Главная передача (рис. 1, а, б) предназначена для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и, кроме того (у большинства тракторов), для передачи вращения от вала, находящегося в продольной плоскости трактора, валу, расположенному в его поперечной плоскости.
Рис. 1. Главная и конечная передачи:
а — гусеничного трактора; б — колесного трактора; 1 — конические шестерни; 2 — механизмы поворота; 3 — конечная передача.
Главная передача располагается непосредственно за коробкой передач и состоит из двух конических, реже цилиндрических шестерен. Во многих тракторах ведущие шестерни z1 главной передачи закреплены на вторичном валу коробки передач или же изготовлены заодно с ним. Зубья конических шестерен главной передачи делают прямыми или спиральными.
Чтобы снизить частоту вращения, передаточное число главной передачи, т. е. отношение числа зубьев ведомой шестерни z2 к числу зубьев ведущей z1, у современных тракторов находится в пределах от 2,6 до 4,6. Во столько же раз уменьшается частота вращения, передаваемая главной передачей от коробки передач к конечной передаче. Шестерни главной передачи находятся в корпусе ведущего моста трактора (заднего или переднего).
У колесных тракторов в ступице ведомой шестерни главной передачи размещен механизм, называемый дифференциалом, через который и происходит передача крутящего момента от главной передачи к конечной.
У гусеничных тракторов ведомые шестерни главной передачи обычно жестко укреплены на валу заднего моста, и вращение от них на конечную передачу 3 (рис. 1, а) передается через механизмы 2, предназначенные для управления поворотом трактора.
Конечная передача служит для увеличения передаваемого крутящего момента путем повышения передаточного числа трансмиссии i = 4,35…9,94), а также для передачи вращения от главной передачи или дифференциала к ведущим колесам (звездочкам) трактора.
У разных тракторов конструкции конечных передач выполнены неодинаково. У одних типов тракторов конечные передачи расположены в общем корпусе с главной передачей и дифференциалом и состоят из двух пар цилиндрических шестерен, по одной паре на каждое колесо (см. рис. 1, б). У других тракторов эти шестерни (см. рис. 1, а) установлены в отдельных корпусах, которые закреплены по бокам заднего моста, поэтому их иногда называют бортовыми редукторами, или бортовыми передачами. Количество шестерен в конечных передачах бывает от двух до пяти в каждой.
У некоторых мощных тракторов, как гусеничных так и колесных, находят применение планетарные передачи, по конструкции более компактные и передающие вращение с большим передаточным числом (i = 6).
Устроены и действуют планетарные передачи следующим образом.
Рис. 2. Конечные передачи:
а — планетарного типа; б — типа сдвоенных редукторов; 1 — солнечная шестерня; 2 — коронная шестерня; 3, 11 — валы; 4 — шпилька; 5, 8, 9 — корпуса; 6 — палец; 7 — сателлиты; 10 — рукав; 12 — роликовый подшипник; 13, 18 — шестерни; 14 — двухвенцовая шестерня; 15 — ось; 16 — стакан; 17 — ведущее колесо; 19 — полуось; 20 — гидроцилиндр; 21 — проушина; 22 — тяга; 23 — рычаг.
От главной передачи вращение передается через вал 3 (рис. 2, а) на солнечную шестерню 1. Вращение от солнечной шестерни 1 передается на малые цилиндрические шестерни — сателлиты 7, свободно сидящие на пальцах 6, укрепленных в водиле. Сателлиты 7, вращаясь, обкатываются по зубьям коронной (эпициклической) шестерни 2, через пальцы 6 увлекают за собой водило и через соединенный с ним корпус 5 редуктора вращение передается на ведущее колесо или звездочку.
У тракторов специального назначения (крутосклонных и горно-равнинных) конечные передачи делают в виде самостоятельных редукторов, имеющих возможность поворачиваться относительно остова трактора, что позволяет при въезде трактора на склон (поперек склона) удерживать задние ведущие колеса (стабилизировать) в строго вертикальном положении.
В качестве примера на рисунке 2, б показано устройство конечной передачи горно-равнинного трактора. У этого трактора каждая из конечных передач представляет собой сдвоенные редукторы, расположенные сбоку остова трактора.
Сдвоенный редуктор состоит из двух корпусов 8 и 9, внутри которых помещены шестерня 18, сидящая на полуоси 19 ведущего колеса 17, и шестерня 13, жестко укрепленная на конце вала 11 заднего моста. Корпус 9 первого редуктора посажен на рукав 10 заднего моста таким образом, что может поворачиваться вокруг оси вала 11 на роликовых подшипниках 12.
Корпус 9 связан с корпусом 8 осью 15 и стаканом 16, образуя подвижный шарнир, который позволяет корпусам 8 и 9 перемещаться один относительно другого. Вращение от вала 11 заднего моста на полуось 19 передается через шестерню 13, двухвенцовую промежуточную шестерню 14, посаженную на подшипниках стакана 16 и ведомую шестерню 18. Бортовые редукторы поворачиваются при помощи гидроцилиндра 20, связанного своим штоком с корпусом 9. Редуктор 8 связан с проушиной 21, укрепленной на корпусе заднего моста тягой 22 и рычагом 23. При подаче масла в гидроцилиндр 20 корпусы 8 и 9 будут занимать различные положения один относительно другого (показано стрелками на рисунке 2) и тем самым изменять положение ведущего колеса 17, относительно остова трактора. [Трактор. Семенов В.М., Власенко В.Н. 1989 г.]
Похожие материалы