Вентилятор и водяной насос объединены в один агрегат, расположенный на передней стенке блок-картера и закрепленный болтами. Водяной насос устроен следующим образом.
1 — крышка шкива вентилятора; 2 — винт; 3 — шкив вентилятора; 4 — замковая шайба; 5 — передний шарикоподшипник; 6 — гайка сальника; 7 — втулка; 8 — штифт; 9 — крыльчатка водяного насоса; 10 — штифт крыльчатки водяного насоса; 11 — сальниковая набивка; 12 — отверстие для стока воды; 13 — валик насоса; 14 — корпус насоса; 15 — самоподжимной сальник; 16 — задний шарикоподшипник; 17 — распорная втулка; 18 — пробка; 19 — прокладка; 20 — втулки; 21 — поводок валика; 22 — штифт поводка; 23 — гайка; 24 — масленка; 25 — канал в корпусе.
В передней части корпуса 14 (рис. 1) насоса установлены два шарикоподшипника 5 и 16. Подшипник 16 торцом внутреннего кольца упирается в выточку корпуса. Между подшипниками имеется распорная втулка 17. Оба подшипника закреплены на корпусе насоса гайкой 23 с замковой шайбой 4. На подшипниках 5 и 16 вращается шкив вентилятора 3, к которому привернута двумя винтами 2 крышка 1. Стык шкива вентилятора и крышки 1 уплотнен прокладкой 19. Внутри шкива запрессован самоподжимной сальник 15, предохраняющий внутреннюю полость шкива от попадания пыли и предотвращающий вытекание масла. Стальной валик 13 водяного насоса вращается в трех бронзовых втулках 20 и 7. Впереди на валике закреплен штифтом 22 поводок 21, который входит в паз крышки. На задний конец валика водяного насоса засажена крыльчатка 9, закрепленная штифтом 10. Паз в крышке 1 сделан шире поводка для того, чтобы крыльчатка 9 в собранном насосе могла поворачиваться на некоторый угол в обе стороны. Бронзовая втулка 7 закреплена в корпусе 14 штифтом 8. Она смазывается через масленку 24 солидолом, который поступает к втулке по каналу 25. Просачивание воды наружу через зазоры между втулкой 7 и валиком 13 предотвращается сальниковой набивкой 11, находящейся между втулкой 7 и гайкой 6. Сальник представляет собой намотанный на валик насоса плетеный асбестовый шнур, пропитанный дизельным маслом и графитотальковой смесью. Гайка 6 имеет левую резьбу для предупреждения отвертывания во время вращения. В нижней части корпуса имеется отверстие 12. По нему стекает вода, просочившаяся через сальник. Шарикоподшипники 5 и 16 смазывают маслом АК или дизельным маслом, 120 г которого заливают во внутреннюю полость шкива через отверстие, закрытое пробкой 18.
1 — крышка шкива вентилятора; 2 — крестовина; 3 — лопасть; 4 — поводок валика; 5 — прорезиненные ремни; 6 — ручей для ремня привода генератора; 7 — крыльчатка водяного насоса; 8 — натяжное приспособление; 9 — гайка; 10 — шайба; 11 — шкив привода вентилятора; 12 — болт; 13 — кронштейн.
Вентилятор состоит из крестовины 2 (рис. 2) с прикрепленными к ней четырьмя штампованными из листовой стали лопастями 3. Вентилятор вместе с крышкой 1 крепится к шкиву болтами. Шкив вентилятора приводится во вращение от шкива 11 двумя клиновидными прорезиненными ремнями 5. Ремни вентилятора натягивают при помощи приспособления 8. Вращение крыльчатке водяного насоса передается от шкива вентилятора, в паз крышки 1 которого входит поводок 4 валика насоса. На шкиве, кроме двух ручьев для ремней привода вентилятора, имеется еще один ручей 6, куда устанавливают ремень привода генератора. Чугунный ролик натяжного приспособления вращается на двух шарикоподшипниках. Ось ролика задним концом, имеющим лыски, входит в прорезь кронштейна 13 и закрепляется на нем через шайбу 10 гайкой 9. Кронштейн привертывают к фланцу водяного насоса болтами. Подшипники ролика смазываются маслом АК или дизельным. Масло (60 г) заливают через отверстие, закрываемое пробкой. [Трактор ДТ-54А. Гуревич А.М., Горожанкин В.И. 1968 г.]