Трактор ДТ-24 имеет многоступенчатую коробку передач с редуктором, обеспечивающую движение вперед с пятью скоростями и назад — с двумя.
При установке ходоуменьшителя трактор может иметь дополнительно две пониженные скорости, необходимые для работы трактора в агрегате с рассадопосадочной машиной.
Коробка передач расположена в передней части корпуса трансмиссии.
1 — крышка нижнего люка коробки передач; 2 — прокладки; 3 — картер сцепления; 4 — гнездо переднего подшипника нижнего вала коробки передач; 5 — передний подшипник нижнего вала; 6 — крышка подшипника; 7 — стопорное кольцо; 8 — ведущая шестерня независимого привода вала отбора мощности; 9 — задний шариковый подшипник трубчатого вала; 10 — стакан подшипников трубчатого вала; 11 — опорный (ведущий) диск муфты сцепления; 12 — гайка; 13 — бронзовая втулка; 14 — трубчатый вал; 15 — передний подшипник промежуточного вала; 16 — шестерня III и IV передач; 17 — шестерня I и II передач; 18 — передний шариковый подшипник вторичного вала; 19 — шток с вилкой каретки шестерни I и II передач, а также заднего хода вторичного вала; 20 — каретка шестерни I и II передач, а также заднего хода вторичного вала; 21 — направляющая штоков; 22 — каретка шестерен III, IV и V передач вторичного вала; 23 — шток рычага вилки каретки ведомой шестерни привода вала отбора мощности; 24 — рычаг переключения передач (левый); 25 — рычаг включения вала отбора мощности (средний); 26 — шток с вилкой каретки шестерен III, IV и V передач вторичного вала; 27 — пружина фиксатора механизма блокировки; 28 — фиксатор механизма блокировки; 29 — валик механизма блокировки; 30 — пробка отверстия для заливки масла; 31 — стопорное кольцо; 32 — крышка коробки передач; 33 — вторичный вал коробки передач; 34 — задний роликовый подшипник вторичного вала; 35 — задний подшипник промежуточного вала; 36 — вилка каретки шестерен редуктора со штоком; 37 — промежуточный вал коробки передач; 38 — упорный бурт; 39 — каретка шестерен редуктора; 40 — стопорное кольцо; 41 — первичный вал коробки передач; 42 — задний подшипник первичного вала; 43 — гнездо подшипника; 44 — шестерня первой ступени редуктора; 45 — шестерня второй ступени редуктора; 46 — шестерня заднего хода и ходоуменьшителя; 47 — ведущая шестерня зависимого привода вала отбора мощности; 48 — задний подшипник нижнего вала; 49 — стопорный болт; 50 — промежуточный вал отбора мощности; 51 — соединительная втулка; 52 — стопорное кольцо; 53 — поперечная перегородка корпуса трансмиссии; 54 — вилка каретки ведущей шестерни ходоуменьшителя; 55 — каретка с ведущей шестерней ходоуменьшителя; 56 — нижний вал коробки передач; 57 — блок шестерен ходоуменьшителя; 58 — съемный блок шестерен ходоуменьшителя; 59 — каретка с ведомой шестерней привода вала отбора мощности (нижнего вала); 60 — вилка каретки 59.
Рабочими частями ее служат первичный 41 (рис. 1), промежуточный 37 и вторичный 33 валы с шестернями. Кроме них, имеется трубчатый вал 14, нижний вал 56 и два блока шестерен ходоуменьшителя 57 и 58 (на рисунке показаны пунктиром).
Трубчатый 14 или первичный вал 41 приводит во вращение нижний вал 56, соединенный с валом отбора мощности. На нижнем валу посажена на шлицах ведущая шестерня ходоуменьшитсля 55. На рисунке 1 валы условно расположены в одной плоскости.
Первичный вал 41 вращается в двух подшипниках, из которых передним является бронзовая втулка 13, запрессованная в трубчатый вал 14, а задним—шариковый подшипник 42.
На первичном валу 41 неподвижно закреплены ведущие шестерни 44 и 45 редуктора и свободно вращается на двух шариковых подшипниках промежуточная шестерня 46 заднего хода и ходоуменьшителя.
Промежуточный вал 37 вращается в двух шариковых подшипниках, расположенных в отверстиях корпуса трансмиссии. Передний подшипник 15 удерживает вал от осевых перемещений. На шлицы вала надеты неподвижно шестерни 16 и 17 и свободно каретка шестерен 39 редуктора.
Вторичный вал 33 изготовлен за одно целое с конической шестерней и вращается в переднем шариковом (установочном) и заднем роликовом подшипниках. На шлицах вторичного вала подвижно посажены две каретки шестерен 20 и 22. Шестерни каретки 20 могут быть введены в зацепление с шестерней 17 промежуточного вала или с шестерней 46 первичного вала.
Каретка 22 шестерен может быть введена в зацепление с шестерней 16 или с малой шестерней каретки 39.
Трубчатый вал 14 вращается в двух шариковых подшипниках, запрессованных в стакан 10, прикрепленный к передней стопке корпуса трансмиссии. На шлицах переднего конца вала закреплен ведущий диск сцепления 11. На заднем конце вала закреплена ведущая шестерня 8 привода независимого вала отбора мощности.
Нижний вал 56 шлицевой втулкой 51 и двумя заклепками соединен с промежуточным валом отбора мощности 50. Вал 56 установлен в двух шариковых подшипниках, из которых передний предохраняет вал от осевого перемещения. На шлицах нижнего вала свободно посажены две каретки 55 и 59.
Шестерня каретки 59 может входить в зацепление с шестерней 47 или 8, а шестерня каретки 55 передает вращение шестерням ходоуменьшителя. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]