ТО воздухоочистителя трактора Т-40

Через 10—60 часов работы в зависимости от запыленности воздуха проверяйте состояние сухого очистителя, в частности, на отсутствие механических повреждений и подсоса воздуха в месте соединения сухого очистителя с центральной трубой. При очистке щелей от засорения не допускайте изменения величины прогиба направляющей пластинки и величины зазора (2 мм). Категорически запрещается работа без сухого очистителя.

Техническое обслуживание за второй ступенью очистки состоит в периодическом контроле уровня масла и смене его в поддоне 7 (рис.) воздухоочистителя.

Рис. Воздухоочиститель:

1 — фильтр грубой очистки воздуха; 2 — хомут крепления грубого фильтра; 3 — кассета с фильтрующими элементами (пенополиуретановые пластины); 4 — корпус; 5 — замок пружинный; 6 — кассета с фильтрующим элементом; 7 — поддон; 8 — чашка поддона.

Замену масла в поддоне производите через 10—120 часов работы в зависимости от запыленности воздуха.
После 60 часов работы двигателя в условиях большой запыленности выньте фильтрующие элементы из корпуса воздухоочистителя и промойте. Через 480 часов обязательно очистите, и промойте все детали воздухоочистителя. Заправьте воздухоочиститель профильтрованным маслом в количестве 1050 см³.
В холодное время года (зимой) масло в поддоне воздухоочистителя разбавляйте на 1/3 (по объему) дизельным топливом. Уровень масла должен быть на средней линии зига (пояска) поддона.

Категорически запрещается переполнять поддон маслом выше кольцевого пояска, так как это приведет к засасыванию масла в цилиндры и увеличенному нагарообразованию. Запрещается снимать поддон при работающем двигателе.

Пенополиуретановые пластины промывайте путем полоскания и отжатия в бензине или дизельном топливе, при этом заменяя загрязненное топливо. После промывки отожмите их, а промытые в бензине, кроме того, просушите. Во избежание «разноса» двигателя запрещается ставить неотжатые пластины.

При сборке строго соблюдайте порядок установки элементов в пакете: верхняя пластина должна быть с мелкими порами (меньшей толщины), а нижняя пластина — с более крупными порами. Кассету с капроновым элементом располагайте над масляным поддоном.

Заправленный маслом воздухоочиститель не опрокидывайте и не держите в горизонтальном положении.
Во время эксплуатации следите за плотностью соединений. Запрещается работа двигателя при подсосе воздуха через соединения.

Во избежание выхода из строя фильтрующего элемента запрещается подогревать воздух перед всасывающей трубой при помощи открытого огня (факел, паяльная лампа и т.д.). Запрещается производить ремонтные работы собранного воздухоочистителя, связанные с нагревом корпуса или других деталей воздухоочистителя.

При ремонте кассету с фильтрующим элементом снимите. [Тракторы Т-40, Т-40А. Руководство по эксплуатации. 1971 г.]

Уход за воздухоочистителем двигателей тракторов

    Уход за воздухоочистителем

  1. Во избежание повреждения капроновых фильтрующих элементов категорически запрещается для облегчения запуска двигателя подогревать воздух перед воздухоочистителем открытым пламенем (паяльная лампа, факел и т. п.). Ремонтные работы, связанные с нагревом участков поверхности корпуса или других деталей воздухоочистителя, должны производиться на нем со снятым поддоном, погруженным в емкость с водой; участки, где накладывается сварной шов, должны выступать из воды не более чем на 4—5 мм.
  2. Через каждые 60 часов при работе в нормальных условиях, через две смены при работе в условиях сильной запыленности воздуха (культивация, боронование, сев, пахота пара) и через каждые 120 часов при работе трактора зимой необходимо снять поддон, слить грязное масло, промыть внутреннюю ванну и кольцевую полость поддона, залить свежее масло до уровня кольцевого пояска на поддоне. При этом верхний ряд отверстии внутренней чашки должен быть погружен в масло. Переполнение поддона маслом выше пояска запрещается, так как это приводит к засасыванию масла в цилиндры и увеличению образования нагара. Запрещается снимать поддон, когда двигатель работает. Для заправки воздухоочистителя надо применять отработанное профильтрованное или свежее дизельное масло. Зимой масло следует разбавлять на 1/3 (по объему) дизельным топливом. При установке поддона необходимо проверять положение и состояние резиновой прокладки. Следует периодически осматривать фильтр грубой очистки воздуха и при необходимости очищать сетку, через которую поступает воздух, и щели для выбрасывания пыли.
    При работе в условиях засоренности воздуха крупными частицами, например половой, необходимо надевать на фильтр грубой очистки воздуха марлевый мешок.
  3. Периодически, но не реже чем через каждые 120 часов работы, необходимо проверять воздухоочиститель и соединения впускного тракта на плотность. Для этого необходимо снять фильтр грубой очистки воздуха и на средних оборотах двигателя прекратить поступление воздуха, перекрыв центральную трубу. Двигатель должен быстро остановиться. Если двигатель не останавливается, необходимо выявить и устранить неплотности.
    Работа двигателя на подсосе воздуха через соединения запрещается.
  4. Через каждые 480 часов работы двигателя необходимо промыть фильтрующий элемент воздухоочистителя, для чего:
    а) снять с двигателя воздухоочиститель, снять поддон, очистить его;
    б) очистить центральную трубу воздухоочистителя от грязи и внутреннюю полость фильтра грубой очистки воздуха;
    в) промыть корпус воздухоочистителя с капроновыми элементами в дизельном топливе, дать топливу стечь, продуть воздухом, обеспечив полное удаление топлива; установить на место;
    г) заполнить поддон маслом до уровня кольцевого пояска и установить его на двигатель;
    д) проверить герметичность всех соединений.

Рис. Воздухоочиститель:

1 — корпус; 2 — обойма опорная; 3 — патрубок; 4 — головка; 5 — центральная труба; 6 — патрубок нижний; 7 — разделитель; 8 — завихритель; 9 — колпак; 10 — щели; 11 — шпилька; 12 — сетка; 13 — хомут; 14 — фильтрующий элемент верхний; 15 — фильтрующий элемент нижний; 16 — фиксатор обоймы; 17 —обойма замковая; 18 — кольцо уплотнительное; 19 — поддон; 20 — чашка направляющая; 21 — болт стяжной.
[Тракторы Беларусь. МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л. 1974 г.]

Снятие и установка топливного насоса на дизель

Снятие топливного насоса с дизеля.

    Топливный насос снимают в следующей последовательности:

  1. очищают от грязи насос, форсунки, трубки высокого и низкого давления и места разборки;
  2. отсоединяют тягу управления подачей топлива;
  3. отсоединяют трубки высокого и низкого давления и обертывают концы трубок низкого давления бумагой или чистыми салфетками, а на штуцера насоса, форсунок и на трубки высокого давления навертывают гайки-колпачки, прикладываемые к дизелю; сливное отверстие форсунок также закрывают бумагой или чистыми салфетками, а на носик распылителя надевают чехол; болты поворотных угольников топливопровода устанавливают с защитными втулками;
  4. отвертывают болты крепления фланца насоса к крышке распределительных шестерен (или к картеру компрессора пневмосистемы) и, отодвинув насос назад, снимают его.

После снятия насоса отверстия в крышке распределительных шестерен и переднем листе закрывают.

Установка топливного насоса и форсунок на дизель.

    Отрегулированный насос устанавливают тоже в определенном порядке:

  1. снимают маслозаливную горловину. Вводят вал топливного насоса во втулку шестерни привода (или во втулку коленчатого вала компрессора пневмосистемы), совмещают широкий шлиц на втулке вала насоса с широкой впадиной в шлицевом фланце привода (или во втулке коленчатого вала компрессора пневмосистемы) и затягивают болты;
  2. завертывают форсунки, устанавливают крышки клапанов. Крышку клапанов первого цилиндра не устанавливают;
  3. устанавливают на место снятые топливопроводы. Соединяют тягу управления подачи топлива с рычагом регулятора.

Запустив дизель, следует проверить, нет ли течи в местах крепления трубок высокого давления и убедиться в плотном прилегании форсунок к посадочным гнездам. Прорыв газов между форсункой и посадочным гнездом вызывает перегрев форсунки и выводит распылитель из строя.

Проверка и установка угла начала подачи топлива насосом. Отсоединяют топливопровод высокого давления от штуцера секции первого цилиндра и устанавливают на этот штуцер моментоскоп. Включают декомпрессор. Устанавливают рычаг управления подачи топлива в положение полной подачи и медленно проворачивают коленчатый вал дизеля до момента поднятия мениска топлива в трубке моментоскопа. При этом указатель, закрепленный на крышке распределительных шестерен, должен совпадать со второй риской метки Т на ведущем шкиве привода вентилятора, считая по часовой стрелке от метки вмт.

Рис. 1. Привод топливного насоса:

1 — соединительная планка; 2 — фланец; 3 — шестерня привода топливного насоса; 4 — шайба; 5 — гайка валика; 6 — стопорная пластина; 7 — болт

Для установки угла начала подачи топлива насосом отворачивают два болта 7 (рис. 1) крепления шлицевого фланца и соединительной планки. Снимают соединительную планку. Проворачивают коленчатый вал до совпадения указателя с соответствующей риской на шкиве коленчатого вала, при этом оба клапана первого цилиндра должны быть закрыты (конец такта сжатия). Проворачивают ключом вал топливного насоса (или вал компрессора) до появления топлива (без пузырьков воздуха) в трубке моментоскопа. После появления чистой струи часть топлива из трубки сливают и медленно поворачивают вал топливного насоса (или вал компрессора) до момента поднятия мениска топлива в трубке моментоскопа (начало подачи топлива).
Находят на шлицевом фланце 2 отверстия, совпадающие с отверстиями на шестерне 3 и заворачивают в них болты 7, предварительно установив соединительную планку 1 и стопорные пластины 6. После повторной проверки затягивают болты и фиксируют их положение усиком стопорной пластины. Снимают моментоскоп и присоединяют топливопровод первого цилиндра. Устанавливают на место крышку клапанов первого цилиндра и маслозаливную горловину.

Проверка работы топливной аппаратуры. Появление дымного выпуска может быть вызвано перегрузкой дизеля, неправильной регулировкой топливной аппаратуры. При падении мощности дизеля без дымного выпуска проверяют состояние топливных фильтров и в случае их загрязнения промывают элемент фильтра грубой очистки и заменяют элемент фильтра тонкой очистки. При работе дизеля с перебоями и дымным выпуском и одновременном падении мощности проверяют работу форсунок и топливного насоса.

При эксплуатации дизеля в зимнее время опасно попадание воды в топливо — вода замерзает и закрывает отверстия фильтра и подкачивающего насоса.

Категорически запрещается разбирать или регулировать топливную аппаратуру в полевых условиях. Регулировать и заменять детали топливного насоса необходимо только в специально оборудованных мастерских.

Заполнение системы питания дизеля топливом. После слива отстоя, промывки или замены топливных фильтров, а также при попадании воздуха в систему питания в ней образуются «воздушные мешки», затрудняющие пуск и вызывающие перебои в работе дизеля.

У насоса НД 21/4 для удаления воздуха отвертывают болт крепления поворотного угольника топливоподводящего трубопровода или пробку выпуска воздуха и прокачивают систему ручным насосом.

На работающем дизеле удаление воздуха происходит автоматически. Во время работы подкачивающий насос постоянно поддерживает избыточное давление в системе питания. Воздух вместе с топливом из горизонтального канала топливного фильтра через калиброванное отверстие и трубку поступает к топливному баку. Из бака воздух через фильтр, смонтированный в крышке, выходит в атмосферу.

Если попадание воздуха в систему питания повторяется, проверяют, герметичны ли все соединения топливопроводов. Если есть уверенность в герметичности системы, ее не прокачивают. [Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1988 г.]