Обслуживание электростартера СТ 362.
Рис. 1. Стартер СТ 362: 1 — пружина щетки; 2 — колпак; 3 — болт стяжной; 4 — щетка; 5 — гайка; 6 — перемычка; 7, 13 — пружина возвратная; 8 — контакт; 9 — диск контактный; 10 — катушка тягового реле; 11 — винт 12 — якорь тягового реле; 14 — серьга; 15 — рычаг привода включения стартера; 16 — прокладка уплотнительная; 17 — крышка со стороны привода; 18 — кольцо; 19 — шайба; 20 — вал якоря; 21 — шестерня включения; 22 — привод стартера; 23 — обмотка возбуждения электромагнита; 24 — якорь стартера; 25 — корпус стартера; 26 — коллектор; 27 — крышка со стороны коллектора
- Разборку, очистку и проверку состояния сборочным единиц и деталей стартера СТ 362 производите в следующем порядке:
- снимите стартер с двигателя;
- отверните гайку 5 (рис. 1) и снимите перемычку 6, соединяющую реле и обмотки 23 возбуждения электромагнита;
- отверните два винта 11 крепления реле к крышке 17 и снимите реле;
- отверните стяжные болты 3 стартера;
- снимите колпак 2 и вытяните из гнезд крышки 27 четыре щеточных пружины 1;
- извлеките из корпуса 25 якорь 24 в сборе с крышкой 17;
- расшплинтуйте ось рычага 15 и отделите якорь 24 в сборе с приводом 22 от крышки 17;
- снимите с вала 20 якоря кольцо 18, упорную шайбу 19 и привод 22;
- очистите все сборочные единицы и детали от пыли. При этом во избежание нарушения изоляции токоведущик частей не промывайте якорь и внутреннюю часть корпуса водой, бензином и растворителями;
- проверьте состояние коллектора 26 и щеток 4. Щетки должны свободно передвигаться в гнездах крышки 27. При износе щеток по высоте до 8—9 мм замените их новыми. Несвоевременная замена щеток может привести к выходу из строя коллектора, а следовательно, и стартера в целом;
- протрите коллектор чистой салфеткой, слегка смоченной в бензине, при подгаре коллектора зачистите его шлифовальной шкуркой №00 или проточите до получения гладкой поверхности. При этом за весь срок службы стартера допускается одноразовая проточка на глубину не более 0,5 мм;
- опустите в моторное масло привод стартера и проверните несколько раз шестерню 21, после чего дайте стечь маслу;
- смажьте моторным маслом шейки и шлицы вала 20, упорные шайбы, пальцы и ось рычага 15;
- соберите стартер в порядке, обратном разборке;
- после сборки проверьте стартер на холостом ходу.
Частота вращения якоря должна быть не менее 83,3 об/с (5000 об/мин), а потребляемый ток не более 65 Ампер.
Обслуживание реле-регулятора РР 362-Б. В процессе эксплуатации регулятор не требует специального технического обслуживания.
При проведении технического обслуживания трактора производите внешний осмотр регулятора, очистку его от загрязнения, проверку надежности крепления регулятора и проводов к его клеммам.
При мойке трактора избегайте прямого попадания струи воды на регулятор. Периодически проводите проверку работы реле-регулятора. Проверку на агрегате осуществляйте при подключенной аккумуляторной батарее, которая должна быть к моменту проверки полностью заряженной.
Обслуживание аккумуляторной батареи.
- Периодическое обслуживание аккумуляторной батареи производите в следующей последовательности:
- Очистите батарею от пыли и грязи, проверьте уровень электролита. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытирайте чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Очистите окислившиеся выводные клеммы батареи и наконечники проводов, соедините их между собой и соединение в сборе смажьте солидолом (для предохранения поверхности выводных клемм от коррозии);
- проверьте прочность крепления батареи в гнезде;
- проверьте крепление и плотность контакта наконечников проводов с выводными клеммами. Не допускайте натяжения проводов во избежание порчи выводных клемм и образования трещин в мастике; проверьте и при необходимости прочистите вентиляционные отверстия в пробках элементов;
- долейте дистиллированную воду в аккумулятор;
- проверьте уровень и плотность электролита в элементах и степень разряженности батареи, а так же целостность бака (отсутствие трещин и просачивания электролита).
Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами. Проверяйте уровень при помощи стеклянной трубки с внутренним диаметром 3—5 мм, на которой имеются две риски на расстоянии 10 и 15 мм от одного конца.
Трубку поочередно опустите в заливную горловину каждого элемента до упора в предохранительный щиток и, зажав пальцем верхний конец, приподнимите трубку. По уровню электролита в ней определите уровень электролита в аккумуляторе. Уровень считается нормальным, если электролит в трубке находится между рисками. Если уровень недостаточный, то долейте дистиллированную воду. В крайнем случае, вместо дистиллированной воды можно использовать чистую дождевую или снеговую воду. Нельзя доливать воду, собранную с железных крыш или бывшую в железных емкостях. В зимнее время воду заливайте непосредственно перед выездом во избежание ее замерзания.
Электролит доливайте в элементы только в тех случаях, когда понижение его уровня произошло за счет выплескивания.
Плотность электролита определяйте ареометром с учетом температурных поправок к его показаниям, приведенных в таблице 1.
Таблица 1.
При температуре электролита в элементах выше 288К (+15°С) поправка прибавляется к показаниям ареометра, а при температуре электролита ниже 288К (+15°C) вычитается.
После этого степень разряженности определите по таблице 2 (все данные этой таблицы приведены к температуре 288К (+15°С).
Таблица 2.
Как видно из таблицы, определять по ней степень разряженности батареи можно лишь в том случае, когда известно, какая плотность была у полностью заряженной батареи.
Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и 50% летом, снимите с трактора и отправьте из подзарядку. В крайнем случае запустите дизель, установите среднюю частоту вращения коленчатого вала дизеля и подзарядите батарею от генератора в течение 2—3 часов без включения других потребителей.
При нормальной работе электрооборудования батарея на тракторе должна быть полностью заряжена, поэтому при значительной разрядке батареи (25% и более) выясните причину такой разрядки и устраните ее.
При переходе с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот снимите батарею с трактора и измените плотность электролита, для чего батарею поставьте на нормальную зарядку, в конце которой доведите плотность электролита до нужного значения. Повышение плотности электролита сверх указанной в таблице приводит к сокращению срока службы аккумуляторной батареи.
Плотность электролита выбирается для каждого периода года согласно таблице с учетом температуры замерзания электролита, приведенной в таблице 3.
Таблица 3.
После остановки дизеля отключите аккумуляторную батарею (лампа контрольного фонаря должна погаснуть), чтобы предупредить разрядку аккумуляторной батареи через обмотки возбуждения генератора.
Остальные правила технического обслуживания аккумуляторной батареи выполняйте согласно указаниям Инструкции по эксплуатации автомобильных и тракторных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. [Трактор ДТ-75Н. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1985г.]
Похожие материалы
- ТО электрического оборудования трактора
- Текущий ремонт электрооборудования трактора ДТ-175С
- Обслуживание электрооборудования трактора Т-150К
- Уход за электрооборудованием трактора Т-25
- Уход за электрооборудованием трактора ДТ-75
- Уход за электрооборудованием трактора ДТ-54А
- Уход за электрооборудованием тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л
- Неисправности электрооборудования тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ
- Неисправности электрооборудования тракторов Т-40, Т-40А
- Неисправности электрооборудования тракторов МТЗ и ЮМЗ