Обслуживание приборов электрооборудования. Очищайте приборы и провода от пыли и грязи, следите за чистотой узлов электрооборудования и состоянием изоляции проводов: устраняйте повреждение изоляции, обматывая поврежденные места изоляционной лептой типа ПВХ.
Проверяйте надежность крепления электрооборудования и контрольно-измерительных приборов, состояние соединительных шлангов, указателей давления, следите за правильностью установки и регулировки фар, тщательно оберегайте коммутационную аппаратуру и приборы от попадания влаги.
Ремонтировать электродвигатели рекомендуется в ремонтных мастерских.
При замене ламп и фар следите, чтобы внутрь оптических элементов не попадали пыль и грязь. Поврежденные рассеиватели заменяйте немедленно новыми.
Особенно осторожно обращайтесь с зеркалом отражателя фар и фонарей. Лишь при сильном загрязнении допускается очистка зеркала отражателя от пыли и грязи. Для этого промойте его ватой в чистой теплой воде, все время меняя воду и вату. Просушите отражатель зеркалом вниз при комнатной температуре. Пятна, появившиеся на поверхности отражателя после просушки, удалять не рекомендуется.
Не допускайте коротких замыканий при установке электроламп в фонари указателей поворота, так как они являются одной из причин преждевременного выхода из строя реле-прерывателя указателей поворота.
В габаритных фонарях применены электрические лампы с нитью накала 5 Вт. Так как фонари обычно бывают включены длительное время, категорически запрещается устанавливать в них более мощные лампы, от сильного нагрева которых коробятся и портятся пластмассовые детали фонарей.
Приводом для тахоспидометра служит гибкий вал. При проведении технического обслуживания, а также при ремонте трактора оберегайте гибкий вал от резких перегибов и механических повреждений. Неисправность или недостаточная смазка гибкого вала являются причиной повышенных колебаний стрелки тахоспидометра.
При замене плавких вставок в блоке предохранителей необходимо знать, что в качестве плавкой вставки в предохранителе на 10 А должна быть установлена медная луженая проволока диаметром 0,26 мм, а в предохранителе на 29 А — диаметром 0,36 мм.
Категорически запрещается применять в качестве плавких вставок металлические предметы, не предназначенные для этой цели.
Категорически запрещается проверять исправность электрических цепей на искру!
Внимание! Оберегайте электрооборудование и приборы от попадания на них воды, топлива и масла. Мыть кабину внутри струей воды категорически запрещается.
В зависимости от климатического района, в котором работает аккумуляторная батарея, в нее заливают электролит, плотность которого должна соответствовать указанной в табл. 1.
Таблица 1.
Правильная эксплуатация аккумуляторной батареи и тщательный уход обеспечивают надежный и быстрый запуск трактора, увеличивают срок службы электрооборудования.
- Не реже одного раза в две недели выполняйте профилактические мероприятия:
- очищайте батарею от пыли и грязи, электролит на поверхности батареи вытирайте чистой ветошью, смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Очищайте окислившиеся выводные клеммы батареи и наконечники
- проверяйте крепление батареи в гнезде, надежность электрического контакта между наконечниками проводов и выводными клеммами батареи. Не допускайте натяжения проводов во избежание повреждения выводных клемм и образования трещин в мастике;
- прочищайте вентиляционные отверстия в аккумуляторных пробках;
- проверяйте уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи и при необходимости доливайте дистиллированную воду. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепаратором. Замер производите стеклянной трубкой диаметром 3—5 мм. В жаркую погоду проверяйте уровень электролита через 60—120 моточасов;
- доливайте электролит в аккумуляторы только в том случае, когда точно известно, что понижение его уровня произошло за счет выплескивания;
- проверяйте целость моноблока и поверхности мастики, убедитесь в отсутствии трещин и просачивания электролита. Устранение трещин на поверхности мастики действующих батарей должно производиться на ремонтно-зарядных станциях с соблюдением необходимых мер предосторожности против взрыва гремучей смеси;
сначала следует разрядить батарею, затем удалить из нее электролит, продуть ее сжатым воздухом, протереть и только после этого приступить к оплавлению мастики.
При сезонном техническом обслуживании, а также при участившихся случаях ненадежного запуска дизеля проверьте степень заряженности батареи. Степень заряженности аккумуляторной батареи определяйте замером напряжения на клеммах аккумулятора нагрузочной вилкой с силой разрядного тока 100 А (табл. 2) или по замеру плотности электролита (табл. 3) кислотомером (ареометром).
Таблица 2.
Таблица 3.
При систематическом недозаряде аккумуляторной батареи или выкипании электролита проверьте величину регулируемого напряжения реле-регулятора. Для этого подсоедините «+» вольтметра (не ниже класса I) к клемме «В» реле-регулятора, а «—» вольтметра соедините с «массой». Аккумуляторная батарея при этом должна быть подключена, а нагрузка создается включением всех потребителей. Скорость вращения дизеля доведите до номинальной и измерьте величину регулируемого напряжения.
При выключенных потребителях и оборотах дизеля, близких к номинальным, напряжение должно быть в пределах 13,7—14,5 В.
Одновременно замеряйте температуру электролита, чтобы учесть температурную поправку (табл. 4).
Таблица 4.
Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% — летом, снимите с трактора и поставьте на подзаряд.
Помните, что при минусовых температурах электролит может замерзнуть, в результате чего батарея выйдет из строя.
Температура замерзания электролита в зависимости от его плотности приведена в табл. 5.
Таблица 5.
Нужно также иметь в виду, что при понижении температуры емкость аккумуляторной батареи уменьшается.
Поэтому если трактор должен стоять на морозе больше 5—7 ч, то для обеспечения надежного пуска дизеля рекомендуется снимать батарею и держать ее это время в утепленном помещении.
ВНИМАНИЕ! Неправильное подключение аккумуляторной батареи в электрическую сеть трактора выводит генератор из строя!
Категорически запрещается проверить исправность аккумуляторной батареи по силе искры при замыкании клемм батареи между собой.
Во избежание разряда аккумуляторной батареи при остановке дизеля отключайте ее включателем «массы».
Уход за генератором. Не допускайте механических повреждений генератора. Вмятины на крышке, закрывающей регулятор напряжения, приводят к выходу из строя регулятора.
Удары по корпусу генератора могут привести к смещению статорных пластин, в результате чего якорь генератора будет задевать за статор, что вызовет заклинивание ротора генератора.
Регулярно очищайте поверхность генератора от пыли и грязи. Помните, что скопление пыли и грязи на поверхности генератора приводит к его перегреву и, как следствие, преждевременному выходу из строя.
Мыть генератор дизельным топливом, бензином и другими ГСМ категорически запрещается. Для очистки генератора используйте ветошь и воду, при этом избегайте применения струи воды под давлением. При чистке и мойке генератора прочищайте дренажные отверстия, расположенные в крышках генератора.
Не допускайте попадания масла на генератор. Масло, попадая между основанием регулятора и корпусом генератора, ухудшает электрическую связь регулятора с генератором, что может быть причиной нестабильности регулируемого напряжения.
Контролируйте и при необходимости подтягивайте гайки крепления выводной клеммы и наконечников проводов, обеспечивая надежный электрический контакт.
Контролируйте натяжение ремня привода генератора, не допуская его прославления или чрезмерного натяжения.
При нажатии большим пальцем руки на середину ветви ремня с усилием 40 Н (4 кгс) прогиб рения должен быть 8—14 мм.
Не допускайте (даже кратковременно) подключения в электрическую схему трактора аккумуляторной батареи обратной полярности, т. е. «минус» — в схему, «плюс» — на массу. Это приводит к выводу из строя регулятора и диодов выпрямителя генератора.
Не допускайте работу генератора без аккумуляторной батареи. В противном случае может иметь место невозбуждение генератора на малой частоте вращении дизеля и при больших электрических нагрузках.
В случае невозбуждения генератора при работе трактора без аккумуляторной батареи необходимо отключить потребители электроэнергии, оставив включенным плафон, довести частоту вращения дизеля до номинальной и от постороннего источника электроэнергии напряжением не выше 13 В возбудить генератор, коснувшись «плюсом» источника выводной клеммы генератора. Предварительно соедините отрицательный вывод источника с корпусом генератора. Возбуждение генератора контролируйте по загоранию лампы плафона.
После остановки дизеля обязательно отключите аккумуляторную батарею, выключив выключатель «массы» (контрольная лампа должна погаснуть), чтобы предотвратить разрядку аккумуляторной батареи через обмотки возбуждения генератора.
Для проверки состояния шарикоподшипников генератора снимите ремень и проверьте легкость и плавность вращения вала генератора. Убедитесь на ощупь в отсутствии повышенных осевых и радиальных люфтов в шарикоподшипники. При обнаружении их снимите генератор и отправьте в мастерскую для проверки и ремонта.
Разборка, очистка и проверка состояния стартера СТ 362.
Рис. 1. Стартер СТ 362: 1 — пружина щетки; 2 — колпак; 3 — болт стяжной; 4 — щетка; 5 — гайка; 6 — перемычка; 7, 13 — пружины возвратные; 8 — контакт; 9 — диск контактный; 10 — катушка тягового реле; 11 – винт; 12 — якорь тягового реле; 14 — серьги; 15 — рычаг включения стартера; 16 — прокладка уплотнительная; 17 — крышка со стороны привода; 18 — кольцо; 19 — шайба; 20 — вал якоря; 21 — шестерня включения; 22 — привод стартера; 23 — обмотка возбуждения электромагнита; 24 — якорь стартера; 25 — корпус стартера; 26 — коллектор; 27 — крышка со стороны коллектора.
- Отверните гайку крепления проводов их контактном болте реле и снимите провода:
- отверните два винта крепления реле к крышке и снимите реле;
- извлеките якорь 12 (рис. 1) с пружиной 7; отверните стяжные болты стартера снимите защитный колпак и вытяните из гнезд крышки 27 со стороны коллектора четыре щеточных пружины 1;
- извлеките из корпуса 25 якорь 24 в сборе с крышкой 17 со стороны привода;
- расшплинтуйте ось рычага 15 и отделите якорь с приводом от крышки со стороны привода;
- снимите с вала кольцо и упорную шайбу; снимите с якоря привод;
- очистите все узлы и детали от пыли и грязи. При этом, во избежание нарушения изоляции токоведущих частей, не промывайте якорь и внутреннюю часть корпуса водой, бензином и прочими растворителями;
- проверьте состояние коллектора 26 и щеток 4. Щетки должны свободно передвигаться в гнездах крышки 27. При износе щеток по высоте до 8—9 мм замените их новыми. Несвоевременная замена щеток может привести к выходу из строя коллектора, а следовательно, и стартера в целом.
- Протрите коллектор чистой салфеткой, слегка смоченной в бензине. При подгape коллектора зачистите его шкуркой шлифовальной №00 или проточите до получения гладкой поверхности. При этом за весь срок службы стартера допускается одноразовая проточка на глубину не более 0,5 мм;
- опустите в дизельное масло привод стартера и проверните несколько раз шестерню 21, после чего дайте стечь маслу;
- смажьте дизельным маслом шейки и шлицы вала, упорные шайбы, пальцы я ось рычага;
- соберите стартер в порядке, обратном разборке;
- после сборки проверьте стартер на холостом ходу. Частота вращения якоря должна быть не менее 83,3 об/с (5000 об/мин), а потребляемый ток не более 55 А.
[Трактор Т-150К. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Под ред. Б. П. Кашубы и И. А. Коваля 1983г.]
Похожие материалы
- ТО электрического оборудования трактора
- Текущий ремонт электрооборудования трактора ДТ-175С
- Обслуживание электрооборудования трактора ДТ-75Н
- Уход за электрооборудованием трактора Т-25
- Уход за электрооборудованием трактора ДТ-75
- Уход за электрооборудованием трактора ДТ-54А
- Уход за электрооборудованием тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л
- Неисправности электрооборудования тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ
- Неисправности электрооборудования тракторов Т-40, Т-40А
- Неисправности электрооборудования тракторов МТЗ и ЮМЗ