3) произведите подтяжку всех винтов крепления магнето, включая винты крепления кулачков и гайку крепления жесткой полумуфты, проверьте состояние контактов и зазор между ними.
Зачистку контактов производите специальным напильником, входящим в комплект инструмента тракториста. Для проверки и регулировки зазора между контактами поверните ротор магнето в положение, соответствующее наибольшему расхождению контактов, и проверьте щупом величину зазора, который должен быть в пределах 0,25—0,35 мм.
Зазор регулируют поворачиванием эксцентрика стойки в такой последовательности:
а) ослабьте винт крепления контактной стойки;
б) отверткой, вставленной в прорезь эксцентрика, поверните стойку до получения нормального зазора между контактами;
в) затяните винт крепления стойки.
3. Через 3000 часов работы основного двигателя разберите магнето и замените смазку в подшипниках.
4. При сезонном техническом уходе проверьте наличие смазки на грани кулачка. При отсутствии смазки пропитайте фильц 3—5 каплями дизельного масла.
Во избежание замасливания контактов прерывателя обильная смазка фильца не рекомендуется.
Разбирать магнето разрешается только лицам соответствующей квалификации в ремонтной мастерской.

Установка момента зажигания. Угол опережения зажигания на пусковом двигателе установлен на заводе и регулировка его в эксплуатации не требуется. Однако, если магнето снималось с пускового двигателя, для правильной его установки выполните следующее:
1. Отсоедините провод от свечи и выверните свечу.
2. Через отверстие под свечу опустите чистый стержень и, поворачивая коленчатый вал двигателя по направлению вращения часовой стрелки (если смотреть со стороны маховика), установите поршень в в.м.т.
3. Поворачивая коленчатый вал в обратную сторону, установите поршень на 5—6 мм ниже в.м.т.
4. Снимите крышку прерывателя магнето и проверните валик магнето в положение начала разрыва контактов прерывателя.
5. В таком положении введите выступы полумуфты магнето в пазы шестерни привода и закрепите магнето болтами.
6. Установите крышку магнето и присоедините провод к свече. [Тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л. 1973 г.]

Система зажигания трактора ДТ-54А

Система зажигания предназначена для воспламенения горючей смеси в цилиндре пускового двигателя. Она состоит из магнето, провода высокого напряжения и свечи.

Магнето вырабатывает электрический ток высокого напряжения, который по проводу подводится к свече.
Горючая смесь воспламеняется от электрической искры, проскакивающей между электродами свечи.

Переменный электрический ток низкого напряжения в первичной обмотке 1 (рис. 1) магнето образуется в результате вращения постоянного магнита 6 между башмаками двух стоек 5.

Рис. 1. Схема работы магнето:

1 — первичная обмотка; 2 — провод высокого напряжения; 3 — свеча; 4 — жесткая полумуфта; 5 — стойки с башмаками; 6 — магнит; 7 — прерыватель; 8 — конденсатор; 9 — контакты прерывателя; 10 — кулачок; 11 — искровой промежуток; 12 — кнопка выключателя зажигания; 13 — сердечник; 14 — вторичная обмотка.

Верхние части стоек соединены между собой поперечным стержнем-сердечником 13. Первичная обмотка 1 состоит из небольшого числа витков толстой изолированной проволоки. Электрический ток в первичной обмотке возбуждает сильное магнитное поле, в котором находится вторичная обмотка 14 с очень большим числом витков тонкой изолированной проволоки. В цепь первичной обмотки включен прерыватель 7. Один конец первичной обмотки соединен с сердечником, т. е. с массой, а второй — с изолированным подвижным контактом прерывателя 7, который постоянно прижимается пружинкой к неподвижному, соединенному с массой, контакту прерывателя. Таким образом, путь тока низкого напряжения такой: первичная обмотка 1 — замкнутые контакты 9 прерывателя 7 — масса — стойка 5 — сердечник 13 — первичная обмотка 1.

Каждый раз, когда ток в первичной обмотке достигает своего наибольшего значения, кулачок 10, вращающийся вместе с магнитом 6, размыкает контакты 9 прерывателя (цепь тока низкого напряжения). При размыкании этой цепи созданное током низкого напряжения магнитное поле мгновенно исчезает, пересекая с большой скоростью витки вторичной и первичной обмоток. В результате этого во вторичной обмотке индуктируется ток высокого напряжения (20000—25000 в), а в первичной обмотке — ток самоиндукции (200—400 в).

Для поглощения тока самоиндукции в первичную цепь параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 8. Он состоит из нескольких тонких металлических листков-обкладок (оловянная или алюминиевая фольга), изолированных друг от друга листками парафинированной бумаги. Листки свернуты в цилиндр. Конденсатор уменьшает искрение и обгорание контактов, способствует мгновенному исчезновению первичного тока в момент размыкания цепи, увеличивая напряжение во вторичной обмотке.

Один конец вторичной обмотки присоединен к первичной и через нее соединяется с массой, а второй — к контактной пластинке, связанной проводом высокого напряжения 2 со свечой 3.

Путь тока высокого напряжения такой: вторичная обмотка 14 — контактная пластинка — провод высокого напряжения 2 — свеча 3 — масса — стойка 5 — первичная обмотка 1 — вторичная обмотка 14.

Чтобы ток не пробил изоляции вторичной обмотки, у магнето имеется искровой промежуток 11, через который проскакивает искра, если сопротивление между электродами свечи велико.

Зажигание выключается кнопкой 12 магнето, замыкающей первичную обмотку 1 на массу.

На пусковой двигатель устанавливается магнето М24-А1. Все детали магнето расположены в корпусе 12 (рис. 2), закрытом крышкой 7.

Рис. 2. Магнето М24-А1:

1 — ротор; 2 — конденсатор; 3 — шариковые подшипники; 4 — кулачок; 5 — крышка прерывателя; 6 — защелка; 7 — крышка; 8 — втулка изоляционная; 9 — пружинный контакт; 10 — клемма; 11 — провод низкого напряжения; 12 — корпус магнето; 13 — сердечник; 14 — индукционная катушка; 15 — вывод для провода высокого напряжения; 16 — неподвижный контакт; 17 — подвижный контакт; 18 — текстолитовая подушечка; 19 — валик; 20 — жесткая полумуфта; 21 — пружина; 22 — контактная стойка; 23 — эксцентрик; 24 — фетровый сальник; 25 — кнопка выключения зажигания; 26 — фланец магнето; 27 — соединительная скоба; 28 — винт крепления контактной стойки.

Корпус и крышка отлиты из цинкового сплава, который плохо пропускает магнитные силовые линии. В корпусе залиты две стойки с полюсными башмаками. На стойки установлен сердечник 13 индукционной катушки 14, закрепленный двумя винтами. Стойки и сердечник набраны из стальных пластин. У задней стороны корпуса имеется фланец 26 с тремя продолговатыми отверстиями для крепления магнето болтами к картеру пускового двигателя. Ротор 1 представляет собой двухполюсный постоянный магнит, вращающийся между полюсными башмаками. Непосредственно на сердечник 13 намотана первичная обмотка. Ее начало припаяно к сердечнику, а конец соединен с проводом 11. Один конец вторичной обмотки соединен через первичную обмотку с массой, а второй конец подведен к клемме 10. Прерыватель установлен в крышке 7. Не подвижный контакт 16 закреплен на стойке 2, и соединен с массой, а подвижный контакт 11 изолирован текстолитовой подушечкой 18. Пружиной 21 рычажок с контактом 17 прижимается к неподвижному контакту 16. От индукционной катушки 14 ток низкого напряжения по скобе 27 подводится через пружину 21 и рычажок к контакту 17. На переднем конце валика 19 ротора винтом закреплен кулачок 4 прерывателя, а на заднем конце — жесткая полумуфта 20, которой валик 19 соединяется с шестерней привода магнето. Нормальный зазор между контактами 16 и 17 прерывателя в момент наибольшего расхождения должен быть 0,25—0,35 мм. Контактная стойка 22 закреплена винтом 28. При регулировке зазора между контактами стойку 22 поворачивают эксцентриком 23. У неработающего двигателя устанавливают опережение зажигания, составляющее 27° по углу поворота коленчатого вала двигателя.

До 1963 года на пусковые двигатели устанавливали магнето М24-А, имевшее вместо полумуфты 20 центробежную муфту опережения зажигания МС-22А, автоматически изменявшую угол опережения зажигания в зависимости от изменения числа оборотов пускового двигателя.

Втулка 2 (рис. 3) ведомого диска 1 муфты насажена на конический хвостовик валика ротора магнето и закреплена гайкой 9.

Рис. 3. Муфта опережения зажигания МС-22А:

а — муфта опережения зажигания МС-22А в сборе; б — детали муфты опережения зажигания: 1 — ведомый диск; 2 — втулка ведомого диска; 3 и 7 — пластинки; 4 — грузик; 5 — колпачок; 6 — пружина; 8 — поводок; 9 — гайка; 10 — стопорное кольцо; 11 — шпилька грузика; 12 — корпус; 13 — пружинная шайба.

Поводок 8 при установке магнето на двигатель соединяют с шестерней привода магнето. При повышении числа оборотов вала двигателя увеличивается число оборотов поводка 8 и грузики 4 под действием центробежной силы перемещаются от центра, сжимая пружины 6. При этом шпильки и грузиков 4 скользят по косым пазам ведомого диска 1 и поводка 8 и смещают ведомый диск и втулку 2 вместе с валиком ротора относительно поводка 8 на некоторый угол (в сторону вращения валика). Кулачок прерывателя раньше разомкнет контакты, и угол опережения зажигания увеличится.

При уменьшении числа оборотов пружина 6 возвращает грузики 4 и втулку 2 в исходное положение.
Муфта опережения зажигания включается, когда обороты достигают 800—1100 в минуту. При возрастании числа оборотов до 1700—2000 в минуту к предварительному углу опережения зажигания добавляется еще 18°, и таким образом полный угол опережения зажигания становится равным 45°.

На пусковых двигателях устанавливают неразборные свечи типа А11-У (рис. 4).

Рис. 4. Свеча А11-У:

1 — боковой электрод; 2 — медная прокладка; 3 — корпус; 4 — уплотняющие кольца; 5 — керамическая набивка; 6 — сердечник; 7 — шайба; 8 — зажимная гайка; 9 — центральный электрод.

Между боковым 1 и центральным 4 электродами свечи зазор должен быть 0,5—0,6 мм. Чтобы предотвратить прорыв газов из цилиндра, под свечу устанавливают медную прокладку. Электрический ток подводится от магнето к свече по многожильному медному, снаружи изолированному, проводу. [Гуревич А.М., Горожанкин В.И. Трактор ДТ-54А. 1968 г.]

Система зажигания трактора

В карбюраторных двигателях рабочая смесь воспламеняется электрической искрой, имеющей температуру около 7000°. Приборы, предназначенные для образования искры — магнето, запальные свечи, и провода, образуют систему зажигания. Все эти приборы выполнены и соединены между собой по однопроводной схеме, в которой вторым проводом являются металлические детали (масса) трактора.

Запальные свечи. На тракторных двигателях применяют разборные и неразборные свечи. Устройство их показано на рисунке 1.

Рис. 1. Запальные свечи.

а) Разборная: 1 — корпус; 2 — клемма; зажимная гайка; 4 — центральный электрод; 5 — боковой электрод; 6 — уплотняющее кольцо; 7 — изолятор, б) Неразборная.

Нижняя часть свечи подвергается воздействию высоких давлений и температур. Поэтому электроды изготовляют из стойкой никелево-марганцовистой проволоки, а изоляторы — из уралита (керамический материал, основной частью которого является окись алюминия). Условия работы изолятора резко ухудшаются, если в соединениях между ним и корпусом имеются неплотности. Прорывающиеся газы перегревают свечу, в изоляторе образуются трещины, и свеча выходит из строя. Уплотнение неразборных свечей более надежно, и в этом их преимущество перед разборными. При нормальной температуре (600—850°) изолятор самоочищается от нагара и имеет характерный светло-коричневый цвет. При более низкой температуре нагар отлагается на изоляторе и искрообразование между электродами может прекратиться. Чрезмерно высокая температура приводит к оплавлению нижней части изолятора и трещинам в нем. Чем больше диаметр отверстия корпуса и длиннее конец изолятора, тем хуже отводится тепло от свечи и, следовательно, выше ее температура. Торец в нарезанной части свечи должен располагаться заподлицо с поверхностью камеры сгорания, так как выступание ее может привести к перегреву, а утопание в гнезде — к перебоям в зажигании вследствие затруднительного доступа свежей смеси к электродам. Размеры свечей указывает их марка. На двигателях Д-14 и Д24 применяют свечи М19/20У, а в двигателе ПД-10 — свечи НА11/11 ВУ. Буква, стоящая вначале, обозначает тип, диаметр и шаг резьбы нарезанной части. Например, М — резьба метрическая 18×1,5 мм, А — резьба метрическая 14×1,25 и т. д. Буква Н указывает па то, что свеча не разборная. Цифры, следующие за буквами в виде дроби, указывают (в мм): числитель — длину нарезанной части, знаменатель — длину нижней части изолятора. Буква, следующая за цифрами, обозначает тип гайки для крепления провода. Последняя буква У показывает, что изолятор изготовлен из уралита.

Магнето. Магнето является источником и распределителем тока высокого напряжения, используемого в карбюраторных двигателях для зажигания рабочей смеси. Принцип действия его показан на рисунке 2.

Рис. 2. Принципиальная схема магнето:

1 — подвижный контакт прерывателя; 2 — неподвижный контакт прерывателя; 3 — кулачок прерывателя; 4 — башмак магнитопровода; 5 — ротор; 6 — шестерня ротора (ведущая); 7 — шестерня распределители (ведомая); 8 — запальные свечи; 9 — провод высокого напряжения; 10 — неподвижный электрод распределителя; 11 — подвижный электрод распределителя; 12 — пружинный контакт распределителя; 13 — вторичная обмотка трансформатора; 14 — первичная обмотка трансформатора; 15 — сердечник (магнитопровод) трансформатора; 16 — конденсатор.

Когда полюсные наконечники вращающегося магнита (ротора) 5 расположены против башмаков магнитопроводов 4, почти все магнитные Силовые линии замыкаются через сердечник трансформатора 15. Если ротор повернется на 90° (нейтральное положение), магнитные силовые линии замыкаются через воздушный зазор между полюсными наконечниками и башмаками. Когда ротор поворачивается в нейтральное положение, магнитные силовые линии пересекают витки первичной 14 и вторичной 13 обмоток трансформатора, в результате чего в них индуктируется электродвижущая сила (э. д. с.). При замкнутых контактах 1 и 2 прерывателя под действием э. д. с. В первичной обмотке протекает ток, который создает свой магнитный поток вокруг сердечника трансформатора. В момент размыкания контактов ток в первичной цепи исчезает и магнитное поле резко сокращается. При этом во вторичной обмотке индуктируется э. д. с., достигающая 10—25 тыс. вольт. Так как в этот момент подвижный электрод распределителя находится напротив одного из неподвижных, то во вторичной цепи пойдет ток высокого напряжения по следующему пути: вторичная обмотка трансформатора 13, пружинный контакт 12 распределителя, воздушный искровой промежуток между подвижным 11 и неподвижным 10 электродами распределителя, провод высокого напряжения 9, электрод свечи 8 и искровой промежуток свечи, масса двигателя и магнето, первичная обмотка 14, вторичная обмотка. В момент размыкания контактов прерывателя магнитные силовые линии пересекают также и первичную обмотку трансформатора и поэтому в ней наводится э. д. с. самоиндукции. Ее напряжение (200—300 в) оказывается достаточным, чтобы пробить воздушный зазор между размыкающимися контактами, поэтому в первичной цепи некоторое время может проходить ток самоиндукции. Он замедляет исчезновение магнитного поля, а следовательно, уменьшает э. д. с. во вторичной цепи. Кроме того, искрение в контактах прерывателя приводит к обгоранию их. Чтобы избежать этого, параллельно контактам прерывателя подключен конденсатор 16, благодаря которому в момент размыкания контактов ток самоиндукции не проходит в виде искры между контактами, а идет па зарядку конденсатора. Ток, проходящий в первичной цепи, достигнет наибольшей величины, когда ротор повернется от нейтрального положения на некоторый угол. Именно в этот момент, чтобы получить наибольшую э. д. с. во вторичной цепи, прерыватель должен разомкнуть первичную цепь. Угол поворота ротора от нейтрального положения до момента размыкания контактов прерывателя называется абрисом магнето. Величина его для различных типов магнето колеблется от 8 до 18°. В зависимости от направления вращения ротора магнето различают правого и левого вращения. Но числу искр, которые может дать магнето за один оборот ротора, магнето бывают одноискровыми и двухискровыми. По размерам магнето обычно делят на две группы: малогабаритные и с нормальными габаритами. Магнето с нормальными габаритами предназначено для двигателей с числом цилиндров не менее четырех. Временно магнето этого типа использовалось на двигателях Д-14 и Д24.
[Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]