Приборы электрооборудования проверяют и регулируют на стенде КИ-8927 или с помощью переносного вольтамперметра КИ-1093.
Ремонт генератора и стартера. Основные возможные дефекты генератора: износ подшипников качения или втулок роторов и якорей, повреждение изоляции, обрывы или распайки провода, замыкание проводов между собой и на «массу».
Генераторы и стартеры, подлежащие ремонту, после их наружной очистки разбирают на поворотном столе (рис. 1).
Рис. 1. Разборка генератора на поворотном столе
Разобранные детали и сборочные единицы с проводами и обмотками протирают ветошью, смоченной в бензине, продувают сжатым воздухом и сушат в шкафу при температуре не более 100 °С. Другие детали промывают в горячих растворах моющих препаратов или в керосине. Затем детали дефектуют.
Наиболее возможные дефекты ротора генератора: потеря магнитных свойств, задиры и трещины магнита, износ посадочных мест под подшипники, износ или повреждение резьбы и шпоночной канавки под шкив, изгиб ротора. Ротор выбраковывают при трещинах и отколах магнита площадью более 1 см2.
Степень намагниченности магнита ротора определяют магнитомером МД-4. Намагниченность должна быть не менее 220 мкВб. При необходимости ротор подмагничивают на специальном приборе, как и ротор магнето. Посадочные места под подшипники восстанавливают накаткой, электромеханической обработкой, хромированием или осталиванием и шлифуют под нормальный размер. Остальные дефекты устраняют традиционными способами.
В стартерах чаще всего наблюдаются неисправности, возникающие в обмотках возбуждения, якорях, щеткодержателях и механизме привода стартера. В обмотках возбуждения могут быть обрывы и повреждения изоляции (межвитковое замыкание и на «массу»), которые выявляют с помощью контрольной лампы, не снимая обмотки возбуждения с полюсов корпуса (рис. 2, а и б).
Рис. 2. Проверка обмотки возбуждения генератора: а — на обрыв; б — на повреждение изоляции; 1 — генератор; 2 — изолированная клемма; 3 — лампа; 4 — аккумуляторная батарея.
Ремонт аккумуляторной батареи. При внешнем осмотре определяют состояние банок и крышек, клемм, перемычек и резьб. Отсутствие напряжения на клеммах элемента указывает на короткое замыкание пластин, нарушение контакта между полюсным штырем и межэлементной перемычкой или отрыв полюсного штыря от батареи. Напряжение ниже 1,4 В указывает также на неисправность аккумулятора и необходимость его разборки и ремонта.
Разборке и ремонту подлежат батареи, на которых имеются трещины, значительные повреждения и отслаивание заливочной мастики, подъем крышек и вздутость мастики.
Установка угла опережения зажигания на пусковом двигателе необходима в случае, если магнето снимали с двигателя для ремонта, или при установке на пусковой двигатель нового магнето. Для этого выворачивают искровую свечу зажигания из головки цилиндра, вворачивают в отверстие под свечу индикатор 1 (рис. 3).
Рис. 3. Определение положения поршня пускового двигателя в в.м.т.: 1 — индикатор; 2 — головка цилиндра; 3 — поршень.
Проворачивая коленчатый вал, устанавливают по индикатору поршень 3 в в.м.т., снимают стартер, через люк картера маховика проворачивают коленчатый вал против хода часовой стрелки (если смотреть на пусковой двигатель со стороны маховика) и, наблюдая за стрелкой индикатора, опускают поршень на 5 … 6 мм ниже в.м.т. Такое положение поршня будет соответствовать нужному положению кривошипа коленчатого вала до в.м.т. Устанавливаю выступы полумуфты магнето в вертикальное положение так, чтобы отверстие на выступе полумуфты находилось вверху, и вводят выступы полумуфты в пазы шестерни привода магнето. Проворачивая магнето за овальные отверстия на фланце крепления, устанавливают контакты прерывателя на начало размыкания, после чего закрепляют магнето болтами и присоединяют провод высокого напряжения.
При замене провода высокого напряжения ровно обрезают его конец. Жилы провода не должны выступать из резиновой изоляции. Далее надевают на провод зажимную гайку, тщательно заправляют конец провода в вывод высокого напряжения магнето, навернув его на резьбовой конец электрода вывода до упора, после чего наворачивают зажимную гайку.
Проверка исправности генератора. Включают потребители электроэнергии, подключают вольтметр между клеммой В генератора и незакрашенным местом корпуса генератора («массой»), устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала дизеля и замеряют напряжение, которое должно быть для холодного состояния генератора и работе его в комплекте с аккумуляторной батареей 13,1 … 14,1 В (переключатель сезонной регулировки напряжения в положении «Л») и 14,2 … 15,3 В (переключатель сезонной регулировки напряжения в положении «3»). При работе генератора без аккумуляторной батареи пределы выпрямленного напряжения несколько увеличиваются. Генератор, установленный на дизель, после транспортирования или хранения при работе без аккумуляторной батареи перед началом эксплуатации при необходимости следует возбудить кратковременным (3 … 5 с) приложением напряжения постоянного тока не выше 13 В. При этом «+» источника постоянного тока подключают к клемме В, «—» — к «массе». Неправильное подключение источника питания ведет к неисправности интегрального устройства.
Порядок разборки и сборки генератора при замене его сборочных единиц. Шкив генератора меняют в таком порядке: отгибают лепестки стопорной шайбы, отворачивают гайку и снимают шкив 8 (см. рис.). При снятии шкива используют съемник. Заменяют шкив. При напрессовке шкива упираются только на вал со стороны выпрямительного блока. После замены шкива генератор собирают в обратной последовательности.
Выпрямительный блок меняют следующим образом: отворачивают винты и снимают крышку 3 выпрямителя вместе с блоком регулятора напряжения, отворачивают гайки и отсоединяют провода от клеммы Д генератора, отворачивают и отсоединяют провод от клеммы В, отворачивают гайку, снимают изолятор и провод обмотки возбуждения с болтом на крышке выпрямителя, отворачивают гайки и снимают выводы статора с болтов фазосборника, отворачивают стяжные винты 14, снимают шайбы с выводов статора и выпрямитель с генератора, заменяют выпрямительный блок.
Рис. 4. Снятие задней крышки генератора: 1 — задний шариковый подшипник; 2 — задняя крышка; 3 — съемник; 4 — пластина; 5 — втулка.
Для замены заднего шарикового подшипника и статора снимают выпрямительный блок, отворачивают гайку и снимают крыльчатку 16 выпрямителя, отворачивают гайки и вынимают стяжные болты, устанавливают втулку 5 (рис. 4) на задний подшипник 1 и, установив между втулкой и винтом съемника 3 металлическую пластину 4 толщиной 3 … 5 мм, снимают заднюю крышку 2 генератора и задний шариковый подшипник с вала генератора, затем заменяют шариковый подшипник и статор.
После замены выпрямительного блока, заднего шарикового подшипника и статора генератор собирают в порядке, обратном разборке. При этом подшипник напрессовывают таким образом, чтобы усилие через оправку передавалось одновременно на внутреннюю и внешнюю его обоймы, а упор был на выходной конец вала. Передний шариковый подшипник и катушку возбуждения генератора меняют в следующем порядке: отворачивают гайку 14 (см. рис.) и, пользуясь съемником, снимают шкив 8 и крыльчатку 16; вынимают шпонку; снимают с генератора статор 4 и выпрямительный блок 2, крышку 3 шарикового подшипника 9; отвернув винты, с помощью специального съемника — переднюю крышку 5 генератора вместе с катушкой 11 возбуждения и шариковым подшипником 15; отворачивают винты и отсоединяют катушку возбуждения от передней крышки; выпрессовывают шариковый подшипник 15 из передней крышки 5 и заменяют подшипник 9 или катушку возбуждения 11.
Собирают генератор в обратной последовательности. При замене катушки возбуждения рекомендуется заменить и передний шариковый подшипник. При запрессовке подшипника в переднюю крышку необходимо винтами прикрепить катушку возбуждения к крышке. Усилие при запрессовке должно передаваться только на металлическую часть каркаса катушки возбуждения с помощью подставки. После запрессовки шарикового подшипника в переднюю крышку его вместе с крышкой напрессовывают на вал ротора с помощью втулки.
Интегральное устройство (ИУ) меняют следующим образом: отворачивают винты и открывают крышку (радиатор) 3 ИУ, отворачивают винты, снимают изоляторы 2 (см. рис.) с шинками 3, снимают ИУ с крышки и прокладку, заменяют ИУ и собирают генератор в обратной последовательности.
Неисправности электрооборудования трактора ДТ-175С их причины и методы устранения приведены в таблице1.
Таблица 1.
[Шевчук В.П. и др. Трактор ДТ-175С. 1988г.]
Похожие материалы
- ТО электрического оборудования трактора
- Обслуживание электрооборудования трактора Т-150К
- Обслуживание электрооборудования трактора ДТ-75Н
- Уход за электрооборудованием трактора Т-25
- Уход за электрооборудованием трактора ДТ-75
- Уход за электрооборудованием трактора ДТ-54А
- Уход за электрооборудованием тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л
- Неисправности электрооборудования тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ
- Неисправности электрооборудования тракторов Т-40, Т-40А
- Неисправности электрооборудования тракторов МТЗ и ЮМЗ