ТО реле-регулятора напряжения

Техническое обслуживание реле-регулятора. Установленный на тракторе реле-регулятор служит для автоматического включения генератора в электрическую сеть трактора, поддержания постоянного напряжения в сети и защиты генератора от перегрузок. Реле-регулятор размещен внутри кабины с левой стороны по ходу трактора, состоит он из трех автоматически действующих электромагнитных приборов, смонтированных на общей панели и заключенных в общий кожух: реле обратного тока, ограничителя тока и регулятора напряжения.

Электрическая схема реле-регулятора показана на рис. 1.
Электрическая схема реле-регулятора напряжения тракторов Т-40, Т-40А
Рис. 1. Электрическая схема реле-регулятора: РОТ — реле обратного тока; ОТ — ограничитель тока; РН — регулятор напряжения; Н — начало обмотки; К — конец обмотки; ОВ — обмотка возбуждения; Л и 3 — положения регулировочного винта посезонной регулировки (Л — «Лето», пинт завернут; 3 — «Зима», винт вывернут).

Реле-регулятор имеет три вывода (зажима) с маркировкой Б (батарея), Я (якорь) и Ш (шунт). Зажимы Я и Ш соединяются с соответствующими зажимами генератора, а зажим Б — с потребителями тока и через амперметр соединен с батарей. Винт М на корпусе реле-регулятора соединяется с корпусом («Массой») генератора. Схемы проверки реле-регулятора показаны на рисунках 2 и 3.

Реле обратного тока автоматически включает генератор в сеть, когда его напряжение становится выше напряжения аккумуляторной батареи, и отключает генератор от сети, когда его напряжение становится ниже напряжения батареи.

Ограничитель тока предохраняет генератор от перегрузки. Он представляет собой электромагнит с подвижным якорем, контактами, размыкающимися при притягивании якоря к сердечнику, и спиральной пружиной, которая противодействует этому притяжению.

Регулятор напряжения поддерживает напряжение генератора в заданных пределах при изменении во время эксплуатации числа оборотов якоря генератора и величины нагрузки.

    Техническое обслуживание реле-регулятора:

  1. Проверьте затяжку болтов клемм и крепление самого реле-регулятора. Нельзя допускать загрязнения клеммовых соединений.
  2. Реле-регулятор в эксплуатации требует периодической проверки и регулировки по мере надобности.

Проверку электрической регулировки реле-регулятора производите после 1920 часов работы трактора, а также при обнаружении неправильной зарядки аккумуляторной батареи. Проверку производите на специальном стенде при рабочем положении реле-регулятора.

Допускается также проверка непосредственно на тракторе. При этом не проверяйте нагретый реле-регулятор непосредственно после остановки двигателя, реле-регулятор охладите до окружающей температуры.

При проверке требуются следующие измерительные приборы:
а) вольтметр постоянного тока со шкалой до 30В класса не ниже 1,0;
б) амперметр постоянного тока со шкалой 30—0—30, класса не ниже 1,5;
в) тахометр со шкалой не менее 500 об/мин или счетчик числа оборотов.

Проверка реле-регулятора. Проверка реле обратного тока.
Реле обратного тока проверяют при подключенной аккумуляторной батарее. Для этого отсоедините провод от зажима «Б» реле-регулятора. Затем между этим проводом и клеммой «Б» включите контрольный амперметр с помощью дополнительного проводника. Между клеммой «Я» реле-регулятора и «Массой» включите контрольный вольтметр (рис. 2), медленно повышая скорость вращения якоря генератора, определите напряжение, при котором замыкаются контакты реле обратного тока.

Схема проверки реле обратного токаРис. 2.: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — реле-регулятор; 3 — генератор; 4 — амперметр; 5 — вольтметр.

Если при повышении скорости вращения вала двигателя увеличение показаний вольтметра прекращается, а реле не включается (стрелка амперметра не отклоняется), сначала проверьте и отрегулируйте величину регулируемого напряжения, а затем величину напряжения включения реле.

Проверка регулятора напряжения. Для проверки регулятора напряжения используется схема проверки реле обратного тока, но со следующими изменениями:
а) отсоединяется аккумуляторная батарея (на тракторе отсоединяют аккумуляторную батарею после пуска двигателя);
б) вольтметр включается между «Массой» и клеммой Б реле-регулятора (рис. 3).
Схема проверки регулятора напряжения и ограничителя тока
Рис. 3. Схема проверки регулятора напряжения и ограничителя тока: 1 — реостат; 2 — реле-регулятор; 3 — генератор; 4 — амперметр; 5 — вольтметр.

Для проверки к клемме Б реле-регулятора подключают потребители или реостат с тем, чтобы нагрузка генератора составила 6А (отсчитывается по показанию амперметра). Якорь генератора приводится во вращение со скоростью 3300 об/мин.

Проверка ограничителя тока. При проверке ограничителя тока схема включения нагрузочного реостата и амперметра остается такой же, что и при проверке регулятора напряжения (рис. 3). Якорь генератора приводится во вращение со скоростью 3300 об/мин. Затем, постепенно увеличивая нагрузку генератора нагрузочным реостатом, наблюдайте за стрелкой амперметра.

При дальнейшем увеличении нагрузки наступит момент, когда, несмотря на уменьшение сопротивления реостата, стрелка амперметра остановится. Наибольшее значение тока, показываемое амперметром, является максимальным регулируемым током.

Регулировка реле-регулятора. В зависимости от температуры окружающего воздуха реле-регулятор имеет две регулировки, соответствующие летнему и зимнему значению изменения регулируемого напряжения. Регулировку осуществляйте винтом, расположенным на корпусе реле-регулятора с правой стороны.
Для получения регулируемого напряжения, соответствующего положению «Лето», регулировочный винт заверните до упора, а положению «Зима» — выверните до упора.

Перевод на регулируемое напряжение, соответствующее «Лету», производите при окружающей температуре порядка плюс 5—10°, а также при пере, зарядке аккумулятора и его кипении. Перевод на регулируемое напряжение, соответствующее «Зиме», производите при снижении окружающей температуры до значений, близких к 0, или при систематическом прогрессирующем недозаряде аккумулятора, который наблюдается в течение нескольких дней работы и приводит к плохому запуску двигателя.

В случае, если винт посезонной регулировки не обеспечивает пределы напряжения, при которых нормально работают аккумулятор и потребители, произведите регулировку. Регулировать напряжение изменением зазоров запрещается.

Реле-регулятор регулируйте в следующих случаях:
а) если напряжение включения реле обратного тока более 12,5 вольта;
б) если разность между регулируемым напряжением и напряжением включения реле обратного тока менее 0,5 вольта;
в) если регулируемое напряжение более 15,5 вольта;
г) если регулируемый ток более 14,5 ампера.

Напряжение включения реле обратного тока и сила тока, регулируемая ограничителем тока, а также напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения, регулируйте в случае повышенного значения ослаблением, а в случае пониженного значения — натяжением спиральной пружины якоря при помощи подгибки хвостовика угольника приборов.

Регулировку реле-регулятора следует вести, стараясь максимально приблизиться к следующим средним значениям:
а) напряжение включения реле обратного тока 12В,
б) напряжение, поддерживаемое регулятором, не более 15,5В (положение «Зима») и не более 14,2В (положение «Лето»);
в) сила тока, допускаемая ограничителем тока, 13В.

После регулировки проверьте электрические характеристики реле-регулятора в рабочем положении, как указано в разделе «Проверка реле-регулятора».

Вскрывать и регулировать реле-регулятор может только квалифицированный персонал в специальной мастерской, располагающей необходимыми измерительными приборами.
[Тракторы Т-40, Т-40А. 1971г]

Похожие материалы