Минитрактор «Беларус»

В России спрос на технику для земледелия постоянно растёт. Связано это с экономическими проблемами в стране. Но отечественная промышленность, как оказалось, не способна производить технику для малых хозяйств. Посему всю эту нишу чуть не полностью занял Китай, который продаёт её здесь под самыми различными российскими брендами. Именно так обстоит дело с минитракторами. Среди них выделяется единственный белорусский трактор Беларус-132Н, который полностью, за исключением двигателя, делается в Белоруссии.

Краткие характеристики

Минитрактор «Беларус» К сожалению, на этом тракторе двигатель применён не дизельный, какие применяют на китайской технике аналогичного назначения, а бензиновый 4-тактный. От собственных двигателей производители отказались из-за низкой надёжности и повышенного уровня вибрации. После экспериментов с американским 2-цилиндровым двигателем от компании B&S, 1-цилиндровыми китайским от компании Lifan и японским от компании Honda производители остановились в основном на японских двигателях Honda GX390, как самых надёжных и долговечных. Однако бензиновый двигатель по потреблению топлива менее экономичен, чем дизельный. Его потребление 0,313 кг/кВт в час, а мощность, при номинальных 3600 об/мин, составляет 9,6 кВт, или 13 л. с.Трансмиссия минитрактора чисто механическая, сцепление многодисковое масляное, коробка 7-ступенчатая, из них 3 скорости реверсные. Беларус-132Н выполнен по колёсной схеме 4х4, причём дифференциал переднего моста имеет возможность полуавтоматической механической блокировки, что значительно увеличивает тяговое усилие при необходимости. Управление блокировкой осуществляется при помощи рычага на приборной панели. Задний мост отключаемый. Размер покрышек для всех колёс одинаков и может быть либо 6.0х12”, либо 5,9х13 в зависимости от модификации изделия.

Для улучшения сцепления колёс с грунтом минитрактор комплектуется утяжелителями задних и передних колёс по 17 кг каждый. Его полный вес с балластом 532 кг. Размеры – 250х100х200 см при установленном навесе. Продольная база – 103 см, клиренс – 27 см. Ширина колеи изменяемая и может иметь величину 84, 70 и 60 см. Тяговое усилие – 2 кН, или около 196 кг.

Основное отличие белорусского минитрактора от китайских машин, состоит в том, что его рама, на которой и собрана вся конструкция, шарнирно-сочленённая, подобно тяжёлым тракторам, типа «Кировец». Такая конструкция обеспечивает маневренность, высокую проходимость в труднодоступных местах и довольно маленький радиус поворота – 2,5 м. Все, кто видел, как Беларус-132Н передвигается по полю, особенно на большой скорости, мог заметить, что его движение разительно отличается от движения любых других минитракторов. Такое впечатление, что он при движении извивается как червяк или личика. И в самом деле, ведь его шасси на шарнирах – вся его конструкция при поворотах изгибается и визуально его маневренность просто поразительна. А управление всем этим механизмом осуществляется обыкновенным рулевым механизмом на основе червячного редуктора, даже без гидроусилителей.

Прицепная и гидронавесная система минитрактора Беларус-132Н также более развита, чем у китайской техники. Гидронавесное устройство выполнено как шарнирный четырёхзвенник с настраиваемыми по длине раскосами. При длине подвеса 305 мм его грузоподъёмность не менее 1,4 кН (около 137 кг). Прицепное устройство комбинированного типа в виде поперечины, установленной на концах продольных тяг. Агрегатируемое оборудование фиксируется при помощи шкворня. При необходимости агрегатирования активного навесного, либо стационарного оборудования, такого как роторные косилки почвофреза или помпа имеется выход вала отбора мощности (ВОМ) конструктивно располагающийся возле прицепного устройства Он имеет 2 режима работы – синхронный 4,87 оборотов на метр пройденного пути и зависимый, имеющий коэффициент 1:3 по отношению к номинальным оборотам.

В состав электрооборудования входят внешние световые и звуковые сигналы, предусмотренные правилами для транспорта подобного класса, фары, аккумулятор на 12 В и зарядный генератор. Для запуска двигателя служит электростартер, но на случай неисправного аккумулятора, двигатель можно завести от ручного стартера. Всё управление состоит из рулевого колеса, педали газа, сцепления, тормоза, переключателя скоростей, рычагов управления ВОМ и гидропривода.

Навесное оборудование

Предназначение трактора Беларус 132Н в основном сельское хозяйство. Он используется для таких работ, как вспашка, культивация, боронование, скашивание травы на сено, картофеля и посадка овощей, при наличии прицепа транспортировки грузов до 700 кг и для других работ в соответствии с имеющимся навесным оборудованием. Но кроме того этот трактор успешно используют и в ЖКХ для уборки улиц, расчистки территории от снега, разбрасывания песка и многого другого.

    Из навесного оборудования для минитрактора Беларус 132Н наиболее популярно следующее:

  • прицеп грузоподъёмностью до 530 кг;
  • картофелесажалка с производительностью в час 20-24 сотки;
  • картофелекопалка с производительностью в час 15-20 соток;
  • универсальный плуг однокорпусной, производительность в час 12-13 соток;
  • универсальный окучник с регулируемой шириной междурядий и производительностью в час 35 соток;
  • двухсекционная борона с шириной обработки 160 см и глубиной 3-10 см;
  • почвофреза с шириной захвата 44, 61, 78 и 95 см;
  • культиватор с шириной обработки 125 см и глубиной до 13 см, производительностью в час 65 соток;
  • косилка роторная с шириной захвата 84 см и производительностью в час 20-50 соток;
  • газонокосилка с шириной захвата 99 см, высотой среза 45 мм и производительностью в час 30-60 соток;
  • косилка сегментная с шириной скашивания 135 см и производительностью в час 30-60 соток.

Для агрегатирования может понадобится универсальная сцепка в сборе с карданным валом для подстыковки некоторого оборудования к ВОМ.

    Помимо навесного оборудования сельскохозяйственного назначения, заводом-изготовителем так же предлагается следующее оборудования для ЖКХ:

  • лопата-отвал жёсткий размером 60х102х38 см и производительностью в час 4000-5000 м;
  • бульдозерное оборудование размером 140х120х40 см и производительностью в час 4000-6000 м;;
  • снегоуборщик роторный с захватом 97 см и дальностью отброса снега до 12 м;
  • коммунальная щётка, вращающаяся, для уборки мусора, шириной 127 см.

Кроме этого оборудования ещё многие компании производят оборудование, способное агрегатироваться с минитрактором Беларус-132Н. К нему подходят также и большинство оборудования от отечественных и импортных тракторов и мотоблоков.

И в заключение о цене. На начало 2014 года цена на Беларус-132Н в России составляла 165000 руб.

Минитрактор

Минитрактор Husqvarna характеризуется маневренностью, подвижностью и мощностью — данное сочетание обусловлено установленным мощным четырехтактным двигателем и гидростатической трансмиссией. Данный факт позволяет трактору совершать маневренные движения вперед-назад при выбранном оптимальном режиме работы. При выборе трактора следует определиться с типом и характером выполняемых работ, а также площади территории, которую необходимо обработать. Тип установленной трансмиссии может быть механическим или автоматическим. Ширина захвата регламентирует время обработки территории — чем она больше, тем меньше времени на это будет затрачено.

Однако следует заметить, что от сложности участка также зависит время его обработки. В случае сложной, с точки зрения ее обработки, территории (холмистая, имеющиеся беспорядочные насаждения) минитрактор не должен иметь слишком большую ширину захвата, поскольку данный факт снизит его маневренность. Для обеспечения большей комфортности работника, управляющего работой агрегата, его можно оборудовать кабиной, гидроусилителем руля, дополнительными фарами, печкой или зеркалом заднего вида. Различные модели минитрактров различаются базовой комплектацией.

Универсальность и многофункциональность позволили минитракторам стать незаменимыми и верными помощниками садоводов при обработке участка. Предлагаемое производителями техники навесное оборудование позволяет значительно расширить сферу их применения, для удобства присоединения которого, используется мобильная сцепка.

    Минитрактор должен отвечать ряду требований:

  • обладать многофункциональностью, поскольку содержать огромный парк машин нерентабельно;
  • простотой в управлении, для быстрой адаптации с его интерфейсом;
  • оперативным сервисным обслуживанием.
    Наиболее востребованной техникой сегодня являются минитракторы от Husqvarna, отличающиеся:

  • повышенной прочностью и проходимостью;
  • мощным двигателем и надежной трансмиссией;
  • высокой работоспособностью;
  • широкой режущей декой с регулировкой высоты стрижки;
  • удобной системой демонтажа прицепного оборудования;
  • удобным рулем и эргономичным сидением.

Минитрактор Husqvarna пользуется заслуженной популярностью и используется для обработки газонов и парковых зон. Применение минитракторов в фермерском хозяйстве повышается производительность труда и способствует снижению трудозатрат.

Навесные системы трактора Т-130М

Передняя навесная система трактора Т-130М. Эта система служит для подсоединения орудий, монтируемых на специальной раме, шарнирно закрепленной, как правило, на цапфах, приваренных к рамам тележек гусениц. Она состоит из опорного устройства (силовых маслобаков с шаровыми цапфами для силовых гидроцилиндров) и двух гидроцилиндров. Силовые гидроцилиндры двустороннего действия с внутренним диаметром 100 мм.

Гидроцилиндр передней навесной системы трактора Т-130М
Рис. 1. Гидроцилиндр передней навесной системы: 1 — головка штока; 2 — стакан; 3 — крышка; 4 — регулировочные прокладки; 5 — крышка цилиндра, 6 — маслопровод; 7 — палец; 8 — опорное кольцо; 9 — гайка; 10 — контргайка, 11 — сухарь; 12 — клапан; 13 — поршень; 14 — уплотнение; 15 — шток; 16 — гильза; 17 — уплотнительные кольца; 18 — нажимное кольцо; 19 — чистики.

Сверху к гильзе гидроцилиндра 16 (рис. 1) приварена верхняя крышка, а к низу — фланец, в который ввертывают болты, притягивающие нижнюю крышку 5 к торцу гильзы.

Внутри гильзы находится поршень 13, закрепленный на штоке 75 гайкой 9 и контргайкой 10. На поршень запрессовано бронзовое кольцо, а в проточки вставлены резиновые уплотнительные манжеты 14.

Чтобы в гидравлической системе при подъеме или принудительном опускании не развивалось давление выше, чем это нужно для управления навесным орудием, в штоках цилиндров смонтировано специальное гидромеханическое устройство. В центральное отверстие штока запрессованы две втулки с седлами для конусных запорных клапанов 12, имеющих цилиндрические хвостовики с продольными пазами.

При движении поршня вверх нижний клапан под давлением жидкости отодвигается от седла, а верхний прижимается к нему. Как только выступающий хвостовик верхнего клапана упрется в торец верхней крышки, он отойдет от седла и подъем орудия прекратится, а жидкость будет перетекать под давлением из
одной полости цилиндра в другую, сохраняя в нижней полости цилиндра давление, необходимое для удержания орудия в крайнем верхнем положении.

Точно так же работает клапан и при опускании орудия, с той лишь разницей, что хвостовик нижнего клапана упирается в палец 7, установленный в поперечном сверлении штока. Перемещение штифта в отверстии, а следовательно, и клапана происходит при соприкосновении опорного кольца 8 с торцом нижней крышки.
В центральное отверстие нижней крышки запрессована бронзовая втулка, в которой перемещается шток.

Уплотнительные шевронные манжеты 17 прижимаются крышкой 3 к опорному торцу втулки через стальное фигурное пружинное кольцо, обеспечивающее необходимое поджатие уплотнения к штоку по мере износа. Поджимают уплотнение (при необходимости) прокладками 4, установленными между торцами стакана и нижней крышкой. В расточке стакана уложены пластины-чистики 19, предохраняющие уплотнения от пыли и грязи.

Рабочая жидкость в верхнюю полость гидроцилиндра подается через сверление в верхней крышке, а в нижнюю — через металлический маслопровод 6 и сверление в крышке.

В верхнюю крышку вставлены два сухаря 11 со сферической внутренней поверхностью. От проворачивания сухари стопорятся шпонками, а в осевом направлении фиксируются крышками. Гидроцилиндр установлен на сферических цапфах силовых гидробаков с помощью сухарей.

Со штоком соединена головка 1, в которой смонтированы сухарь и сферическая втулка 2 с отверстием. В отверстие входит палец, связывающий гидроцилиндр с подъемной рамой навесного орудия. Благодаря сферическим шарнирам гидроцилиндр может перемещаться на некоторый угол.

Задняя навесная система трактора Т-130М. Задняя навесная система (рис. 2), закрепленная на корпусе бортовых фрикционов, предназначена для установки навесных и полунавесных орудий, а также для присоединения прицепных орудий. Она состоит из механизма навески и двух силовых гидроцилиндров, соединенных рукавами высокого давления с гидросистемой. Механизм навески представляет собой шарнирно-рычажный четырехзвенник.

Задний механизм навески трактора Т-130М
Рис. 2. Задний механизм навески: 1 — кронштейны; 2 — соединительное звено цепи; 3, 14 — гидроцилиндры, 4 — полый вал; 5 — подъемный рычаг; 6 — телескопический раскос; 7 — фланец; 8 — верхняя тяга; 9 — внутренняя тяга; 10 — рукоятка; 11 — бугель; 12 — прицепное устройство; 13 — продольная тяга; 15 — верхняя ось; 16 — нижняя ось; 17, 20 — проставки; 18, 19 — вилки; 21 — цапфа.

В разрезных цапфах кронштейнов 1 механизма навески вставлены верхняя 15 и нижняя 16 оси. На верхней оси на втулках установлен полый вал 4, на шлицах которого смонтированы два подъемных рычага 5.

На гладкой шейке полого вала шарнирно установлена цапфа 21, с которой соединена вилка 19 верхней продольной тяги. Положение продольной тяги в поперечном направлении фиксируется проставками, которые закреплены на валу стопорными винтами. Для изменения положения верхней тяги в поперечном направлении на валу имеются дополнительные сверления.

Верхняя тяга телескопического типа 8 состоит из двух труб с резьбовыми отверстиями, в которые входят с одной стороны винтовой наконечник вилки 19, а с другой — бугель 11 с шаровым шарниром.

Вращая трубу рукояткой 10, можно регулировать длину верхней тяги. В тяге находится срезывающийся штифт, предохраняющий узлы трактора, механизм навески и орудия от перегрузок. При нагрузках, превышающих допустимую величину, штифт срезается и тяга укорачивается. Для восстановления длины тяги вставляют новый штифт, удалив из радиальных отверстий трубы два фланца 7, в которые входят шейки штифта. Чтобы отрезанные концы штифта не выбрасывались, отверстия во фланцах закрыты планками.

Внутренняя полость верхней тяги уплотнена, резьбовые наконечники смазываются через масленки.

На нижней оси установлены две вилки 18, к которым крепятся нижние продольные тяги 13 с шаровыми шарнирами на концах. Тяги могут перемещаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Положение нижних тяг в поперечной плоскости фиксируется проставками. Орудие присоединяют к шаровым шарнирам нижних и верхней тяг.

Нижние тяги связаны с подъемными рычагами телескопическими раскосами 6. Труба раскоса входит в отверстие вилки и может быть соединена с пальцем.

К нижним продольным тягам может быть прикреплено прицепное устройство 12 с тремя отверстиями для присоединения орудий.

Для агрегатирования с навесными и полунавесными орудиями разных типов конструкция механизма обеспечивает три варианта эксплуатационных наладок, показанных на рис. 3.
Наладки заднего механизма навески трактора Т-130М
Рис. 3. Наладки заднего механизма навески: I, III — подсоединение цепи к кронштейну; II, IV, VI — подсоединение цепи к нижней продольной тяге; V — подсоединение цепи к вилке; А — первая наладка, В — вторая наладка, С — третья наладка.

Первая наладка характерна тем, что линии, соединяющие шарниры нижних тяг, пересекаются в точке, расположенной на продольной оси симметрии трактора. При этом достигается наибольшее перемещение орудий относительно трактора (в горизонтальной плоскости).

Вторая наладка отличается от первой тем, что верхняя продольная и нижние тяги смещены вправо на 180 мм. Этот вариант необходим при агрегатировании с несимметричными орудиями и плугами. Такая наладка благодаря смещению орудия вправо от продольной оси трактора позволяет ему перемещаться по невспаханному участку.

Третья наладка — центральная, с разведенными в стороны нижними продольными тягами — обеспечивает устойчивую работу трактора с орудиями, которые требуют ограничения перемещений в горизонтальной плоскости.

Это ограничение достигается с помощью цепей, один конец которых крепится к нижним тягам, а другой присоединен к проушинам опорных кронштейнов. Длину цепей можно изменять резьбовым регулировочным устройством.

Гайка с наружным шестигранником при регулировке поворачивается на резьбовом хвостовике регулировочного винта. Винт имеет проушину, в которую входит звено цепи. Положение гайки, а значит, и длина цепи фиксируются пальцем, связывающим гайку с вилкой нижнего звена.
Силовые гидроцилиндры двустороннего действия (рис. 4) шарнирно связаны с нижней осью механизма навески, а их штоки соединены с подъемными рычагами.
Гидроцилиндры задней навесной системы трактора Т-130М
Рис. 4. Гидроцилиндры задней навесной системы: 1, 4, 7, 8, 12 — уплотнения; 2 — маслопровод; 3 — замедлительное устройство; 5 — верхняя крышка; 6 — воротник-чистик; 9 — шток; 10 — гильза; 11 — поршень; 13 — нижняя крышка; 14 — втулка.

К гильзе 10 гидроцилиндра приварена нижняя крышка 13, а верхняя 5 присоединена к фланцу гильзы болтами. В отверстие верхней крышки входит шток 9, на котором закреплен поршень 11. Уплотнение штока в крышке и поршня в гильзе осуществляется резиновыми кольцами круглого сечения с защитными шайбами.

Чтобы пыль и грязь не проникали в уплотнения штока, в расточку верхней крышки установлен резиновый воротник-чистик 6.

В верхней крышке имеются отверстия и штуцер для подсоединения рукавов высокого давления.

Рабочая жидкость к нижней полости гидроцилиндра поступает по маслопроводу 2, установленному между верхней и нижней крышками. В маслопроводе имеется замедлительное устройство 3. При подъеме орудия поток жидкости сдвигает клапан к торцу маслопровода, и жидкость проходит как через центральное отверстие, так и по кольцевому каналу между клапаном и расточкой в крышке. При опускании орудия жидкость, вытесняемая из нижней полости, прижимает клапан к торцу расточки и проходит лишь через центральное дроссельное отверстие. В результате орудие плавно опускается.

Эксплуатация гидравлической и навесных систем и обслуживание их. Перед началом работы трактора необходимо проверить уровень жидкости в масляных баках. Если уровень масла ниже середины нижнего смотрового стекла правого бака, следует долить масло через заливную горловину. Затем нужно открыть краны баков. Для перевода крана в рабочее положение перемешают стержень за кольцо до упора грибка в торец втулки (вниз). Работа гидросистемы с закрытыми кранами приводит к выходу насоса из строя. Включать и выключать насосы на тракторах, оборудованных механизмом их включения, можно только при неработающем двигателе. После проведения подготовительных операций нужно вновь проверить уровень масла в баках.

Необходимо периодически следить за состоянием фильтров. При загрязнении фильтр вынимают из стяжной трубы и промывают фильтрующие элементы в дизельном топливе или керосине. Фильтрующие элементы с разрушенной сеткой заменяют. Уменьшение количества фильтрующих элементов недопустимо, так как часть масла будет поступать в бак нефильтрованное.

Если масло подтекает в соединениях трубопроводов, нужно подтянуть их или проверить состояние уплотнительных элементов. Подтягивая уплотнения резиновых рукавов, идущих к гидроцилиндрам, необходимо следить за положением знаков, нанесенных на поверхности рукава, не допуская их скручивания. При появлении течи через уплотнение штока гидроцилиндра передней навесной системы необходимо подтянуть его, убрав несколько прокладок между нажимной и нижней крышками гидроцилиндра.

Появление пены из сапуна правого бака свидетельствует о проникновении в гидросистему воздуха через всасывающую магистраль. В этом случае нужно найти место подсоса и устранить его.

Запрещается оставлять на длительное время рычаги распределителя в положении «подъем» и «принудительное опускание», так как рабочая жидкость будет перетекать через предохранительный клапан под высоким давлением, вызывая перегрев масла и заклинивание подшипников насоса.

При необходимости демонтажа узлов гидросистемы следует закрыть краны в баках. Масло из баков сливают через отверстие в нижнем соединительном трубопроводе. Во время демонтажа, а также при последующей сборке грязь и посторонние частицы не должны попадать в гидросистему.

Узлы гидравлической и навесных систем смазывают согласно таблице смазки.

Проверяют максимальное давление в гидросистеме при температуре рабочей жидкости 313—343К (40—60°С) манометром. Его подсоединяют к трубе, идущей от насоса к распределителю, с помощью двух переходников и рукава высокого давления.

При работающем двигателе следует включить нерабочий рычаг распределителя в положение «подъем» или «принудительное опускание». Нормальное давление в гидросистеме трактора 11—12 МПа (110 — 120 кгс/см).
Для регулировки давления необходимо снять защитный колпачок предохранительного клапана, расконтрить регулировочный винт и, поворачивая его, через каждые четверть оборота проверять максимальное давление.

Нельзя регулировать клапан при включенном рабочем золотнике и крайнем верхнем или нижнем положении штока гидроцилиндра передней навесной системы, так как жидкость будет перетекать через разгрузочное устройство в штоке и максимальное давление перепуска жидкости через предохранительный клапан зафиксировать невозможно.

Регулировку проводит квалифицированный механик в соответствии с требованиями технического обслуживания, а также при замене изношенного насоса новым.

Эксплуатация и регулировка задней навесной системы. На заднюю навесную систему необходимо устанавливать орудия, у которых высота стойки (размер между осями шаровых шарниров верхней и нижней тяг по вертикали) не менее 1050 мм.

Наклон рамы навесного орудия вперед или назад осуществляется путем изменения длины верхней тяги в пределах ±180 мм. При этом следует проверить предохранительный штифт. Срезанные пальцы заменяют только из запасных частей, приложенных к трактору.

Наклон рамы орудия вправо или влево осуществляется путем изменения длины раскосов. При необходимости свободного перемещения нижних тяг в вертикальной плоскости нужно удалить стопорные пальцы раскосов.

Если навесное орудие не приспособлено для принудительного заглубления, следует вынуть пальцы соединяющие захваты с подъемными рычагами.

Возможные неисправности гидравлической и навесных систем и способы их устранения приведены в табл. 1.

Таблица 1.
Возможные неисправности гидравлической и навесных систем и способы их устранения трактора Т-130М
[Трактор Т-130М.1985г.]

Похожие материалы