Радиатор (рис.) предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке двигателя. Он состоит из верхнего бачка 1, сердцевины — 15, нижнего бачка 5, двух боковых стоек 10, кожуха вентилятора 11 и шторки 3.
1 — верхний бачок; 2 — пароотводящая трубка; 3 — шторка; 4 — кронштейн; 5 — нижний бачок; 6 — пробка; 7 — патрубок, подводящий воду к радиатору; 8 — выпускной клапан; 9 — впускной клапан; 10 — стойка; 11 — кожух вентилятора; 12 — патрубок, отводящий воду из радиатора; 13 — предохранительная трубка; 14 — опорная пластина; 15 — сердцевина радиатора; 16 — сливной кран.
Верхний и нижний бачки изготовлены штамповкой из листового материала и оцинкованы горячим способом для предохранения от коррозии.
В верхний бачок вварены предохранительная трубка 13 и заливная горловина. Предохранительная трубка служит для уменьшения выброса горячей воды из бачка при открытии пробки и для предупреждения возможности попадания холодной воды в термостат при доливке ее в горячий двигатель.
Горловина радиатора имеет фасонные скосы для закрепления пробки 6. С наружной стороны к горловине припаяна пароотводящая трубка 2, которая выведена вдоль стойки к нижней части радиатора.
По патрубку 7, приваренному к задней стенке бачка, горячая вода поступает из головки двигателя в радиатор. К нижнему бачку в передней стенке приварена бонка, в которую ввернут сливной кран 16. От задней стенки отходит патрубок 12, отводящий воду из радиатора к водяному насосу.
Верхний и нижний бачки своими фланцами прикреплены к опорным пластинам 14 сердцевины радиатора. Между фланцами и пластинами проложены картонные прокладки.
Сердцевина радиатора состоит из двух латунных опорных пластин 14, в которые впаяны концы тонкостенных луженых латунных трубок.
Радиатор имеет три ряда плоскоовальных трубок, по двадцать в каждом ряду. Для увеличения поверхности охлаждения между опорными пластинами размещены 92 латунные охлаждающие пластины. Трубки проходят сквозь отверстия в охлаждающих пластинах и для улучшения теплопередачи припаяны к ним.
В переднем и заднем рядах с каждой стороны установлено еще по одной трубке, которые не входят в отверстия опорных пластин, а упираются в их поверхности и служат для повышения жесткости сердцевины.
Жесткость радиатора увеличивают также две боковые стойки 10 коробчатого сечения, соединяющие верхний бачок с нижним. С задней стороны к стойкам прикреплен кожух 11, который повышает эффективность действия вентилятора.
В верхней правой части кожуха зазор между лопастями вентилятора и цилиндрической частью кожуха увеличен. Это сделано для того, чтобы ремень водяного насоса можно было снимать и надевать, не снимая радиатор с двигателя.
Горловина верхнего бака радиатора закрыта пробкой 6. Внутри пробки смонтированы выпускной клапан 8, открывающийся при давлении паров в системе, превышающем атмосферное на 0,28—0,38 кг/см², и впускной клапан 9, срабатывающий при снижении давления в системе примерно на 0,10 кг/см² по сравнению с атмосферным.
При повышенном давлении в системе охлаждения уменьшается интенсивность испарения и, кроме того, вода закипает при температуре более 100°C. Это позволяет двигателю работать при повышенном тепловом режиме, исключает кипение и уменьшает потерю охлаждающей воды вследствие испарения. Если температура воды в системе поднимается настолько, что кипение все же начинается, то под давлением пара выпускной клапан открывается и пар выходит наружу по пароотводящей трубке, припаянном к горловине радиатора.
Когда пар превратится в воду и давление в системе станет меньше атмосферного, открывается впускной клапан и сообщает систему с наружным воздухом. Это предохраняет от смятия наружным воздухом трубки радиатора при охлаждении двигателя. [Трактор ДТ-20. Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. 1965 г.]