Реле-регулятор (рис. 1) служит для автоматического включения в сеть генератора и предохранения его от перегрузки по току. Реле-регулятор подвешен внутри заднего кронштейна топливного бака на амортизирующих пружинах, предохраняющих реле от повреждений и обеспечивающих его нормальную работу при движении трактора.
Рис. 1. Схема реле-регулятора: 1 — амперметр; 2 — шунтовая обмотка реле обратного тока; 3 — сериесная обмотка реле обратного тока; 4 — контакт реле обратного тока; 5 — контакт реле ограничителя тока; 6 — сериесная обмотка реле ограничителя тока; 7 — контакт регулятора напряжения; 8 — шунтовая обмотка регулятора напряжения; 9 — регулировочный винт настройки на работу зимой или летом; 10 — вспомогательная обмотка регулятора напряжения; 11 — генератор; Я — якорь генератора; ОВ — обмотка возбуждения генератора; R — сопротивления.
В корпусе реле-регулятора на одной общей панели смонтированы три автоматически действующих электромагнитных прибора: реле обратного тока, ограничитель тока и регулятор напряжения. Каждый из них представляет собой электромагнитную катушку с сердечником и контактное устройство. Реле-регулятор имеет три изолированных от корпуса клеммы с маркировкой Б, Я и Ш. К клемме Б подсоединен провод к аккумуляторной батарее и потребителям, а клеммы Я и Ш соединены с клеммами Я и Ш генератора. Для увеличения надежности работы реле-регулятора его корпус соединяют проводом с винтом массы генератора.
Реле обратного тока предназначено для автоматического включения генератора в сеть, когда напряжение генератора становится равным напряжению аккумуляторной батареи, и отключения генератора, когда его напряжение будет ниже напряжения аккумуляторной батареи. Достигается это посредством двух обмоток и контактной системы, рассчитанной на полный ток генератора. С увеличением напряжения на клеммах генератора увеличивается ток в шунтовой обмотке реле, что приводит к замыканию контактов и включению генератора в сеть. При этом в сериесной обмотке начинает протекать зарядный ток, который дополняет магнитное напряжение шунтовой обмотки, что обеспечивает замкнутое положение контактов.
При уменьшении оборотов двигателя напряжение генератора уменьшается. Когда оно становится ниже напряжения аккумуляторной батареи, ток в сериесной обмотке начинает протекать в обратном направлении, результирующее магнитное притяжение от токов обоих обмоток уменьшится, контакты под действием пружины разомкнутся и отключат генератор от аккумуляторной батареи.
Напряжение замыкания контактов реле обратного тока составляет 11—12В, а сила обратного тока при размыкании контактов не должна превышать 8А. Для уменьшения напряжения замыкания контактов реле обратного тока ослабляют натяжение пружины, а для повышения — увеличивают. Эту регулировку проводят путем подгиба регулировочного крючка.
Регулятор напряжения вибрационного типа предназначен для поддержания постоянного напряжения генератора при изменении оборотов двигателя и нагрузки. С увеличением напряжения генератора сила магнитного притяжения сердечника за счет увеличившегося тока в шунтовой обмотке регулятора напряжения преодолеет усилие пружины и постоянно замкнутые контакты реле напряжения разомкнутся. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора включаются сопротивления R1 и R2, что снизит силу проходящего в цепи тока и, следовательно, уменьшит напряжение генератора. Сила магнитного притяжения сердечника уменьшится, контакты замкнутся под действием пружины и дополнительные сопротивления выключатся из цепи. Напряжение генератора снова будет возрастать и цикл работы реле повторится. В результате частых размыканий и замыканий контактов напряжение генератора поддерживается в заданных пределах. Для улучшения работоспособности аккумуляторной батареи регулятор напряжения имеет посезонную регулировку, что дает возможность при температуре ниже 5—10° повышать регулируемое напряжение. Делают так: на корпусе реле-регулятора имеется регулировочный винт, который в холодное время года вывертывают до отказа, а в теплое — завертывают. При вывернутом регулировочном винте последовательно с обмоткой регулятора напряжения включается сопротивление R4, что увеличивает регулируемое напряжение. При завертывании регулировочного винта происходит перемыкание сопротивления.
Напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, в положении регулировочного винта «лето» составляет 13,4—14,2В, а в положении регулировочного винта «зима» — 14,1—15,5В. Для уменьшения регулируемого напряжения ослабляют натяжение пружины, поворачивая регулировочную гайку против часовой стрелки, а для повышения — увеличивают натяжение пружины. Поворот гайки на один фиксирующий зубец изменяет напряжение на 0,2В. Регулировать напряжение изменением зазоров нельзя.
Ограничитель тока предназначен для защиты генератора от перегрузки. Работа его аналогична работе регулятора напряжения и сводится к включению в цепь обмотки возбуждения генератора сопротивлений R1, R2, R3. Максимальный ток нагрузки, определяемый ограничителем, должен быть не более 11А. Для уменьшения ограничиваемого тока необходимо ослабить натяжение пружины, а для повышения — увеличить. [Трактор ДТ-20. Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. 1965г.]