Электрооборудование тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ

Электрооборудование, установленное на тракторах Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ, предназначено для пуска дизеля и обеспечения работы трактора и сельскохозяйственных машин в ночное время как при выполнении сельскохозяйственных работ, так и при использовании трактора как транспортного средства. Система электрооборудования трактора — однопроводная, при которой минусовым проводом служат металлические части — «масса» трактора.

Источники электрической энергии соединены отрицательными клеммами с «массой». Номинальное напряжение — 12В.
В систему электрооборудования трактора входят приборы и агрегаты, показанные на рис. 1 и 2.

Схема электрооборудования трактора со стартером
Рис. 1. Схема электрооборудования трактора со стартером: 1 — фонарь-указатель поворотов и габаритов; 2 — передняя фара; 3 — соединительная панель; 4 — звуковой сигнал; 5 — плафон кабины; 5 — переключатель плафона и вентилятора; 7 — вентилятор; 8 — стеклоочиститель; 9 — датчик указатели температуры масла; 10 — генератор; 11 — свеча накаливания; 12 — включатель «массы»; 13 — аккумуляторная батарея; 14 — стартер; 15 — реле стартера; 16 — контрольная лампа указателей поворотов; 17 — переключатель указателей поворотов; 18 — центральный переключатель света; 19 — переключатель света передних фар; 20 — контрольная лампа дальнего света; 21 — включатель сигнала; 22 — контрольная лампа включателя «массы»; 23 — указатель температуры масла; 24 — выключатель блокировки пуска дизеля при включенной передаче; 25 — контрольный элемент; 26 — переносная лампа; 27 — розетка переносной лампы; 28 — дополнительное сопротивление; 29 — включатель свечи накаливания и стартера; 30 — указатель тока; 31 — включатель «стоп»; 32 — включатель света задних фар; 33 — лампы освещения щитка приборов; 34 — прерыватель указателей поворотов; 35 — предохранитель; 36 — фонарь-указатель поворотов, габаритов и сигнала торможения; 37 — задняя фара; 38 — штепсельная розетка; 39 — фонарь номерного знака. Обозначение расцветки проводов на схеме: Б — белый; Г — голубой (синий); Ж — желтый; 3 — зеленый; К — красный; Кч — коричневый; Ф — фиолетовый; Ч — черный. Рядом с обозначением расцветки цифрами указано сечение проводов. Неуказанные на схеме сечения проводов 0,75 мм2

Схема электрооборудования трактора с пусковым агрегатом
Рис. 2. Схема электрооборудования трактора с пусковым агрегатом: 1 — фонарь-указатель поворотов и габаритов; 2 — передняя фара; 3 — соединительная панель; 4 — звуковой сигнал; 5 — плафон кабины; 6 — переключатель плафона и вентилятора; 7 — вентилятор; 8 — стеклоочиститель; 9 — датчик указателя температуры масла; 10 — генератор; 11 — свеча искровая; 12 — свеча накаливания; 13 — включатель «массы»; 14 — аккумуляторная батарея; 15 — стартер пускового агрегата; 16 — магнето; 17 — контрольная лампа указателей поворотов; 18 — переключатель указателей поворотов; 19 — центральный переключатель света; 20 — переключатель света передних фар; 21 — контрольная лампа дальнего света; 22 — включатель сигнала; 23 — контрольная лампа включателя «массы»; 24 — указатель температуры масла; 25 — включатель остановки пускового агрегата; 26 — включатель блокировки пуска дизеля при включенной передаче; 27 — контрольный элемент; 28 — переносная лампа; 29 — розетка переносной лампы; 30 — включатель свечи накаливания; 31 — дополнительное сопротивление; 32 — включатель стартера пускового агрегата; 33 — указатель тока; 34 — включатель света задних фар; 35 — лампа освещения щитка приборов; 36 — прерыватель указателей поворотов; 37 — предохранитель; 38 — включатель «стоп»; 39 — фонарь-указатель поворотов, габаритов и сигнала торможения; 40 — задняя фара; 41 — штепсельная розетка; 42 — фонарь номерного знака. Обозначение расцветки проводов на схеме рис. 1.

Центральный переключатель служит для включения освещения и габаритных огней трактора.

Передние фонари служат для обозначения габаритов трактора и подачи сигналов поворота, задние фонари — указателями габаритов трактора, поворотов и сигнала торможения.

Передние фонари вместе с передними фарами установлены на общем кронштейне, закрепленном на переднем брусе трактора. В задней части крыльев смонтированы задние фонари, а также световозвращатели, отражающие падающий на них свет фар от идущего сзади транспорта.

Для пуска дизеля вместо электростартера трактор может быть укомплектован пусковым агрегатом включателем стартера и кнопкой остановки пускового агрегата. В корпусе механизма переключения передач установлен включатель, который не позволяет пустить дизель при включенной скорости.

На тракторе Т-40АНМ в электрическую схему подключен шариковый сигнализатор крена.

На отгруженном с завода тракторе не установлены фары, фонари, световозвращатели, электростекло-очиститель, звуковой сигнал, шариковый сигнализатор крена (трактор Т-40АНМ) и аккумуляторная батарея 6СТ-60 (тракторы Т-40М и Т-40АМ с запуском дизеля от пускового агрегата). Эти приборы уложены в ящик ЗИП. Перед эксплуатацией трактора их устанавливают согласно рекомендациям. [Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. 1989г.]

Похожие материалы

Электрооборудование трактора Т-25

Электрическую энергию на тракторе используют для приведения в действие системы пуска двигателя, зарядки аккумуляторных батарей, освещения дороги, световой и звуковой сигнализации и питания контрольно-измерительных приборов.

В зависимости от назначения приборы и аппараты электрооборудования делятся на две группы: источники и потребители электрического тока.

Источниками электрического тока на тракторе являются генератор переменного тока Г302Б мощностью 180Вт (со встроенными кремниевыми выпрямителями) с контактно-транзисторным реле-регулятором РР-362Б и две
шести вольтовые аккумуляторные батареи ЗТСТ135ЭМС емкостью 135Ач.

Генератор вырабатывает электрическую энергию и питает ею потребителей во время работы двигателя, и аккумуляторные батареи — во время остановки двигателя.

В отдельных случаях, при большом потреблении электрической энергии (езда ночью с полным светом, грузовым прицепом, сигналами и т.п.), питание потребителей осуществляется совместно генератором и аккумуляторными батареями.

При работе трактора в обычных условиях генератор вырабатывает энергии больше, чем необходимо для питания потребителей, в излишки ее используются для подзарядки аккумуляторных батарей.

    Потребителями энергии в системе электрооборудования трактора являются следующие.

  1. Система пуска двигателя, состоящая из электростартера СТ-222 мощностью 2,8 л.с., реле-стартера РС-502, реле-блокировки стартера РБ1, подогревательного устройства (свечи накаливания СН 150 мощностью 400Вт) и добавочного сопротивления свечи накаливания СЭ-52.
  2. Система освещения и сигнализации трактора включающая две передние фары с дальним и ближним сватом, две задние фары для освещения прицепных сельскохозяйственных орудий, светосигнальные фонари (габариты передние, задние, указатели поворота и стоп-сигнал), освещение номерного знака, освещение контрольных приборов и звукового сигнала, две штепсельные розетки для переносной лампы и для подключения потребителей электроэнергии прицепных сельскохозяйственных орудий и прицепа.
  3. Контрольно-измерительные приборы, установленные на щитке приборов трактора: амперметр для контроля тока заряда и разряда аккумуляторных батареи; указатель температуры масла; указатель давления масла; контрольный элемент для контроля накала свечи подогрева ПД-51; электролампа рубинового цвета для контроля положения выключателя «массы», электролампа зеленого цвета для контроля включения дальнего света.
  4. Коммутационная аппаратура:
    а) на щитке приборов; включатель задних фар; включатель фонарей габаритов и освещения приборов; включатель стартера ВК-316Б;
    б) на рулевой колонке: кнопка сигнала, переключатель указателя поворота, переключатель ближнего и дальнего света;
    в) на опоре аккумуляторов: включатель «массы», предназначенный для отключения аккумуляторных батарей при неработающем двигателе, блок предохранителей.

Под поликом тракториста установлены включатель сигнала торможения и распределительная коробка со штепсельными разъемами.

Провода и схема электрооборудования. Все приборы и изделия электрооборудования трактора соединены между собой проводами согласно принципиальной и монтажной схемам.

Подавляющее количество проводов сгруппированы в отдельные пучки с общей изоляционной трубкой и хлопчатобумажной оплеткой и проложены по лонжерону двигателя под ноликом, по лонжеронам крыльев и под крыльями.

Большое значение при эксплуатации трактора имеет возможность быстро разобрать схему электрооборудования и найти концы проводов одной какой-либо электрической цепи, а также быстро и правильно присоединить провода, снятые для проверки или ремонта, к источникам и потребителям тока. Для этой цели применены штепсельные разъемы на генераторе и распределительной коробке, а провода имеют изоляцию разных цветов.

Для ознакомления и руководства на рис. 1 представлены принципиальная и монтажная схемы электрооборудования трактора Т-25.
Схема электрооборудования трактора Т-25
Рис. 1. Схема электрооборудования трактора Т-25: 1 — тракторная фара (передняя) ФГ-30; 2 — электролампы А12-50-21; 3 — генератор Г302Б; 4 — стартер СТ-222; 5 — аккумуляторная батарея ЗТСТ135ЭМС; 6 — включатель «массы» ВК-316Б; 7 — розетка; 8 — прерыватель указателей поворотов РС-410В; 9 — добавочное сопротивление СЭ-52; 10 — включатель стартера ВК-316Б; 11 — соединительная панель 12-клеммная; 12 — фонарь контрольной лампы ПД-20Е; 13 — электролампа А12-1; 14 — контрольный элемент подогрева ПД-511; 15 — указатель давления масла МД-219; 16 — патрон лампы освещения приборов; 17 — электролампа А12-1,5; 18 — переключатель света П-57; 19 — тракторный фонарь передний ПФ-204 правый; 20 — электролампа А12-21; 21 — электролампа А-12-21-6; 22 — соединитель проводов ПC-305; 23 — тракторная фара (задняя) ФГ-304; 24 — электролампа А12-32; 25 — тракторный фонарь задний ФП-209В правый; 26 — электролампа А12-21-6; 27 — переключатель поворотов П-57; 28 — кнопка сигнала ВК-39; 29 — включатель «стоп» ВК-10Б; 30 — колодка; 31 — штепсельная семиполюсная розетка ПС-ЗООА; 32 — тракторный фонарь задний ФП-209 левый; 33 — фонарь освещения номерного знака ФП-200; 34 — электролампа А12-3; 35 — тракторный фонарь передний ПФ-204Б левый; 36 — тахоспидометр ТХ-120; 37 — амперметр АП-200; 38 — приемник указателя температуры УК-133; 39 — фонарь контрольной лампы ПД-20Д; 40 — патрон лампы освещения тахосиидометра; 41 — включатель габаритов освещения щитка приборов и номерного знака ВК-57; 42 — включатель задних фар ВК-57; 43 — реле стартера; 44 — панель 5-клеммовая ПС-5; 45 — блок предохранителей ПР-106; 46 — предохранитель БЗ-30; 47 — плавкая вставка ПВ20А; 48 — реле блокировки РБ1; 49 — реле-регулятор РР-362Б; 50 — свеча накаливания СН-150; 51 — сигнал С-44; 52 — датчик температуры масла ТМ-100.
[Герасимов А.Д. и др. Трактор Т-25. 1972г.]

Похожие материалы

Электрооборудование трактора ДТ-20

На тракторе ДТ-20 установлено электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12В (рис. 1). Источником электроэнергии при неработающем двигателе служит аккумуляторная батарея 9 типа 6СТ-68 емкостью 68Ач. Для прокручивания коленчатого вала двигателя при запуске служит стартер 13 типа СТ-201 мощностью 2,1 л.с. Для зарядки аккумулятора и питания приборов электрооборудования при работающем двигателе служит генератор 12 постоянного тока типа Г-80 мощностью 120Вт. Нормальная работа электрооборудования обеспечивается реле-регулятором 15 типа РР-315 и контролируется амперметром 5 типа АП6-Е. Амперметр контролирует зарядку и разрядку аккумуляторной батареи. Отклонение стрелки амперметра влево (к минусу) соответствует разрядке аккумулятора, отклонение вправо (к плюсу) — зарядке.
Схема электрооборудования трактора ДТ-20
Рис. 1. Схема электрооборудования: 1 — задняя фара; 2 — термометр воды; 3 — лампа освещения щитка; 4 — предохранитель; 5 — амперметр; 6 — манометр масла; 7 — розетка переносной лампы; 8 — сигнал; 9 — аккумуляторная батарея; 10 — спираль подогрева; 11 — передние фары; 12 — генератор; 13 — стартер; 14 — кнопка спирали; 15 — реле-регулятор; 16 — кнопка сигнала; 17 — включатели освещения.

Потребителями тока являются: три фары 1 и 11 типа ФГ7-Д с электролампами на 50+21 свеча, звуковой вибрационный сигнал 8 типа С56-Г, лампа освещения 3 щитка приборов с электролампой 3 свечи, спираль подогрева 10, установленная во впускной трубе двигателя. Для включения фар служат два включателя 17 на рулевой колонке.

Спираль подогрева включают кнопкой 14 на рычаге включения стартера. Звуковой сигнал включают кнопкой 16 на верхнем картере рулевой колонки трактора. Предохранитель 4 с плавкой вставкой на 20 А предохраняет электрооборудование и проводку от повреждения при повышении тока.

Предохранитель, лампочка освещения приборов, амперметр и реле-регулятор установлены на щитке приборов вместе с дистанционным термометром 2 воды и манометром 6 масла. Электропроводка проложена в полихлорвиниловых трубках, защищающих ее от воздействия топлива и масла. Соединение приборов электрооборудования трактора выполнено по однопроводной системе. Вторым проводом служит металлический корпус трактора, с которым соединены отрицательные зажимы аккумуляторной батареи и генератора. [Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. Трактор ДТ-20. 1965г.]

Похожие материалы