4for1


Система зажигания трактора

В карбюраторных двигателях рабочая смесь воспламеняется электрической искрой, имеющей температуру около 7000°. Приборы, предназначенные для образования искры — магнето, запальные свечи, и провода, образуют систему зажигания. Все эти приборы выполнены и соединены между собой по однопроводной схеме, в которой вторым проводом являются металлические детали (масса) трактора.


Запальные свечи. На тракторных двигателях применяют разборные и неразборные свечи. Устройство их показано на рисунке 1.
Рис. 1. Запальные свечи.

а) Разборная: 1 — корпус; 2 — клемма; зажимная гайка; 4 — центральный электрод; 5 — боковой электрод; 6 — уплотняющее кольцо; 7 — изолятор, б) Неразборная.

Нижняя часть свечи подвергается воздействию высоких давлений и температур. Поэтому электроды изготовляют из стойкой никелево-марганцовистой проволоки, а изоляторы — из уралита (керамический материал, основной частью которого является окись алюминия). Условия работы изолятора резко ухудшаются, если в соединениях между ним и корпусом имеются неплотности. Прорывающиеся газы перегревают свечу, в изоляторе образуются трещины, и свеча выходит из строя. Уплотнение неразборных свечей более надежно, и в этом их преимущество перед разборными. При нормальной температуре (600—850°) изолятор самоочищается от нагара и имеет характерный светло-коричневый цвет. При более низкой температуре нагар отлагается на изоляторе и искрообразование между электродами может прекратиться. Чрезмерно высокая температура приводит к оплавлению нижней части изолятора и трещинам в нем. Чем больше диаметр отверстия корпуса и длиннее конец изолятора, тем хуже отводится тепло от свечи и, следовательно, выше ее температура. Торец в нарезанной части свечи должен располагаться заподлицо с поверхностью камеры сгорания, так как выступание ее может привести к перегреву, а утопание в гнезде — к перебоям в зажигании вследствие затруднительного доступа свежей смеси к электродам. Размеры свечей указывает их марка. На двигателях Д-14 и Д24 применяют свечи М19/20У, а в двигателе ПД-10 — свечи НА11/11 ВУ. Буква, стоящая вначале, обозначает тип, диаметр и шаг резьбы нарезанной части. Например, М — резьба метрическая 18×1,5 мм, А — резьба метрическая 14×1,25 и т. д. Буква Н указывает па то, что свеча не разборная. Цифры, следующие за буквами в виде дроби, указывают (в мм): числитель — длину нарезанной части, знаменатель — длину нижней части изолятора. Буква, следующая за цифрами, обозначает тип гайки для крепления провода. Последняя буква У показывает, что изолятор изготовлен из уралита.

Магнето. Магнето является источником и распределителем тока высокого напряжения, используемого в карбюраторных двигателях для зажигания рабочей смеси. Принцип действия его показан на рисунке 2.

Рис. 2. Принципиальная схема магнето:

1 — подвижный контакт прерывателя; 2 — неподвижный контакт прерывателя; 3 — кулачок прерывателя; 4 — башмак магнитопровода; 5 — ротор; 6 — шестерня ротора (ведущая); 7 — шестерня распределители (ведомая); 8 — запальные свечи; 9 — провод высокого напряжения; 10 — неподвижный электрод распределителя; 11 — подвижный электрод распределителя; 12 — пружинный контакт распределителя; 13 — вторичная обмотка трансформатора; 14 — первичная обмотка трансформатора; 15 — сердечник (магнитопровод) трансформатора; 16 — конденсатор.


Когда полюсные наконечники вращающегося магнита (ротора) 5 расположены против башмаков магнитопроводов 4, почти все магнитные Силовые линии замыкаются через сердечник трансформатора 15. Если ротор повернется на 90° (нейтральное положение), магнитные силовые линии замыкаются через воздушный зазор между полюсными наконечниками и башмаками. Когда ротор поворачивается в нейтральное положение, магнитные силовые линии пересекают витки первичной 14 и вторичной 13 обмоток трансформатора, в результате чего в них индуктируется электродвижущая сила (э. д. с.). При замкнутых контактах 1 и 2 прерывателя под действием э. д. с. В первичной обмотке протекает ток, который создает свой магнитный поток вокруг сердечника трансформатора. В момент размыкания контактов ток в первичной цепи исчезает и магнитное поле резко сокращается. При этом во вторичной обмотке индуктируется э. д. с., достигающая 10—25 тыс. вольт. Так как в этот момент подвижный электрод распределителя находится напротив одного из неподвижных, то во вторичной цепи пойдет ток высокого напряжения по следующему пути: вторичная обмотка трансформатора 13, пружинный контакт 12 распределителя, воздушный искровой промежуток между подвижным 11 и неподвижным 10 электродами распределителя, провод высокого напряжения 9, электрод свечи 8 и искровой промежуток свечи, масса двигателя и магнето, первичная обмотка 14, вторичная обмотка. В момент размыкания контактов прерывателя магнитные силовые линии пересекают также и первичную обмотку трансформатора и поэтому в ней наводится э. д. с. самоиндукции. Ее напряжение (200—300 в) оказывается достаточным, чтобы пробить воздушный зазор между размыкающимися контактами, поэтому в первичной цепи некоторое время может проходить ток самоиндукции. Он замедляет исчезновение магнитного поля, а следовательно, уменьшает э. д. с. во вторичной цепи. Кроме того, искрение в контактах прерывателя приводит к обгоранию их. Чтобы избежать этого, параллельно контактам прерывателя подключен конденсатор 16, благодаря которому в момент размыкания контактов ток самоиндукции не проходит в виде искры между контактами, а идет па зарядку конденсатора. Ток, проходящий в первичной цепи, достигнет наибольшей величины, когда ротор повернется от нейтрального положения на некоторый угол. Именно в этот момент, чтобы получить наибольшую э. д. с. во вторичной цепи, прерыватель должен разомкнуть первичную цепь. Угол поворота ротора от нейтрального положения до момента размыкания контактов прерывателя называется абрисом магнето. Величина его для различных типов магнето колеблется от 8 до 18°. В зависимости от направления вращения ротора магнето различают правого и левого вращения. Но числу искр, которые может дать магнето за один оборот ротора, магнето бывают одноискровыми и двухискровыми. По размерам магнето обычно делят на две группы: малогабаритные и с нормальными габаритами. Магнето с нормальными габаритами предназначено для двигателей с числом цилиндров не менее четырех. Временно магнето этого типа использовалось на двигателях Д-14 и Д24.
[Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]