Система зажигания предназначена для воспламенения горючей смеси в цилиндре пускового двигателя. Она состоит из магнето, провода высокого напряжения и свечи.
Магнето вырабатывает электрический ток высокого напряжения, который по проводу подводится к свече.
Горючая смесь воспламеняется от электрической искры, проскакивающей между электродами свечи.
Переменный электрический ток низкого напряжения в первичной обмотке 1 (рис. 1) магнето образуется в результате вращения постоянного магнита 6 между башмаками двух стоек 5.
1 — первичная обмотка; 2 — провод высокого напряжения; 3 — свеча; 4 — жесткая полумуфта; 5 — стойки с башмаками; 6 — магнит; 7 — прерыватель; 8 — конденсатор; 9 — контакты прерывателя; 10 — кулачок; 11 — искровой промежуток; 12 — кнопка выключателя зажигания; 13 — сердечник; 14 — вторичная обмотка.
Верхние части стоек соединены между собой поперечным стержнем-сердечником 13. Первичная обмотка 1 состоит из небольшого числа витков толстой изолированной проволоки. Электрический ток в первичной обмотке возбуждает сильное магнитное поле, в котором находится вторичная обмотка 14 с очень большим числом витков тонкой изолированной проволоки. В цепь первичной обмотки включен прерыватель 7. Один конец первичной обмотки соединен с сердечником, т. е. с массой, а второй — с изолированным подвижным контактом прерывателя 7, который постоянно прижимается пружинкой к неподвижному, соединенному с массой, контакту прерывателя. Таким образом, путь тока низкого напряжения такой: первичная обмотка 1 — замкнутые контакты 9 прерывателя 7 — масса — стойка 5 — сердечник 13 — первичная обмотка 1.
Каждый раз, когда ток в первичной обмотке достигает своего наибольшего значения, кулачок 10, вращающийся вместе с магнитом 6, размыкает контакты 9 прерывателя (цепь тока низкого напряжения). При размыкании этой цепи созданное током низкого напряжения магнитное поле мгновенно исчезает, пересекая с большой скоростью витки вторичной и первичной обмоток. В результате этого во вторичной обмотке индуктируется ток высокого напряжения (20000—25000 в), а в первичной обмотке — ток самоиндукции (200—400 в).
Для поглощения тока самоиндукции в первичную цепь параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 8. Он состоит из нескольких тонких металлических листков-обкладок (оловянная или алюминиевая фольга), изолированных друг от друга листками парафинированной бумаги. Листки свернуты в цилиндр. Конденсатор уменьшает искрение и обгорание контактов, способствует мгновенному исчезновению первичного тока в момент размыкания цепи, увеличивая напряжение во вторичной обмотке.
Один конец вторичной обмотки присоединен к первичной и через нее соединяется с массой, а второй — к контактной пластинке, связанной проводом высокого напряжения 2 со свечой 3.
Путь тока высокого напряжения такой: вторичная обмотка 14 — контактная пластинка — провод высокого напряжения 2 — свеча 3 — масса — стойка 5 — первичная обмотка 1 — вторичная обмотка 14.
Чтобы ток не пробил изоляции вторичной обмотки, у магнето имеется искровой промежуток 11, через который проскакивает искра, если сопротивление между электродами свечи велико.
Зажигание выключается кнопкой 12 магнето, замыкающей первичную обмотку 1 на массу.
На пусковой двигатель устанавливается магнето М24-А1. Все детали магнето расположены в корпусе 12 (рис. 2), закрытом крышкой 7.
1 — ротор; 2 — конденсатор; 3 — шариковые подшипники; 4 — кулачок; 5 — крышка прерывателя; 6 — защелка; 7 — крышка; 8 — втулка изоляционная; 9 — пружинный контакт; 10 — клемма; 11 — провод низкого напряжения; 12 — корпус магнето; 13 — сердечник; 14 — индукционная катушка; 15 — вывод для провода высокого напряжения; 16 — неподвижный контакт; 17 — подвижный контакт; 18 — текстолитовая подушечка; 19 — валик; 20 — жесткая полумуфта; 21 — пружина; 22 — контактная стойка; 23 — эксцентрик; 24 — фетровый сальник; 25 — кнопка выключения зажигания; 26 — фланец магнето; 27 — соединительная скоба; 28 — винт крепления контактной стойки.
Корпус и крышка отлиты из цинкового сплава, который плохо пропускает магнитные силовые линии. В корпусе залиты две стойки с полюсными башмаками. На стойки установлен сердечник 13 индукционной катушки 14, закрепленный двумя винтами. Стойки и сердечник набраны из стальных пластин. У задней стороны корпуса имеется фланец 26 с тремя продолговатыми отверстиями для крепления магнето болтами к картеру пускового двигателя. Ротор 1 представляет собой двухполюсный постоянный магнит, вращающийся между полюсными башмаками. Непосредственно на сердечник 13 намотана первичная обмотка. Ее начало припаяно к сердечнику, а конец соединен с проводом 11. Один конец вторичной обмотки соединен через первичную обмотку с массой, а второй конец подведен к клемме 10. Прерыватель установлен в крышке 7. Не подвижный контакт 16 закреплен на стойке 2, и соединен с массой, а подвижный контакт 11 изолирован текстолитовой подушечкой 18. Пружиной 21 рычажок с контактом 17 прижимается к неподвижному контакту 16. От индукционной катушки 14 ток низкого напряжения по скобе 27 подводится через пружину 21 и рычажок к контакту 17. На переднем конце валика 19 ротора винтом закреплен кулачок 4 прерывателя, а на заднем конце — жесткая полумуфта 20, которой валик 19 соединяется с шестерней привода магнето. Нормальный зазор между контактами 16 и 17 прерывателя в момент наибольшего расхождения должен быть 0,25—0,35 мм. Контактная стойка 22 закреплена винтом 28. При регулировке зазора между контактами стойку 22 поворачивают эксцентриком 23. У неработающего двигателя устанавливают опережение зажигания, составляющее 27° по углу поворота коленчатого вала двигателя.
До 1963 года на пусковые двигатели устанавливали магнето М24-А, имевшее вместо полумуфты 20 центробежную муфту опережения зажигания МС-22А, автоматически изменявшую угол опережения зажигания в зависимости от изменения числа оборотов пускового двигателя.
Втулка 2 (рис. 3) ведомого диска 1 муфты насажена на конический хвостовик валика ротора магнето и закреплена гайкой 9.
а — муфта опережения зажигания МС-22А в сборе; б — детали муфты опережения зажигания: 1 — ведомый диск; 2 — втулка ведомого диска; 3 и 7 — пластинки; 4 — грузик; 5 — колпачок; 6 — пружина; 8 — поводок; 9 — гайка; 10 — стопорное кольцо; 11 — шпилька грузика; 12 — корпус; 13 — пружинная шайба.
Поводок 8 при установке магнето на двигатель соединяют с шестерней привода магнето. При повышении числа оборотов вала двигателя увеличивается число оборотов поводка 8 и грузики 4 под действием центробежной силы перемещаются от центра, сжимая пружины 6. При этом шпильки и грузиков 4 скользят по косым пазам ведомого диска 1 и поводка 8 и смещают ведомый диск и втулку 2 вместе с валиком ротора относительно поводка 8 на некоторый угол (в сторону вращения валика). Кулачок прерывателя раньше разомкнет контакты, и угол опережения зажигания увеличится.
При уменьшении числа оборотов пружина 6 возвращает грузики 4 и втулку 2 в исходное положение.
Муфта опережения зажигания включается, когда обороты достигают 800—1100 в минуту. При возрастании числа оборотов до 1700—2000 в минуту к предварительному углу опережения зажигания добавляется еще 18°, и таким образом полный угол опережения зажигания становится равным 45°.
На пусковых двигателях устанавливают неразборные свечи типа А11-У (рис. 4).
1 — боковой электрод; 2 — медная прокладка; 3 — корпус; 4 — уплотняющие кольца; 5 — керамическая набивка; 6 — сердечник; 7 — шайба; 8 — зажимная гайка; 9 — центральный электрод.
Между боковым 1 и центральным 4 электродами свечи зазор должен быть 0,5—0,6 мм. Чтобы предотвратить прорыв газов из цилиндра, под свечу устанавливают медную прокладку. Электрический ток подводится от магнето к свече по многожильному медному, снаружи изолированному, проводу. [Гуревич А.М., Горожанкин В.И. Трактор ДТ-54А. 1968 г.]