Крутящий момент от двигателя к ведущим колесам трактора передается при помощи узлов и механизмов, называемых силовой передачей или трансмиссией.
Силовая передача дает возможность отключать работающий двигатель при остановке трактора, изменять скорость движения и направление вращения ведущих колес, а также отбирать мощность двигателя для работы других механизмов и машин. Назначение силовой передачи состоит также в том, чтобы обеспечить вращение задних, ведущих колес трактора с числом оборотов 25—65 в 1 мин при числе оборотов 1500 — 1800 в 1 мин коленчатого вала двигателя.
Силовая передача состоит из муфты сцепления, коробки передач и центральной передачи, уменьшающей число оборотов ведомого вала и дифференциала.
Часть механизмов и узлов силовой передачи трактора ДТ-20 размещены в одном общем картере и называются главной передачей. В нее входят: механизм изменения передач (скоростей) движения; механизм для изменения направления движения трактора — механизм реверса; узел дополнительной (замедленной) передачи и механизм дифференциала. Схема силовой передачи трактора показана на рисунке 1.
1 — коленчатый вал двигателя; 2 — муфта сцепления; 3 — соединительная муфта; 4 — первичный вал главной передачи; 5 — промежуточный вал; 6 — шкив отбора мощности; 7 — бортовая, или конечная, передача; 8 — главный вал; 9 — ведущее колесо; 10 — шкив тормоза; 11 — полуось; 12 — вал отбора мощности; 13 — приводной валик дополнительной (замедленной) передачи.
Модули и числа зубьев шестерен силовой передачи даны в таблице 1.
Крутящий момент от двигателя к ведущим колесам трактора передается так. Коленчатый вал 1 двигателя связан с первичным валом 4 главной передачи муфтой сцепления 2 и соединительной жесткой муфтой 3. Коническая шестерня Z3 первичного вала главной передачи находится в постоянном зацеплении с двумя коническими шестернями Z4 свободно вращающимися на зубчатой втулке промежуточного вала 5.
Эти шестерни имеют зубчатые венцы Z22 каждый из которых может быть соединен подвижной зубчатой муфтой Z23 с зубчатой втулкой, закрепленной на промежуточном валу. В зависимости от того, какой из венцов а следовательно и коническая шестерня будет связана с промежуточным валом, он будет вращаться в одном или другом направлениях, а трактор соответственно двигаться вперед или назад.
Комплект конических шестерен с подвижной зубчатой муфтой и сопрягаемыми деталями называют механизмом для изменения направления вращения или механизмом реверса. На промежуточный вал 5, слева от механизма реверса, насажены подвижные (ведущие) шестерни Z12 и Z9 первой и четвертой передач, а справа подвижные шестерни Z5 и Z7 второй и третьей передач. С промежуточного вала вращение передается на главный вал 8 соединением какой-либо подвижной шестерни с одной из шестерен Z12, Z10, Z8 или Z6, неподвижно закрепленных на главном валу.
В средней части главного вала установлена ведущая шестерня Z13 центральной передачи, передающая вращение шестерне Z14 соединенной с корпусом дифференциала. Вместе с ним вращаются ось сателлитов с сателлитами Z15 и находящиеся в зацеплении с ними конические полуосевые шестерни Z16. Соединенные с коническими шестернями дифференциала полуоси 11 (валы ведущих шестерен бортовых передач) передают вращение к ведущим колесам 9 через шестерни Z17 и Z18.
При помощи тормозных шкивов 10, установленных на валах ведущих шестерен бортовых передач, осуществляют остановку или крутой поворот трактора, притормаживая одну полуось.
Изменение скорости движения трактора при постоянных оборотах коленчатого вала двигателя достигают переключением подвижных шестерен (кареток) промежуточного вала 5 при выключенной муфте сцепления.
Ведомые шестерни имеют неодинаковое число зубьев: наименьшее — для шестерни Z11 первой передачи и наибольшее — Z9 для четвертой передачи. Ведомые шестерни, расположенные на главном валу 8, также имеют разные числа зубьев: ведомая шестерня Z12 первой передачи наибольшее, а шестерня четвертой передачи — наименьшее. Перемещая подвижные шестерни и вводя их в зацепление с ведомыми шестернями главного вала, можно обеспечить вращение его с различным числом оборотов, при постоянном числе оборотов промежуточного вала.
Мощность двигателя при нормальной работе постоянна для определенных устойчивых оборотов коленчатого вала и поэтому крутящий момент двигателя, передаваемый силовой передаче трактора, остается постоянным, так как произведение величины крутящего момента на число оборотов и определяет мощность. Следовательно, при передаче постоянной мощности уменьшение числа оборотов какого-либо вала приводит к увеличению крутящего момента на этом валу. При движении на первой и второй передачах трактор развивает более высокое тяговое усилие, чем при движении его на третьей и четвертой передачах.
В главной передаче трактора ДТ-20 предусмотрены четыре скорости движения вперед и четыре скорости назад. Кроме того, можно получить дополнительную скорость движения, равную 0,87 км/ч при 900 об/мин коленчатого вала двигателя. Такая скорость нужна для работы с рассадопосадочными и другими машинами. Для получения дополнительной скорости служит пара шестерен Z1 и Z2, находящихся в постоянном зацеплении. Вращение нижнего приводного валика 13 дополнительной передачи передается через пару конических шестерен Z19 и Z20, находящихся в постоянном зацеплении, на подвижную шестерню Z21. Для включения дополнительной (замедленной) передачи перемещают вдоль вала шестерню и вводят ее в зацепление с ведомой шестерней Z12 первой передачи на главном валу. Далее вращение передается на дифференциал и бортовые передачи. Движение трактора при включенной дополнительной передаче возможно только в одном направлении — вперед, так как передача вращения двигателя к ведущим колесам минует конические шестерни механизма реверса.
В главной передаче предусмотрена возможность отбора мощности для привода различных машин и орудий. Для этой цели на конец промежуточного вала устанавливают приводной шкив 6 (рис. 1). Кроме того, от ведущего вала дополнительной передачи получает вращение вал 12 отбора мощности для привода рабочих органов некоторых машин и орудий.
Схема положения шестерен и передача вращения при включении передач показана на рисунке 2.
а — первая передача; б — вторая передача; в — третья передача; г — четвертая передача; д — замедленная передача; 1 — первичный вал; 2 — промежуточный вал; 3 — главный вал; 4 — ведомая шестерня дифференциала. (Жирными стрелками показана передача вращения при прямом ходе, пунктирными — передача вращения при реверсивном ходе).
[Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. Трактор ДТ-20. 1965 г.]