Топливный насос НД-22/6Б4 — двухплунжерный насос высокого давления, распределительного типа, с дозированием топлива, изменением конца подачи, с механическим всережимным регулятором, поршневым подкачивающим насосом и насосом ручной прокачки топлива. Снабжен автоматической муфтой для изменения угла опережения впрыска. Насос обеспечивает короткий впрыск топлива, автоматическое увеличение цикловой подачи топлива на пусковых оборотах и заданный запас крутящего момента при перегрузке двигателя. Направление вращения вала насоса — правое. Насос крепится к проставке картера маховика двигателя четырьмя шпильками посредством фланца.
1 — опора шестерни; 2 — болт (заглушка); 3 — трубка подвода смазки к турбокомпрессору; 4 — трубка подвода смазки от фильтра; 5, 8 — маслоканалы в опоре шестерни; 6 — щит; 7 — картер маховика; 9 — шестерня привода топливного насоса; 10 — бронзовая втулка шестерни; 11 — штуцер подвода смазки к муфте; 12 — проставка; 13 — топливный насос; 14 — кулачковый вал; 15 — сальник уплотнения носка кулачкового вала; 16 — прокладка фланца крепления насоса; 17 — автомат (муфта) изменения угла опережения впрыска топлива; 18 — пружина; 19 — текстолитовая шайба; 20 — кулачок ведущей полумуфты; 21 — кольцевая канавка для смазки; 22 — пробка слива масла из насоса.
Привод насоса (рис. 1) осуществляется от шестерни 9, которая находится в зацеплении с шестерней, закрепленной на распределительном валу. На шестерне привода имеется два кулачка, которые входят в пазы текстолитовой шайбы 19. В два других паза входят кулачки 20 ведущей полумуфты автомата 17 изменения угла опережения впрыска. Автомат изменения угла установлен на переднем носке кулачкового вала насоса. К задней стенке корпуса насоса двумя шпильками крепится корпус привода тахоспидометра, к фланцу которого присоединяется редуктор тахоспидометра. Привод редуктора тахоспидометра осуществляется поводком, укрепленным на заднем конце эксцентрикового вала привода подкачивающего насоса.
На тракторах Т-150 и Т-150К устанавливаются разные редукторы тахоспидометра, поскольку не одинакова номинальная частота вращения коленчатого вала двигателей СМД-60 и СМД-62. На насосе двигателя СМД-60 установлен редуктор тахоспидометра ПТ-3802000С, а на насосе двигателя СМД-62 — ПТ-3802000У. Обозначение привода, направление вращения и номинальное число оборотов двигателя набиты на фланце корпуса редуктора. Например, обозначение привода для двигателя СМД-62: ПТ-3802000У 2100ПР.
Смазка топливного насоса — автономная. На двигателях, изготовленных до сентября 1973 г., топливные насосы имеют циркуляционную смазку. При этом варианте смазка в насос подается по трубке, которая одним концом подсоединена штуцером к опоре шестерни 1 вместо болта (заглушки) 2, а вторым концом — к месту, где устанавливается сапун. Масло из насоса сливается в полость проставки 12 через зазор в месте выхода носка кулачкового вала. В этом исполнении сальник 15 не устанавливается, крышка подшипника имеет другую конструкцию.
1 — корпус привода тахоспидометра; 2 — ступица грузов; 3 — груз регулятора; 4 — рычаг корректора; 5 — корпус корректора; 6 — шток корректора; 7 — пружина; 8 — винт корректора; 9 — винт-ограничитель; 10 — пружина регулятора; 11 — рычаг вильчатый; 12 — валик рычага управления; 13 — винт регулировки оборотов; 14 — винт «Стоп»; 15 — вал регулятора; 16 — промежуточная шестерня; 17 — головка секции высокого давления; 18 — штуцер высокого давления; 19 — гайка соединительная; 20 — втулка плунжера; 21 — дозатор; 22 — плунжер; 23 — уплотнительное кольцо; 24 — зубчатая втулка; 25 — пружина толкателя; 26 — тарелка пружины; 27 — толкатель; 28 — кулачковый вал; 29 — штифт; 30 — демпферная пружина; 31 — эксцентриковый вал; 32 — шайба блокировки вала регулятора; 33 — крышка подшипника; 34 — рычаг управления насосом; 35 — насос ручной прокачки; 36 — подкачивающий насос; 37 — боковая крышка.
При вращении кулачкового вала 28 плунжеры 22 совершают возвратно-поступательное движение. Нагнетательный ход происходит при набегании кулачка на ролик толкателя 27, а ход всасывания — под действием возвратной пружины 25. Кроме того, плунжеры от вала регулятора 15 через промежуточные шестерни 16 и зубчатые втулки 24 получают вращательное движение, выполняя при этом роль распределителей топлива по цилиндрам. Таким образом, топливо подается под давлением в цилиндр двигателя в требуемом количестве, в определенное время и в заданной последовательности.
Привод вала регулятора осуществляется от кулачкового вала через конические шестерни. Ступица грузов 2 связана с валом регулятора 15 через демпферную пружину 30. В случае выхода из строя пружины ступица переводится на жесткий упор штифтом 29.
Изменение количества подаваемого топлива производится осевым перемещением дозатора 21 по плунжеру, что осуществляется регулятором через систему рычагов. Режим работы двигателя устанавливается поворотом валика рычага управления насосом 12, связанного через пружину регулятора 10 и рычажную систему с дозаторами 21.
1 — пружина запуска; 2 — регулировочная тяга; 3 — болт регулировочной тяги; 4 — вильчатый рычаг поводка дозатора; 5 — тяга; 6 — эксцентрик; 7 — вильчатый рычаг регулятора; 8 — болт крепления эксцентрика.
Увеличение подачи топлива при запуске двигателя достигается автоматически дополнительным ходом дозаторов под действием пусковой пружины 1 (рис. 3), перемещающей рычаги в положение, соответствующее максимальной подаче. Для увеличения цикловой подачи топлива при перегрузке двигателя применен пружинный корректор. Величина и характер коррекции подачи топлива определяются ходом штока 6 (рис. 2), жесткостью и предварительным натягом пружины 7.
Выключение подачи топлива происходит принудительно — рычагом управления насосом 34 или регулятором при достижении предельного числа оборотов. В обоих случаях перемещение рычажной системы вызывает смещение дозаторов 21 в крайнее нижнее положение. [Справочник по тракторам Т-150 и Т-150К. Бугара В.А. и др.1975 г.]