МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л

Колесные тракторы «Беларусь» модели МТЗ-50 (рис. 1), МТЗ-50 Л (рис. 2), МТЗ-52 (рис. 3), МТЗ-52Л (рис. 4)
Колесный трактор Беларусь МТЗ-50

Рис.1. Колесный трактор «Беларусь» модель МТЗ-50

Колесный трактор Беларусь МТЗ-50Л
Рис.2. Колесный трактор «Беларусь» модель МТЗ-50Л

Колесный трактор Беларусь МТЗ-52
Рис.3. Колесный трактор «Беларусь» модель МТЗ-52

Колесный трактор Беларусь МТЗ-52Л
Рис.4. Колесный трактор «Беларусь» модель МТЗ-52Л

являются универсальными сельскохозяйственными тракторами класса 1,4 т. На них установлены дизельные двигатели Д-50 и Д-50Л с электростартерным пуском и пусковым двигателем.

Тракторы выполнены по нормальной для сельскохозяйственных тракторов схеме и имеют полурамную конструкцию. Полурама выполнена из двух швеллеров, соединенных между собой литым передним брусом. Остов трактора состоит из полурамы и трех корпусов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста. В передней части остова установлен двигатель, задняя часть которого через лист жестко скреплена с корпусом муфты сцепления. Спереди двигатель закреплен на переднем брусе полурамы при помощи шарнирной опоры.

На переднем брусе полурамы установлены водяной и масляный радиаторы, жалюзи и гидроусилитель рулевого управления. Насос гидроусилителя размещен на двигателе. Двигатель закрыт облицовкой аллигаторного типа с откидыванием ее вперед по ходу трактора.

Сзади облицовка заканчивается приборным щитком, на котором установлены контрольно-измерительные приборы.
Непосредственно за двигателем расположены механизмы силовой передачи трактора: муфта сцепления и соединительная муфта, смонтированные в общем корпусе; коробка передач и задний мост, расположенные в отдельных корпусах. На корпусе заднего моста с боков закреплены тормоза, а сзади установлен вал отбора мощности (ВОМ) и механизм задней навески гидравлической системы.

Гидравлическая система тракторов раздельно-агрегатная. Насос гидросистемы получает вращение от двигателя через шестерни привода ВОМ. На корпусе муфты сцепления закреплен корпус гидроагрегатов — масляный бак. Распределитель гидросистемы, гидроувеличитель сцепного веса и механизм управления ими прикреплены к корпусу гидроагрегатов и закрыты облицовкой.

Аккумулятор гидроувеличителя крепится к левому рукаву полуоси заднего колеса. Выводы от распределителя гидросистемы к боковым (выносным) цилиндрам расположены в средней части трактора, в удобном для пользования месте. Основной цилиндр и аккумуляторные батареи размещены на крышке заднего моста, под сиденьем тракториста. За сиденьем, между крыльями, находится топливный бак.

Непосредственно перед сиденьем расположены рулевое колесо, рычаги и педали управления трактором. Вал рулевого управления пропущен над двигателем под облицовкой.

Колеса тракторов снабжены пневматическими шинами низкого давления. Задние ведущие колеса установлены на полуосях конечных передач. Передние направляющие колеса смонтированы на поворотных цапфах передней оси, установленной шарнирно в приливах переднего бруса полурамы. Вес трактора на передние колеса передается через цилиндрические пружины, которые размещены внутри кронштейнов выдвижных кулаков оси и обеспечивают подрессоривание передней части остова машины.

Колея тракторов переменная и может регулироваться в интервале от 1200 до 1800 мм. Передние и задние колеса защищены крыльями. Крылья передних колес прикреплены к поворотным цапфам, а задних — к полу кабины.

Кабина закрытая, прикреплена к крыльям задних колес и имеет хорошую круговую обзорность и удобный вход. Конструктивно кабина выполнена так, что она может быть превращена в полуоткрытую или тент. Внутри кабины вмонтирован жесткий трубчатый каркас, предохраняющий водителя от травм при опрокидывании трактора.

Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма задней навески устанавливается поперечина со стандартной прицепной вилкой. Предусмотрены также специальное буксирное устройство с амортизатором, гидрофицироваиный крюк с управлением от гидросистемы и привод управления тормозами прицепов, используемые на транспортных работах. Для работы на стационаре имеется приводной шкив, который монтируется сзади трактора на крышке вала отбора мощности.

Привод механизмов различных машин может осуществляться от заднего вала отбора мощности, приводного шкива, а также от бокового вала отбора мощности. Для увеличения проходимости тракторов па влажных почвах предусмотрена установка полугусеничного хода.

При работе с навесными машинами сцепной вес тракторов регулируется гидроувеличителем сцепного веса, а с прицепными машинами — дополнительными грузами и жидкостью, заливаемой в шины задних колес.

Трактор имеет большое количество мест, легкодоступных для крепления сельскохозяйственных машин. Они расположены на переднем брусе и лонжеронах полурамы, корпусах муфты сцепления и заднего моста, корпусе гидроусилителя рулевого управления, рукавах полуосей и т. д.

Для освещения па тракторах установлены четыре фары: две передние вмонтированы в облицовку радиатора, а две задние — на крыльях.

Тракторы снабжены звуковым сигналом, указателями поворотов, габаритов и торможения, фонарем освещения номерного знака, стеклоочистителем. Имеется штепсельная розетка, позволяющая дополнительно подключать на сельскохозяйственных машинах две фары и кнопку сигнала для двухсторонней связи с трактористом, а также задний фонарь и указатели поворота прицепа.

Трактор МТЗ-50Л отличается от трактора МТЗ-50 пусковым устройством двигателя.

Тракторы МТЗ-52 и МТЗ-52Л, сохраняя полностью все преимущества тракторов МТЗ-50 и МТЗ-50Л, в том числе и универсальность, обладают повышенными тягово-сцепными свойствами и высокой проходимостью за счет использования всех четырех колес в качестве ведущих. Предназначены для работы с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями. Имея высокий дорожный просвет под рукавами переднего моста и бесступенчато регулируемую в широких пределах колею, тракторы М.ТЗ-52 и МТЗ-52Л могут выполнять междурядную обработку как высокостебельных (кукуруза, подсолнечник), так и низкостебельных (сахарная свекла и др.) пропашных культур.

Тракторы можно успешно использовать для привода различных стационарных машин, перевозки грузов, дорожно-строительных и других работ.

Повышенные тягово-сцепные свойства и проходимость тракторов МТЗ-52 и МТЗ-52Л обеспечивают увеличение их производительности и экономичности, позволяют расширить область применения колесных тракторов, устранить сезонность их использования.

Тракторы МТЗ-52 и МТЗ-52Л полностью выполняют комплекс работ по механизированному возделыванию сахарной свеклы, включая уборку в агрегате с трехрядными комбайнами.

Тракторы МТЗ-52 и MT3-52J1 отличаются от тракторов МТЗ-50 и МТЗ-50Л следующим:
вместо передней неведущей оси установлен передний ведущий мост с колесами размером 210—508 (8,3/8—20″);
установлены дополнительные узлы привода переднего ведущего моста: раздаточная коробка, карданный привод, который состоит из промежуточного и переднего карданных валов и промежуточной опоры;
рулевой механизм отличается сошкой гидроусилителя руля и трубой рулевых тяг;
изъяты дополнительные грузы с задних колес, на передние колеса грузы также не предусмотрены.

Привод к переднему мосту осуществляется через раздаточную коробку и последовательно соединенные промежуточный карданный вал, промежуточную опору и передний карданный вал от шестерни коробки передач, чем обеспечивается синхронность оборотов передних и задних колес на всех передачах.

Раздаточная коробка крепится к корпусу коробки передач справа по ходу трактора, оборудована муфтой свободного хода для осуществления автоматического включения переднего моста в работу при переднем ходе трактора и буксовании задних колес более установленного. Кроме того, раздаточная коробка снабжена также механизмом блокировки муфты свободного хода с управлением от педали для принудительного включения переднего моста в работу при заднем ходе трактора, а также при необходимости — при переднем ходе.

Карданные валы универсальные, с игольчатыми подшипниками в карданных шарнирах. Эти валы заимствованы по конструкции у автомобилей ГАЗ-69, УАЗ-451А и отличаются только длиной трубы. Промежуточная опора карданных валов крепится к корпусу муфты сцепления снизу.

Передний мост состоит из главной передачи, самоблокирующегося конического дифференциала повышенного трения, который исключает раздельное буксование колес и улучшает тягу моста; колесных двухступенчатых редукторов с коническими шестернями, выполняющими одновременно роль шарниров равных угловых скоростей.

Для снижения ударных нагрузок на остов трактора и улучшения плавности хода передний мост имеет индивидуальную рессорную подвеску, состоящую из двух винтовых пружин, смонтиррванных в шкворневых трубах колесных редукторов.

Передний мост соединен с брусом двумя полыми осями. Это позволяет мосту вместе с колесами качаться на определенный угол в поперечной плоскости. Конструкцией обеспечивается бесступенчатое изменение (с помощью винтовых механизмов) колеи передних и задних колес в пределах 1200—1800 мм.

На правом лонжероне полурамы трактора имеется место для установки лопаты, а в кабине — для установки огнетушителя. [Тракторы Беларусь. МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л (1974 г.)]