ТО генератора трактора

Генератор (рис. 1) служит для питания электрической энергии всех потребителей, а также подзарядки аккумуляторных батарей, установленных на тракторе.
Генератор трактора Т-40
Рис. 1. Генератор: 1 — крышка со стороны коллектора; 2 — винт; 3 — гайка; 4 — обойма с сальниковым уплотнением; 5, 14 — шарикоподшипники; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — направляющий кожух; 8 — клемма; 9 — корпус; 10 — обмотка статора; 11 — вал якоря; 12 — винт-масленка; 13 — шкив; 15 — крышка со стороны привода; 16 — обмотка якоря; 17 — стяжная шпилька; 18 — коллектор.
Характеристики генератора

Генератор двухполюсный, шунтового (параллельного) возбуждения, постоянного тока, закрытого исполнения с внешним обдувом.

Техническое обслуживание генератора состоит в периодической проверке надежности крепления генератора и контактных соединений.
Привод генератора
Рис. 2. Привод генератора: 1 — кронштейн генератора; 2 — натяжная планка; 3, 6, 10 — гайки; 4 — шкив генератора; 5 — клиновой ремень; 7, 9, — болты; 8 — стопорная пластина; 11 — шпилька.

Через каждые 120 часов работы проверьте натяжение ремня вентилятора (рис. 2), при необходимости подтяните, для чего отверните гайку 3 и, перемещая генератор на себя, произведите натяжение ремня. Нормальное натяжение считается такое, когда прогиб ремня, между шкивом вентилятора и коленчатым валом, составляет 15—22 мм при нажатии на него с усилием 4 кгс.

    Через каждые 960 часов работы трактора проверьте:

  1. Правильность и легкость движения щеток в щеткодержателе. При обнаружении заедания щетки устраните его.
  2. Износ щеток. Щетки, изношенные до 14 мм по высоте, замените новыми. Новые щетки должны быть притерты к коллектору мелкой стеклянной шкуркой. После притирки продуйте внутреннюю полость генератора и поверхность коллектора. С помощью пружинного динамометра проверьте давление щеточных пружин (оно должно находиться в пределах 0,6—0,8 кг).
  3. Состояние рабочей поверхности коллектора. При обнаружении подгара на коллекторе протрите чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. Не смешивайте подгар коллектора, который имеет матово-черный цвет и находится у сбегающего края пластин коллектора, с политурой блестящего светло-коричневого или синеватого цвета, расположенной на всей рабочей поверхности коллектора. Зачищать политуру не следует, так как она улучшает работу щеток.
    Если подгар не снимается, зачистите коллектор стеклянной бумагой. Эту операцию производите вращением генератора от руки, прижимая кусочек стеклянной бумаги к поверхности коллектора.
  4. В случае большого износа или подгорания коллектора генератор снимите с двигателя и отправьте в электромастерскую для необходимого ремонта.

Через 240 часов произведите добавку смазки в подшипники. Генератор не нуждается в добавлении смазки в течение 1440 часов работы с начала его эксплуатации. Описанные выше периоды смазки относятся к дальнейшей его работе.

При смазке переднего подшипника отверните винт-масленку (вверните на место винта тюбик) и выдавите небольшое количество смазки № 158 или ЦИАТИМ-201 в отверстие передней крышки генератора. Для смазки заднего подшипника снимите направляющий кожух 7 (рис. 1), крыльчатку 6 и обойму 4 с наружным сальником. Заполните смазкой № 158 задний подшипник только наполовину, так как излишняя смазка может вызвать замасливание и подгорание коллектора. Замену смазки в генераторе производите в первый раз через 1920 часов, в последующие — через каждые 960 часов работы.

Во избежание подгорания контактов реле обратного тока запрещается при работающем генераторе производить замыкание якорной клеммы на «Массу».

Нельзя очищать генератор от пыли и грязи с помощью дизельного топлива. Во избежание разрушения щеток и деформации нажимного рычага щеткодержателя при поднятии рукой рычага щеткодержателя во время обслуживания генератора завод рекомендует изготовить специальный крючок из пружинной проволоки диаметром 1,6 мм длиной 100 мм.

С одного конца это приспособление должно иметь петлю диаметром 30 мм, а с другого — отогнутый под прямым углом на величину 6 мм крючок. Петля и крючок должны находиться в одной плоскости. [Тракторы Т-40, Т-40А. 1971г.]

Похожие материалы