Коробка передач

Коробка передач преобразует крутящий момент по величине и направлению и влияет на тяговые и скоростные показатели трактора (автомобиля) — его динамические качества.

Крутящий момент колес и скорость движения трактора преобразуют, изменяя передаточное число трансмиссии, для чего в зацепление вводят соответствующие шестерни. Эта основная функция ступенчатой коробки передач характеризуется числом переключаемых передач и их передаточными числами.

Ступенчатые (шестеренчатые) коробки передач классифицируют по следующим основным признакам.

Типу шестеренчатой передачи — с неподвижными осями валов и с вращающимися осями валов (планетарные).

Числу валов, определяющему кинематическую схему — двухвальные, трехвальные, четырехвальные.

Способу зацепления шестерен — с подвижными шестернями и шестернями постоянного зацепления.

Процессу переключения передач — с остановкой трактора для переключения и с переключением передач на ходу.

Типу механизма переключения передач — механические, гидравлические и автоматические.

Расположению валов относительно продольной оси трактора — с продольным и поперечным расположением (специальные коробки передач).

Монтажным качествам — съемные, выполненные в отдельном агрегате, и собранные в общем корпусе с другими механизмами.

Большое разнообразие условий работы и выполняемых трактором технологических процессов, стремление достигнуть максимальной производительности потребовали многоступенчатых коробок передач с широким диапазоном скоростей. Число передач (ступеней) тракторных коробок составляет от 5 до 22, а диапазон основных скоростей движения переднего хода — от 0,03 до 9,5 м/с (0,1—34 км/ч) и выше.

Чем больше число передач, тем шире возможности выбрать такую рабочую скорость, которая соответствует оптимальной загрузке двигателя, а значит, высокой производительности и экономному расходованию топлива. Однако кинематическая схема коробки передач не должна быть излишне сложной, иначе увеличатся потери мощности на трение, стоимость производства и ремонта.

Передачи тракторов можно условно разделить на три группы: основные, транспортные и замедленные.

Основные передачи соответствуют главным рабочим операциям и используются при агрегатировании трактора продолжительное время.

Так, для трактора общего назначения основными являются передачи, применяемые при вспашке почвы, посеве зерновых культур, уходе за посевами; универсально-пропашные тракторы на основных передачах выполняют весь комплекс работ по возделыванию пропашных и технических культур и т. д. Число основных передач в зависимости от типа трактора и его конструкции составляет обычно от 4 до 7 (и более).

У современных тракторов этим передачам соответствуют скорости движения 1,4—4,2 м/с (5—15 км/ч); по мере развития техники скорости повышаются.

Транспортные передачи служат для перевозки грузов тракторными поездами и холостых переездов агрегата. Число транспортных передач колесных тракторов составляет 3—5, а соответствующие им скорости лежат в пределах 4,2—9,5 м/с; для гусеничных тракторов эти показатели соответственно 1—2 и 4,2 м/с.

Некоторые технологические процессы (работы с рассадопосадочными, лесопосадочными, корнеклубнеуборочными, мелиоративными машинами, погрузчиками непрерывного действия и др.) выполняются тракторными агрегатами только на малых скоростях — от 0,4 до 0,03 м/с (и ниже), для чего служат замедленные передачи. [Тракторы и автомобили. Гуревич А.М., Сорокин Е.М. 1978 г.]

Похожие материалы