Электрическую энергию на тракторе используют для приведения в действие системы пуска двигателя, зарядки аккумуляторных батарей, освещения дороги, световой и звуковой сигнализации и питания контрольно-измерительных приборов.
В зависимости от назначения приборы и аппараты электрооборудования делятся на две группы: источники и потребители электрического тока.
Источниками электрического тока на тракторе являются генератор переменного тока Г302Б мощностью 180Вт (со встроенными кремниевыми выпрямителями) с контактно-транзисторным реле-регулятором РР-362Б и две
шести вольтовые аккумуляторные батареи ЗТСТ135ЭМС емкостью 135Ач.
Генератор вырабатывает электрическую энергию и питает ею потребителей во время работы двигателя, и аккумуляторные батареи — во время остановки двигателя.
В отдельных случаях, при большом потреблении электрической энергии (езда ночью с полным светом, грузовым прицепом, сигналами и т.п.), питание потребителей осуществляется совместно генератором и аккумуляторными батареями.
При работе трактора в обычных условиях генератор вырабатывает энергии больше, чем необходимо для питания потребителей, в излишки ее используются для подзарядки аккумуляторных батарей.
- Потребителями энергии в системе электрооборудования трактора являются следующие.
- Система пуска двигателя, состоящая из электростартера СТ-222 мощностью 2,8 л.с., реле-стартера РС-502, реле-блокировки стартера РБ1, подогревательного устройства (свечи накаливания СН 150 мощностью 400Вт) и добавочного сопротивления свечи накаливания СЭ-52.
- Система освещения и сигнализации трактора включающая две передние фары с дальним и ближним сватом, две задние фары для освещения прицепных сельскохозяйственных орудий, светосигнальные фонари (габариты передние, задние, указатели поворота и стоп-сигнал), освещение номерного знака, освещение контрольных приборов и звукового сигнала, две штепсельные розетки для переносной лампы и для подключения потребителей электроэнергии прицепных сельскохозяйственных орудий и прицепа.
- Контрольно-измерительные приборы, установленные на щитке приборов трактора: амперметр для контроля тока заряда и разряда аккумуляторных батареи; указатель температуры масла; указатель давления масла; контрольный элемент для контроля накала свечи подогрева ПД-51; электролампа рубинового цвета для контроля положения выключателя «массы», электролампа зеленого цвета для контроля включения дальнего света.
- Коммутационная аппаратура:
а) на щитке приборов; включатель задних фар; включатель фонарей габаритов и освещения приборов; включатель стартера ВК-316Б;
б) на рулевой колонке: кнопка сигнала, переключатель указателя поворота, переключатель ближнего и дальнего света;
в) на опоре аккумуляторов: включатель «массы», предназначенный для отключения аккумуляторных батарей при неработающем двигателе, блок предохранителей.
Под поликом тракториста установлены включатель сигнала торможения и распределительная коробка со штепсельными разъемами.
Провода и схема электрооборудования. Все приборы и изделия электрооборудования трактора соединены между собой проводами согласно принципиальной и монтажной схемам.
Подавляющее количество проводов сгруппированы в отдельные пучки с общей изоляционной трубкой и хлопчатобумажной оплеткой и проложены по лонжерону двигателя под ноликом, по лонжеронам крыльев и под крыльями.
Большое значение при эксплуатации трактора имеет возможность быстро разобрать схему электрооборудования и найти концы проводов одной какой-либо электрической цепи, а также быстро и правильно присоединить провода, снятые для проверки или ремонта, к источникам и потребителям тока. Для этой цели применены штепсельные разъемы на генераторе и распределительной коробке, а провода имеют изоляцию разных цветов.
Для ознакомления и руководства на рис. 1 представлены принципиальная и монтажная схемы электрооборудования трактора Т-25.
Рис. 1. Схема электрооборудования трактора Т-25: 1 — тракторная фара (передняя) ФГ-30; 2 — электролампы А12-50-21; 3 — генератор Г302Б; 4 — стартер СТ-222; 5 — аккумуляторная батарея ЗТСТ135ЭМС; 6 — включатель «массы» ВК-316Б; 7 — розетка; 8 — прерыватель указателей поворотов РС-410В; 9 — добавочное сопротивление СЭ-52; 10 — включатель стартера ВК-316Б; 11 — соединительная панель 12-клеммная; 12 — фонарь контрольной лампы ПД-20Е; 13 — электролампа А12-1; 14 — контрольный элемент подогрева ПД-511; 15 — указатель давления масла МД-219; 16 — патрон лампы освещения приборов; 17 — электролампа А12-1,5; 18 — переключатель света П-57; 19 — тракторный фонарь передний ПФ-204 правый; 20 — электролампа А12-21; 21 — электролампа А-12-21-6; 22 — соединитель проводов ПC-305; 23 — тракторная фара (задняя) ФГ-304; 24 — электролампа А12-32; 25 — тракторный фонарь задний ФП-209В правый; 26 — электролампа А12-21-6; 27 — переключатель поворотов П-57; 28 — кнопка сигнала ВК-39; 29 — включатель «стоп» ВК-10Б; 30 — колодка; 31 — штепсельная семиполюсная розетка ПС-ЗООА; 32 — тракторный фонарь задний ФП-209 левый; 33 — фонарь освещения номерного знака ФП-200; 34 — электролампа А12-3; 35 — тракторный фонарь передний ПФ-204Б левый; 36 — тахоспидометр ТХ-120; 37 — амперметр АП-200; 38 — приемник указателя температуры УК-133; 39 — фонарь контрольной лампы ПД-20Д; 40 — патрон лампы освещения тахосиидометра; 41 — включатель габаритов освещения щитка приборов и номерного знака ВК-57; 42 — включатель задних фар ВК-57; 43 — реле стартера; 44 — панель 5-клеммовая ПС-5; 45 — блок предохранителей ПР-106; 46 — предохранитель БЗ-30; 47 — плавкая вставка ПВ20А; 48 — реле блокировки РБ1; 49 — реле-регулятор РР-362Б; 50 — свеча накаливания СН-150; 51 — сигнал С-44; 52 — датчик температуры масла ТМ-100.
[Герасимов А.Д. и др. Трактор Т-25. 1972г.]
Похожие материалы
- Требования к тракторному электрооборудованию
- Схема электрического оборудования трактора
- Электрооборудование трактора ДТ-175С
- Электрооборудование трактора ДТ-20
- Электрооборудование трактора ДТ-75Н
- Электрооборудование трактора ДТ-75
- Электрооборудование трактора Т-130М
- Электрооборудование трактора Т-74
- Электрооборудование тракторов Т-150, Т-150К
- Электрооборудование тракторов МТЗ-80, МТЗ-82
- Электрооборудование тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ