4for1


Форсунка двигателя Д-21

На двигателе Д-21 устанавливается бесштифтовая, открытого типа форсунка с трехсопловым распылителем.
Форсунка устроена следующим образом.

Рис. Форсунка:

1 — корпус распылителя; 2 — гайка распылителя; 3 — корпус; 4 — штанга; 5 — гайка форсунки; 6 — штуцер подвода топлива; 7 — медная прокладка; 8 — регулировочный винт; 9 — отводное отверстие; 10 — колпак; 11 — контровочная гайка; 12 — гайка пружины; 13 — пружина; 14 — установочный штифт; 15 — игла распылителя; 16 — медная прокладка; 17 — сопловое отверстие распылителя.


В корпусе 3 (рис.) имеются два канала. По каналу меньшего диаметра, смещенному с оси форсунки, через штуцер 6 и специальный фильтр в нем для дополнительной очистки топлива к распылителю подводится топливо от насоса. В центральном канале помещена штанга 4, соединяющая иглу распылителя с пружиной. Корпус распылителя фиксируется установочными штифтами 14 относительно корпуса форсунки. Распылитель прижат к корпусу 1 гайкой 2. Давление распыливания топлива регулируется винтом 8 который ввернут в гайку 12 пружины 13. При вворачивании винта 8 давление распыла увеличивается, при выворачивании — уменьшается. Регулировочный винт имеет контргайку 11. Сверху винт закрыт колпаком форсунки. Между ним и корпусом форсунки установлена медная прокладка 7.

В головке цилиндра двигателя форсунка крепится гайкой 5. При установке форсунки стык головки цилиндров и торца гайки распылителя уплотняется медной прокладкой 16. Перед сборкой все детали форсунки тщательно промывают в профильтрованном дизельном топливе, а каналы продувают сжатым воздухом. У каждой форсунки проверяют герметичность, регулируют давление впрыска, контролируют качество распыла и пропускную способность. Затем форсунку испытывают на хорошо профильтрованной смеси дизельного топлива с веретенным или авиационным маслом, имеющей вязкость 1,85—1,9° по Энглеру.

По окончании испытаний, обкатки и проверки на герметичность форсунку регулируют на давление начала впрыска топлива, после чего затягивают контргайку 11 и на стенде проверяют при давлении впрыска 170+5 кг/см² на качество распыла, делая 80—100 качаний рычага в минуту.

    Нормально работающая форсунка даст три струи равномерно распыленного топлива и удовлетворяет следующим требованиям.

  1. Распыленное топливо имеет туманообразное состояние.
  2. Топливо равномерно распределяется по поперечному сечению струи. На глаз не должно быть заметно отдельно вылетающих капель, сплошных струек и легко различимых местных сгущений.
  3. Ось конуса струи совпадает с осью распыливающего отверстия; отклонение допускается не более чем на 1/4 угла конуса струи.
  4. При выходе струи из отверстия не замечается подтекания, появления топлива на торце в виде капли. Допускается только увлажнение торца.
  5. Начало и конец впрыска четкие, впрыск сопровождается резким звуком. Отсечка подачи должна быть резкой.


При регулировании топливного насоса и форсунок для одного двигателя следует подбирать все форсунки примерно одинаковой пропускной способности, что и у форсунок, установленных на двигатель.

Пропускная способность форсунок проверяется на дизельном топливе с вязкостью 1,3—1,5° по Энглеру при температуре 15—20° на контрольном насосе при номинальных оборотах кулачкового вала топливного насоса.

Работа форсунки происходит следующим образом. Топливо от секции высокого давления насоса под давлением до 240—270 кг/см² через штуцер 6 по смещенному с оси форсунки каналу в корпусе 3 поступает в корпус распылителя и по зазору между иглой и носком корпуса распылителя поступает к конической поверхности иглы. Силой, создаваемой давлением топлива на конические поверхности иглы в ее нижней части и в месте перехода к верхней притертой части, преодолевается сопротивление пружины 13 и игла поднимается, открывая доступ топливу к распыливающим отверстиям 77 носка распылителя. Происходит впрыск. По окончании подачи давление топлива падает и пружина возвращает иглу, запирая доступ топлива к отверстиям. Топливо, просочившееся по зазору между притертой частью иглы 15 и корпусом 1 распылителя, заполняет внутреннее полости форсунки и через отверстия 9 в колпаке, через сливную трубку попадает в топливный бак. [Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация. Герасимов А.Д. и др. 1972 г.]


Статьи по теме: проверка работы форсунки трактора ДТ-54А; регулировка и проверка форсунок трактора Т-40; уход за форсунками тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л; схема работы и устройство форсунки; форсунка двигателя трактора ДТ-20; форсунки; форсунка ФШ 1,5×15; форсунка «ФД-22»