МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л

Колесные тракторы «Беларусь» модели МТЗ-50 (рис. 1), МТЗ-50 Л (рис. 2), МТЗ-52 (рис. 3), МТЗ-52Л (рис. 4)
Колесный трактор Беларусь МТЗ-50

Рис.1. Колесный трактор «Беларусь» модель МТЗ-50

Колесный трактор Беларусь МТЗ-50Л
Рис.2. Колесный трактор «Беларусь» модель МТЗ-50Л

Колесный трактор Беларусь МТЗ-52
Рис.3. Колесный трактор «Беларусь» модель МТЗ-52

Колесный трактор Беларусь МТЗ-52Л
Рис.4. Колесный трактор «Беларусь» модель МТЗ-52Л

являются универсальными сельскохозяйственными тракторами класса 1,4 т. На них установлены дизельные двигатели Д-50 и Д-50Л с электростартерным пуском и пусковым двигателем.

Тракторы выполнены по нормальной для сельскохозяйственных тракторов схеме и имеют полурамную конструкцию. Полурама выполнена из двух швеллеров, соединенных между собой литым передним брусом. Остов трактора состоит из полурамы и трех корпусов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста. В передней части остова установлен двигатель, задняя часть которого через лист жестко скреплена с корпусом муфты сцепления. Спереди двигатель закреплен на переднем брусе полурамы при помощи шарнирной опоры.

На переднем брусе полурамы установлены водяной и масляный радиаторы, жалюзи и гидроусилитель рулевого управления. Насос гидроусилителя размещен на двигателе. Двигатель закрыт облицовкой аллигаторного типа с откидыванием ее вперед по ходу трактора.

Сзади облицовка заканчивается приборным щитком, на котором установлены контрольно-измерительные приборы.
Непосредственно за двигателем расположены механизмы силовой передачи трактора: муфта сцепления и соединительная муфта, смонтированные в общем корпусе; коробка передач и задний мост, расположенные в отдельных корпусах. На корпусе заднего моста с боков закреплены тормоза, а сзади установлен вал отбора мощности (ВОМ) и механизм задней навески гидравлической системы.

Гидравлическая система тракторов раздельно-агрегатная. Насос гидросистемы получает вращение от двигателя через шестерни привода ВОМ. На корпусе муфты сцепления закреплен корпус гидроагрегатов — масляный бак. Распределитель гидросистемы, гидроувеличитель сцепного веса и механизм управления ими прикреплены к корпусу гидроагрегатов и закрыты облицовкой.

Аккумулятор гидроувеличителя крепится к левому рукаву полуоси заднего колеса. Выводы от распределителя гидросистемы к боковым (выносным) цилиндрам расположены в средней части трактора, в удобном для пользования месте. Основной цилиндр и аккумуляторные батареи размещены на крышке заднего моста, под сиденьем тракториста. За сиденьем, между крыльями, находится топливный бак.

Непосредственно перед сиденьем расположены рулевое колесо, рычаги и педали управления трактором. Вал рулевого управления пропущен над двигателем под облицовкой.

Колеса тракторов снабжены пневматическими шинами низкого давления. Задние ведущие колеса установлены на полуосях конечных передач. Передние направляющие колеса смонтированы на поворотных цапфах передней оси, установленной шарнирно в приливах переднего бруса полурамы. Вес трактора на передние колеса передается через цилиндрические пружины, которые размещены внутри кронштейнов выдвижных кулаков оси и обеспечивают подрессоривание передней части остова машины.

Колея тракторов переменная и может регулироваться в интервале от 1200 до 1800 мм. Передние и задние колеса защищены крыльями. Крылья передних колес прикреплены к поворотным цапфам, а задних — к полу кабины.

Кабина закрытая, прикреплена к крыльям задних колес и имеет хорошую круговую обзорность и удобный вход. Конструктивно кабина выполнена так, что она может быть превращена в полуоткрытую или тент. Внутри кабины вмонтирован жесткий трубчатый каркас, предохраняющий водителя от травм при опрокидывании трактора.

Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма задней навески устанавливается поперечина со стандартной прицепной вилкой. Предусмотрены также специальное буксирное устройство с амортизатором, гидрофицироваиный крюк с управлением от гидросистемы и привод управления тормозами прицепов, используемые на транспортных работах. Для работы на стационаре имеется приводной шкив, который монтируется сзади трактора на крышке вала отбора мощности.

Привод механизмов различных машин может осуществляться от заднего вала отбора мощности, приводного шкива, а также от бокового вала отбора мощности. Для увеличения проходимости тракторов па влажных почвах предусмотрена установка полугусеничного хода.

При работе с навесными машинами сцепной вес тракторов регулируется гидроувеличителем сцепного веса, а с прицепными машинами — дополнительными грузами и жидкостью, заливаемой в шины задних колес.

Трактор имеет большое количество мест, легкодоступных для крепления сельскохозяйственных машин. Они расположены на переднем брусе и лонжеронах полурамы, корпусах муфты сцепления и заднего моста, корпусе гидроусилителя рулевого управления, рукавах полуосей и т. д.

Для освещения па тракторах установлены четыре фары: две передние вмонтированы в облицовку радиатора, а две задние — на крыльях.

Тракторы снабжены звуковым сигналом, указателями поворотов, габаритов и торможения, фонарем освещения номерного знака, стеклоочистителем. Имеется штепсельная розетка, позволяющая дополнительно подключать на сельскохозяйственных машинах две фары и кнопку сигнала для двухсторонней связи с трактористом, а также задний фонарь и указатели поворота прицепа.

Трактор МТЗ-50Л отличается от трактора МТЗ-50 пусковым устройством двигателя.

Тракторы МТЗ-52 и МТЗ-52Л, сохраняя полностью все преимущества тракторов МТЗ-50 и МТЗ-50Л, в том числе и универсальность, обладают повышенными тягово-сцепными свойствами и высокой проходимостью за счет использования всех четырех колес в качестве ведущих. Предназначены для работы с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями. Имея высокий дорожный просвет под рукавами переднего моста и бесступенчато регулируемую в широких пределах колею, тракторы М.ТЗ-52 и МТЗ-52Л могут выполнять междурядную обработку как высокостебельных (кукуруза, подсолнечник), так и низкостебельных (сахарная свекла и др.) пропашных культур.

Тракторы можно успешно использовать для привода различных стационарных машин, перевозки грузов, дорожно-строительных и других работ.

Повышенные тягово-сцепные свойства и проходимость тракторов МТЗ-52 и МТЗ-52Л обеспечивают увеличение их производительности и экономичности, позволяют расширить область применения колесных тракторов, устранить сезонность их использования.

Тракторы МТЗ-52 и МТЗ-52Л полностью выполняют комплекс работ по механизированному возделыванию сахарной свеклы, включая уборку в агрегате с трехрядными комбайнами.

Тракторы МТЗ-52 и MT3-52J1 отличаются от тракторов МТЗ-50 и МТЗ-50Л следующим:
вместо передней неведущей оси установлен передний ведущий мост с колесами размером 210—508 (8,3/8—20″);
установлены дополнительные узлы привода переднего ведущего моста: раздаточная коробка, карданный привод, который состоит из промежуточного и переднего карданных валов и промежуточной опоры;
рулевой механизм отличается сошкой гидроусилителя руля и трубой рулевых тяг;
изъяты дополнительные грузы с задних колес, на передние колеса грузы также не предусмотрены.

Привод к переднему мосту осуществляется через раздаточную коробку и последовательно соединенные промежуточный карданный вал, промежуточную опору и передний карданный вал от шестерни коробки передач, чем обеспечивается синхронность оборотов передних и задних колес на всех передачах.

Раздаточная коробка крепится к корпусу коробки передач справа по ходу трактора, оборудована муфтой свободного хода для осуществления автоматического включения переднего моста в работу при переднем ходе трактора и буксовании задних колес более установленного. Кроме того, раздаточная коробка снабжена также механизмом блокировки муфты свободного хода с управлением от педали для принудительного включения переднего моста в работу при заднем ходе трактора, а также при необходимости — при переднем ходе.

Карданные валы универсальные, с игольчатыми подшипниками в карданных шарнирах. Эти валы заимствованы по конструкции у автомобилей ГАЗ-69, УАЗ-451А и отличаются только длиной трубы. Промежуточная опора карданных валов крепится к корпусу муфты сцепления снизу.

Передний мост состоит из главной передачи, самоблокирующегося конического дифференциала повышенного трения, который исключает раздельное буксование колес и улучшает тягу моста; колесных двухступенчатых редукторов с коническими шестернями, выполняющими одновременно роль шарниров равных угловых скоростей.

Для снижения ударных нагрузок на остов трактора и улучшения плавности хода передний мост имеет индивидуальную рессорную подвеску, состоящую из двух винтовых пружин, смонтиррванных в шкворневых трубах колесных редукторов.

Передний мост соединен с брусом двумя полыми осями. Это позволяет мосту вместе с колесами качаться на определенный угол в поперечной плоскости. Конструкцией обеспечивается бесступенчатое изменение (с помощью винтовых механизмов) колеи передних и задних колес в пределах 1200—1800 мм.

На правом лонжероне полурамы трактора имеется место для установки лопаты, а в кабине — для установки огнетушителя. [Тракторы Беларусь. МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л (1974 г.)]

МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-100, МТЗ-102

Колесные тракторы «Беларусь» моделей МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л являются универсальными сельскохозяйственными тракторами. Базовая модель — МТЗ-80.

Остов тракторов составляет полурама, корпуса сцепления, коробки передач и заднего моста. Двигатель задним листом жестко крепится к корпусу сцепления и при помощи шарнирной опоры устанавливается на переднем брусе. На переднем брусе установлены также радиаторы систем охлаждения и смазки, гидроусилитель рулевого управления.

Трансмиссия состоит из сцепления с тормозком, понижающего редуктора и коробки передач, на левую стенку которой может быть установлен ходоуменыиитель, заднего моста с автоматической системой блокирования дифференциала, конечных передач.

У тракторов МТЗ-80 и МТЗ-80Л передние колеса направляющие, задние — ведущие. Передние колеса смонтированы на поворотных цапфах переднего моста, установленного шарнирно в приливах переднего бруса полурамы. Масса трактора на передние колеса передается через цилиндрические пружины, размещенные внутри кронштейнов выдвижных кулаков. Задние колеса установлены на полуосях конечных передач.

Для защиты кабины от забрызгивания грязью установлены крылья: передние прикреплены к поворотным цапфам, задние — к кабине. Для увеличения сцепных качеств тракторов предусмотрены дополнительные грузы на задних колесах и переднем брусе.

Тракторы МТЗ-82 и МТЗ-82Л полноприводные.
Привод к переднему мосту осуществляется от коробки передач с использованием раздаточной коробки, промежуточного и переднего карданных валов, промежуточной опоры с предохранительной муфтой. Раздаточная коробка крепится к корпусу коробки передач справа по ходу трактора, промежуточная опора крепится к корпусу сцепления снизу. Передний мост соединен с брусом двумя полыми осями, что позволяет мосту вместе с колесами качаться в поперечной плоскости. Колея изменяется винтовым механизмом бесступенчато.

Раздельно-агрегатная гидравлическая система тракторов, с гидроувеличитслем сцепного веса и регулятором положения орудия, обеспечивает агрегатирование с машинами и орудиями с опорными колесами и без них. Основной цилиндр и регулятор размещены на крышке заднего моста под полом кабины. На задней стенке корпуса заднего моста расположен механизм для навешивания сельскохозяйственных орудий — шарнирный чстырехзвенник с регулируемыми по длине раскосами. Для работы с прицепными машинами и орудиями на продольных тягах механизма навески устанавливается поперечина с прицепной вилкой. При транспортных работах могут устанавливаться буксирное устройство и гидрофицированный крюк с управлением от гидросистемы. На тракторах установлена пневматическая система, обеспечивающая управление тормозами прицепов (однопроводная схема), а также прицепов, оборудованных гидроприводом.

Электрооборудование с номинальным напряжением 12 В состоит из: генератора переменного тока с встроенным выпрямителем, аккумуляторных батарей, электрофакельного подогревателя (МТЗ-80 и МТЗ-82), стартера, фар, указателей поворота, стоп-сигналов, звукового сигнала, габаритных огней, стеклоочистителя, плафона, штепсельной розетки, контрольно-измерительных приборов и коммутационных устройств.

Кабина герметизированная, с жестким каркасом для защиты оператора в случае опрокидывания трактора. В кабине установлены блок отопления и охлаждения воздуха, одноместное сиденье с гидроамортизатором. Перед сиденьем — органы управления и средства информации. Для удобства входа и кабина герметизированная, с жестким каркасом для защиты оператора в случае опрокидывания трактора. В кабине установлены блок отопления и охлаждения воздуха, одноместное сиденье с гидроамортизатором. Перед сиденьем — органы управления и средства информации. Для удобства входа и выхода предусмотрено откидывание рулевого колеса в продольной плоскости, имеется двухступенчатая подножка и поручень. Капот двигателя крепится шарнирно на рамке облицовки радиатора и при открывании удерживается безопасной защелкой.

По заказу потребителя тракторы могут быть укомплектованы следующими сборочными единицами и деталями; приводной шкив, боковой вал отбора мощности, ходоуменьшитель, полугусеничный ход, дополнительные грузы, предпусковой подогреватель.

Тракторы «Беларусь» моделей МТЗ-100 и МТЗ-102 созданы на основе модернизации тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82. С левой стороны на корпусах сцепления и коробки передач размещены привод насосов гидросистемы и отбора мощности, сумматор и гидроходоуменьшитель.

Трактор МТЗ-102 отличается от МТЗ-100 наличием переднего ведущего моста с приводом и управлением, размерами рулевой сошки и труб рулевых тяг. Привод моста — от вторичного вала коробки передач с использованием гидроуправляемой фрикционной муфты. На тракторах установлено гидрообъемное рулевое управление.

Кабина оборудована одноместным сиденьем (основным) с торсионной подвеской и гидроамортизатором, а также дополнительным сиденьем с эластичным элементом. Сиденье оператора снабжено ремнем безопасности. В передней части крыши кабины размещен блок фильтрации воздуха, радиоприемник с громкоговорителем, в задней — аварийный люк.

Два топливных бака установлены под полом кабины (как и в базовой модели) и закреплены с помощью стяжных лент. Заливная горловина находится на левом баке, в правом установлен датчик топливомера. [Тракторы «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание. Я.Е. Белоконь, А.И. Окоча, Г.В. Шкаровский]
Обзор и тест-драйв трактора МТЗ-80 «Беларусь»[Видео Иван Зенкевич PRO автомобили]

Тракторы К-701, К-700А

Трактор К-701Тракторы «Кировец» К-701, К-700А являются сельскохозяйственными тракторами общего назначения класса тяги 50 кН. Трактор К-701, изображенный на рисунке, оборудован двенадцатицилиндровым V-образным дизельным двигателем ЯМЗ-240Б. Его рама образована двумя соединенными шарнирным устройством полурамами, которые могут поворачиваться относительно друг друга вокруг как вертикального, так и горизонтального шарниров. Такая конструкция обеспечивает хорошую маневренность и постоянное зацепление всех колес трактора с почвой.

Вся моторная установка (вместе с дизелем и его системами) смонтирована на передней полураме. Дизель оборудован электростартером; в холодное время года его пуск производится с помощью системы предпускового обогрева. Оптимальный тепловой режим работы дизеля ЯМЗ-240Б в различных климатических и погодных условиях обеспечивается системой автоматического управления вентилятором и регулируется термостатами и шторкой, установленной перед радиатором.

Трансмиссия тракторов этой серии содержит полужесткую муфту с редуктором привода насосов, коробку передач, мосты и карданную передачу. Механическая коробка передач с шестернями постоянного зацепления обеспечивает гидравлическое переключение передач без разрыва потока мощности на любом режиме. Она устанавливается на резиновых амортизаторах. Каждый из двух мостов трактора является ведущим и состоит из главной передачи с дифференциалом, конечных передач и рабочих тормозов. Мосты крепятся к полурамам стремянками. Задний мост отключаемый.

Все четыре колеса трактора одинаковы по размерам, бездисковые. Их шины низкого давления имеют протекторы повышенной проходимости. Колеса оборудованы рабочими тормозами с пневматическим приводом. Кроме того, трактор имеет стояночный тормоз ленточного типа, установленный на переднем мосту.

Управление поворотом трактора осуществляется при помощи гидрораспределителя и двух гидроцилиндров, смещающих полурамы относительно друг друга вокруг вертикального шарнира. Постоянная скорость поворота трактора (в диапазоне частот вращения коленчатого вала дизеля от 900 до 1900 мин-1) обеспечивается регулятором расхода, вмонтированным в гидросистему управления поворотом.

Кабина трактора цельнометаллическая, двухместная, герметизированная. Она расположена за моторной установкой и крепится к постаменту рамы через амортизаторы. Кабина термоизолирована, оборудована системой отопления и вентиляции, что обеспечивает благоприятный микроклимат. Сиденье водителя подрессоренное и оборудовано гидравлическим амортизатором двойного действия. Предусмотрена возможность регулировки жесткости пружины сиденья в зависимости от массы тракториста.

Для агрегатирования с сельскохозяйственными машинами эти тракторы снабжены агрегатной гидравлической системой и трехточечным навесным устройством. Наружное освещение и сигнализация на тракторах создаются установленными спереди двумя фарами и двумя габаритными фонарями. Сзади имеются три поворотные фары на кабине и два габаритных фонаря на крыльях. На трактор можно устанавливать дополнительное оборудование: комплект узлов реверсивного управления трактором (для обеспечения работы трактора с машинами и орудиями, требующими движения задним ходом); комплект узлов вала отбора мощности, предназначенный для обеспечения работ с машинами и орудиями, которые имеют активные рабочие органы. Кроме того, трактор К-701 может быть оборудован специальной коробкой передач с ходоуменьшителем, обеспечивающей понижение его скорости с 0,08 до 0,4 м/с (с 0,292 до 1,632 км/ч). Это позволяет использовать трактор при производстве дорожно-строительных, мелиоративных и землеройных работ. Этим расширяется сфера его использования, увеличивается годовая занятость и повышается экономическая эффективность применения трактора. Перечисленное выше дополнительное оборудование поставляется по специальному заказу и за дополнительную плату.

Тракторы К-701 предназначены для выполнения различных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями, в комплекте с которыми можно пахать, производить культивацию, боронование, посев, лущение стерни, безотвальную обработку почвы, осуществлять транспортные перевозки, а также выполнять дорожно-строительные, мелиоративные и землеройные работы.

Транспортные перевозки выполняются с использованием тракторного самосвального прицепа ЗПТС12Б (ЗПТО 13) или полуприцепа 1ПТС-9Б (1ПТС-10).

Для вспашки трактор агрегатируется либо с 9-корпусным полунавесным плугом ПТК-9-35, либо с 8-корпусным навесным плугом ПН-8-35. В этих же целях он может применяться с трехъярусным навесным плугом ПТН-3-40 или с орудием ОПТ-3,5 (для безотвальной обработки пласта многолетних трав).

При культивации для сплошной обработки почвы используются широкозахватный бессцепочный культиватор КПШ-9, прицепной скоростной культиватор КПС-4 (4—5 шт. на один агрегат), противоэрозионный культиватор КПЭ-3,8 (2—3 шт. на агрегат), культиватор широкозахватный КШ-9, культиватор-плоскорез и глубокорыхлитель КПГ-2-150 и, наконец, культиватор штанговый КШ-3.6А (до 6 шт. на агрегат).

Боронование осуществляют с использованием следующих борон: зубовой тяжелой БЗТС-1,0 и зубовой средней БЗСС-1,0 (по 21 шт. на один агрегат), зубовой навесной трехзвенной ЗБНТУ-1,0, зубовой посевной ЗБП-0,64 и игольчатой гидрофицированной БИГ-3 (по 7 шт. на агрегат).

Для выполнения работ по снегозадержанию применяют снегопах-валкообразователь СВУ-2,6 (по 3—4 шт. в одном агрегате).

Внесение удобрений выполняют с использованием тракторного разбрасывателя пылевидных удобрений и извести РГ1Б-16, прицепа-разбрасывателя органических удобрений КСО-16 и разбрасывателя жидких удобрений РЖТ-16.

На лущении и дисковании находят применение лущильники дисковые прицепной ЛД-20 и гидрофицированный ЛДГ-15, а также бороны дисковые полевая БД-10 и тяжелая двухследная БД-7.

Посев выполняют агрегатами, в состав которых включаются пять-шесть сеялок следующих типов: СЗ-3,6; СЗУ-3,6; С30-3,6; СЗА-З,6; СЗТ-3,6; СЗТС-3,6; СЗП-3,6; СЭК-3,6; СЛТ-3,5. Кроме того, для этих целей используются сеялки ЛДС-6 (две на один агрегат) и сеялки СЗС-2,1 и СЗС-2,1М (до 7 цгг. в агрегате). [Сверхмощные тракторы сельскохозяйственного назначения. Л. Е. Агеев и др.]