Общие сведения о трансмиссии трактора

Трансмиссия в целом представляет собой комплекс устройств для передачи и преобразования энергии от ее источника к потребителю (или потребителям) в удобном для них виде.

Современные трансмиссии можно классифицировать по способу изменения их передаточных чисел на бесступенчатые, ступенчатые и комбинированные.

Бесступенчатые трансмиссии позволяют в заданном интервале передаточных чисел иметь любое их значение, вследствие чего работа машинно-тракторных агрегатов всегда может быть наиболее производительной и экономичной.
Ступенчатые трансмиссии имеют определенные интервалы (ступени) передаточных чисел в пределах которых работа машинно-тракторных агрегатов достаточно производительная и экономичная.

Комбинированные трансмиссии отличаются сочетанием интервалов передач, в которых возможно бесступенчатое изменение передаточных чисел.

По способу преобразования крутящего момента их можно классифицировать на механические, гидравлические, электрические и комбинированные.

Бесступенчатые трансмиссии по этому признаку подразделяются на механические (фрикционно-тороидные, клиноременные и импульсные — инерционные), гидравлические (гидродинамические и гидрообъемные), электрические (электромеханические).

Ступенчатая трансмиссия по этому признаку является механической, в которой преобразование крутящего момента происходит в шестеренных редукторах, в одном из которых — коробке передач (КП) — производится изменение передаточных чисел, ограниченных числом возможных сочетаний зубчатых пар.

    Не зависимо от классификации трансмиссий, они должны соответствовать определенным эксплуатационным и производственным требованиям:

  • должны обеспечивать надежную связь с двигателем и отсоединение от него, в зависимости от технологии работы машинно-тракторных агрегатов;
  • иметь возможность изменения общего передаточного числа в зависимости от изменения тягового сопротивления движению трактора (его загрузке);
  • должны иметь возможность изменения направления вращения ведущих колес трактора при неизменном направлении вращения вала двигателя для получения заднего хода, а также соотношения частот вращения левого и правого ведущих колес при движении на повороте, по неровностям пути и для поворота соответственно колесного и гусеничного трактора;
  • обеспечивать отбор части мощности двигателя на привод рабочих органов прицепных или навесных машин — орудий во время движения машинно-тракторных агрегатов или его работы в стационарных условиях, а также систем по обслуживанию гидравлических систем трактора;
  • конструктивно быть компактными, иметь ограниченные габаритные размеры корпусов сборочных единиц (агрегатов), способных передавать большие мощности, иметь достаточно высокие КПД и долговечность, низкую трудоемкость технического обслуживания и хорошую ремонтопригодность.

[Тракторы. Конструкция. Под общ. ред. И. П. Ксеневича, В. М. Шарипова. 2001 г.]