Форсунка, установленная в расточке головки цилиндра, служит для впрыскивания мелко распылённого топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне (рис. 1).
1 — колпак; 2 — регулировочный винт; 3 — контргайка: 4 — стакан; 5 — пружина; 6 — прокладка; 7 — корпус форсунки; 8 — штанга; 9 — гайка распылителя; 10 — корпус распылителя; 11 — игла распылителя: 12 — прокладка; 13 — кольцевая выточка; 14 — канал; 15 — наклонный канал; 16 — трубка высокого давления; 17 — накидная гайка; 18 — тарелка; 19 — сливное отверстие
Корпус 7 форсунки изготовлен из стали 55Л. На нем имеется фланец с двумя сверлениями для крепления форсунки к головке цилиндра. Выступающий горизонтальный штуцер с резьбой 1М14 предназначен для навинчивания накидной гайки 17 трубки 16 высокого давления.
Топливо из трубки высокого давления поступает в распылитель по наклонному каналу 15 и вертикальному сверлению в корпусе. Нижний торец корпуса закален до твердости 56 HRc и притерт до такого состояния, когда приложенная к этой поверхности плоская эталонная деталь удерживается на корпусе силами молекулярного притяжения.
В центральном сверлении корпуса находится штанга 8 форсунки, упирающаяся нижней своей частью в хвостовик иглы 11 распылителя. Сверху на шляпку штанги нажимает пружина 5, натяжение которой регулируется винтом 2, ввернутым в стакан 4. Винт предохранен от вывертывания контргайкой 3. Регулировочный винт сверху закрыт колпаком 1, навернутым на стакан 4. Уплотнение между колпаком и корпусом форсунки достигается медной прокладкой 6. К нижней части корпуса форсунки гайкой 9 прикреплен распылитель форсунки. Распылитель форсунки состоит из корпуса 10 и иглы 11. Так же как и плунжерная пара топливного насоса, корпус и игла распылителя после доводки их рабочих поверхностей скомплектованы парами. Корпус изготовлен из стали 18XHBA, зацементирован и закален до твердости 56 HRc. На торце распылителя имеется кольцевая канавка, соединяющаяся боковым каналом 14 с кольцевой выточкой 13 в нижней части корпуса. Игла 11 распылителя изготовлена из стали Р18 и закалена до твердости 60—65 HRc. Игла заканчивается штифтом с конусом для направления струи распыливаемого топлива. Выше находится запорный конус, притертый к соответствующей конической поверхности сопла корпуса распылителя. Топливо, нагнетаемое плунжерной парой топливного насоса, подводится по трубке 16 высокого давления к штуцеру форсунки. Оттуда по сверлениям в корпусе форсунки, кольцевой канавке и каналу 14 в корпусе распылителя давление топлива передается в кольцевую выточку 13.
Когда давление достигает 125 кг/см², игла распылителя приподнимается, преодолевая сопротивление пружины (рис. 2).
а — момент впрыска; б — распылитель закрыт.
Давление, при котором игла отрывается от конического запорного пояска на корпусе распылителя, определяется величиной затяжки пружины 5. Поднимаясь, игла приоткрывает отверстие в корпусе распылителя, и топливо под большим давлением будет выбрасываться мельчайшими капельками через кольцевой поясок между штифтом иглы распылителя и отверстием в корпусе.
Наибольшая высота подъема иглы ограничивается торцом корпуса форсунки и составляет 0,35—0,4 мм.
Просочившееся между иглой и корпусом распылителя топливо заполняет внутреннюю полость форсунки и через отверстие и трубопровод 14 (рисунок) отводится в топливный бак трактора.
Форсунка крепится к головке двумя шпильками. Для уплотнения на распылитель надета медная прокладка. [Трактор ДТ-20. Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. 1965 г.]
Статьи по теме: проверка работы форсунки трактора ДТ-54А; регулировка и проверка форсунок трактора Т-40; уход за форсунками тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л; форсунка двигателя Д-21; схема работы и устройство форсунки; форсунки; форсунка ФШ 1,5×15; форсунка «ФД-22»