Схемы систем питания двигателей внутреннего сгорания

Под системой питания понимают группу приборов и устройств, которые обеспечивают двигатель чистыми топливом и воздухом и участвуют в приготовлении топливовоздушной смеси. У двигателей, устанавливаемых на различные тракторы, количество этих приборов и их устройство может быть различным.

Устройство и действие системы питания дизелей. Наиболее полная схема системы питания дизеля представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Схема системы питания дизелей:

1 — топливный насос высокого давления; 2 — фильтр тонкой очистки; 3 — воздухоочиститель; 4 — индикатор засоренности; 5 — бачок; 6 — подогреватель; 7 — заслонка; 8 — турбокомпрессор; 9 — глушитель-искрогаситель; 10 — указатель уровня топлива; 11 — топливный бак; 12 — фильтр отстойник; 13 — топливный насос низкого давления — подкачивающая помпа; 14 — регулятор; 15 — форсунка; 16, 17 — сливные трубки.

Топливо заливается в бак 11. Уровень топлива, находящегося в баке, можно контролировать по указателю 10. Топливо из бака по трубке направляется в фильтр-отстойник 12, где очищается от грубых механических примесей и воды, и поступает к подкачивающему насосу 13. Подкачивающий насос захватывает топливо и под небольшим давлением проталкивает через фильтр тонкой очистки 2, а затем подает уже полностью очищенное — в топливный насос 1 высокого давления. Из насоса 1 топливо в нужный момент и в необходимом количестве под высоким давлением направляется к форсунке 15, которая впрыскивает его в мелкораспыленном виде в камеру сгорания дизеля. Топливо, просочившееся через зазоры между деталями форсунок, от одной из них направляется по трубке 16 в турбокомпрессор для смазки клапанов механизма газораспределения, а от остальных — по трубке 17 сливается в топливный бак 11. Воздух, подаваемый в цилиндры двигателя, очищается от механических примесей в воздухоочистителе 3, а затем прямо или через турбокомпрессор 8 (в зависимости от конструкции дизеля) направляется в цилиндры, где и происходит смесеобразование. Состояние воздухоочистителя у некоторых тракторов можно контролировать при помощи встроенного индикатора засоренности 4. Необходимая частота вращения коленчатого вала при изменяющейся нагрузке на двигатель автоматически поддерживается регулятором 14. Для быстрой остановки двигателя при аварийной ситуации служит заслонка 7, а для облегчения пуска дизеля в холодную погоду на некоторых из них ставят электрофакельный подогреватель 6, получающий топливо из бачка 5. Отработавшие газы из цилиндров выходят в атмосферу через глушитель 9.

Устройство и действие системы питания карбюраторного двигателя существенно отличаются от системы питания дизелей большей простотой.

Рис. 2. Система питания карбюраторного двигателя:

1 — глушитель; 2 — топливный бак; 3 — фильтр-отстойник; 4 — трубка; 5 — воздухоочиститель; 6 — карбюратор; 7 — регулятор.

Топливо из бака 2 (рис. 2) самотеком поступает в фильтр-отстойник 3, где очищается от механических примесей и воды. В тех случаях, когда топливный бак расположен ниже карбюратора, в системе применяется насос низкого давления, подающий топливо под давлением. Очищенное топливо по трубке 4 поступает в карбюратор 6, где распиливается и перемешивается с воздухом, очищенным от пыли в воздухоочистителе 5 в нужной пропорции. Заданная частота вращения коленчатого вала во время работы двигателя автоматически поддерживается регулятором 7. Отработавшие газы выходят из цилиндра в атмосферу через глушитель 1. [Семенов В. M., Власенко В. Н. Трактор. 1989 г.]