Форсунка служит для впрыска топлива, подаваемого к ней насосом, в вихревую камеру дизеля в распыленном состоянии.
а — форсунка (разрез); б — положение иглы в распылителе перед впрыском топлива; в — положение иглы в распылителе при впрыске топлива; 1 — колпак; 2 — регулировочный винт; 3 — пружина; корпус; 5 — штанга; 6 — гайка распылителя; 7 — прокладка; 8 — игла распылителя; 9 — полость в распылителе; 10 — распылитель; 11 — канал в распылителе; 12 — канал в корпусе; 13 — топливопровод высокого давления; 14 — гайка; 15 — отверстие для прохода топлива; 16 — контргайка; 17 — полый болт; 18 — кольцевая канавка; 19 — конусная поверхность утолщенной части иглы; 20 — запорный конус; 21 — обратный конус на штифте иглы.
Распылитель 10 (рис. а и б) и иглу 8 изготовляют из высококачественной легированной стали. Эти детали проходят доводку и подбираются в пары. Раскомплектовывать их в процессе эксплуатации не разрешается.
Распылитель представляет собой цилиндр, по продольной оси которого имеется отверстие, переходящее в нижней части распылителя в полость 9. Тремя наклонными каналами 11 полость 9 соединена с кольцевой канавкой 18 на верхнем торце буртика распылителя.
В центральное отверстие распылителя 10 с очень малым зазором (0,002—0,003 мм) входит игла 8. Благодаря высокой точности обработки игла легко движется в распылителе, обеспечивая в то же время необходимую плотность соединения. На конце иглы имеется запорный конус 20. Этим конусом игла под действием пружины 3 плотно садится на коническую поверхность — седло распылителя.
Из отверстия в торце распылителя выступает нижний конец иглы — штифт, имеющий конус 21. Топливо из насоса поступает через топливопровод 13 высокого давления, пересекающиеся каналы 12 в корпусе, кольцевую канавку 18 и наклонные каналы 11 в полость 9 распылителя.
Так как отверстие в распылителе закрыто иглой, прижатой к седлу пружиной 3, то давление в полости 9 будет возрастать и передаваться на конусную поверхность утолщенной части иглы 8.
Когда давление топлива на иглу превысит усилие пружины, игла начнет перемещаться вверх (рис. в) и откроет отверстие в распылителе для прохода топлива в вихревую камеру. Топливо, проходя через узкую кольцевую щель между нижним выходным отверстием распылителя и штифтом иглы под большим давлением, приобретает большую скорость и при выходе распыливается на мелкие частицы. Благодаря обратному конусу 21 на штифте иглы струя распыленного топлива приобретает форму конуса, что обеспечивает хорошее перемешивание топлива с воздухом в вихревой камере.
Как только насос прекратит подачу топлива в форсунку, давление в полости 9 упадет, игла 8 под действием пружины 3 прижмется к седлу и закроет выходное отверстие распылителя. Прекращение (отсечка) подачи топлива, а следовательно, падение давления в форсунке должны быть резкими. В противном случае в конце впрыска топливо перестает распыливаться. Получению резкой отсечки подачи топлива способствует цилиндрический поясок на нагнетательном клапане.
Таким образом действует форсунка закрытого типа. Такое название форсунка получила потому, что на время между впрысками топлива в вихревую камеру игла закрывает выходное отверстие распылителя и этим разобщает внутреннюю полость форсунки, заполненную топливом, и вихревую камеру.
На дизеле устанавливают форсунки закрытого типа ФШ-1,5х25° (форсунка штифтовая, диаметр выходного отверстия 1,5 мм, угол обратного конуса 25°). Все детали форсунки закреплены в стальном корпусе 4 (рис. а).
На его нижний конец навернута гайка 6, в которую вставлен распылитель 10 с иглой 8. Гайка плотно прижимает верхний торец распылителя к нижнему торцу корпуса 4. Верхний конец иглы 8 входит в гнездо штанги 5. Пружина 3 упирается нижним торцом в тарелку штанги 5, а верхним — в тарелку регулировочного винта 2, ввернутого в гайку 14. Регулировочный винт стопорится контргайкой 16. Гайка 14 ввернута в корпус 4.
Затяжку пружины (регулировку форсунки) изменяют винтом 2 так, чтобы давление начала подачи топлива (в момент отрыва иглы от седла) равнялось 125±5 кг/см². Подъем иглы равен 0,35—0,40 мм и ограничивается упором торца ее утолщенной части в торец корпуса 4 форсунки.
Сверху регулировочный винт закрыт колпаком 1, навернутым на гайку 14.
Вследствие большого давления в полости под иглой незначительное количество топлива попадает в зазор между распылителем и иглой. Для слива просочившегося топлива в гайке 14 просверлено отверстие 15, а в колпак 1 ввернут полый болт, под головкой которого установлен наконечник сливной трубки, идущий к фильтру тонкой очистки топлива.
Форсунку крепят к головке цилиндров двумя шпильками. Для создания необходимого уплотнения под гайку распылителя устанавливают медную прокладку 7. Гайки крепления форсунки нужно затягивать равномерно.
При отъединении топливопровода высокого давления на резьбу форсунки навертывают гайку колпачок, а при отъединении сливной трубки в колпак 1 ввертывают пробку, чтобы в форсунку не попали грязь и пыль. Для предохранения штифта иглы от повреждения на конец гайки распылителя снятой форсунки надевают картонный защитный колпачок. [Трактор ДТ-54А. Гуревич А.М., Горожанкин В.И. 1968 г.]
Статьи по теме: проверка работы форсунки трактора ДТ-54А; регулировка и проверка форсунок трактора Т-40; уход за форсунками тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л; форсунка двигателя Д-21; форсунка двигателя трактора ДТ-20; форсунки; форсунка ФШ 1,5×15; форсунка «ФД-22»