Ходоуменьшитель предназначен для получения дополнительного ряда замедленных скоростей трактора, что позволяет использовать его с сельскохозяйственными машинами и орудиями, требующими пониженных скоростей движения.
Ходоуменьшитель устанавливается с левой стороны трактора, в расточку под стакан конической шестерни реверса. Конструкция ходоуменьшителя выполнена в виде отдельного узла и представляет собой зубчатую передачу с внешним и внутренним зацеплением. Передаточное число ходоуменьшителя равно 2,75.
1 — шестерня ведомая; 2 — стакан; 3 — сателлит; 4 — шестерня коронная; 5 — вал ведущий; 6 — солнечная шестерня; 7 — шестерня коническая; 8 — муфта; 9 — первичный вал; 10 — маслоприемннк с трубкой; 11 — кольцо уплотнительное; 12 — ось педали муфты ВОМ; 13 — крышка в сборе с маслоподводящей трубкой; 14 — водило; 15 — штифт; 16 — прокладки регулировочные
Работает ходоуменьшитель (рис. 1) следующим образом. Солнечная шестерня 6, соединенная шлицами с конической шестерней 7 реверса, вращает сателлиты 3, расположенные в неподвижном водиле 14. Сателлиты передают вращение шестерне 1, которая через шлицевое соединение вращает ведущий вал 5 ходоуменьшителя. Далее вращение передается через подвижную муфту 8 на первичный вал 9 коробки передач.
Включение ходоуменьшителя осуществляется рычагом реверса, который имеет три положения. Ходоуменьшитель рассчитан на работу трактора с тяговым усилием не более 900 кг. Пятую и шестую передачу включать не рекомендуется во избежание повышенного износа шестерен этих передач. Соответствующие скорости получите на прямых передачах.
Установленный новый ходоуменьшитель обкатайте без нагрузки на крюке в течение двух часов: из них 20 минут при нейтральном положении рычага переключения передач и по 20 минут на замедленной, первой, второй, третьей и четвертой передачах. В процессе обкатки проверьте поступление масла в ходоуменьшитель по отсутствию чрезмерного нагрева.
Первые 10—15 часов работы трактора с включенным ходоуменьшителем не давайте полную нагрузку на крюке.
Смазка деталей ходоуменьшителя осуществляется путем отбора масла из корпуса муфты сцепления маслоприемником 10 и подачи его самотеком по трубопроводу в полость «А» стакана ходоуменьшителя.
Следует иметь в виду, что при установленном ходоуменьшителе масло в корпус трансмиссии заливать до уровня верхней контрольной пробки, а когда он не установлен, — до нижней.
При ремонте, в случае большого износа зубьев сателлитов ходоуменьшителя, переставьте их для работы неизношенной стороной, одновременно поверните на 180° оси сателлитов. [Тракторы Т-40 и Т-40А. 1971 г.]