Регулятор напряжения Я112-Б

Регулятор напряжения Я112-Б представляет собой специализированную неразборную микросхему, предназначенную только для работы в системе автоматического регулирования напряжения генератора. Регулятор напряжения автоматически поддерживает выпрямленное напряжение генератора (между клеммой «+» и массой) при изменении в рабочем диапазоне частоты вращения генератора, тока нагрузки и температуры окружающего воздуха. При температуре окружающего воздуха и генератора (293±5°К) (20±5°С), частоте вращения 75±1,7об/с (4500±100 об/мин), выпрямленном токе нагрузки 36±2А и работе в комплекте с аккумуляторной батареей выпрямленное напряжение должно быть в пределах от 13,7 до 14,5В.
Регулятор напряжения Я112-Б
Рис. 1. Регулятор напряжения: 1 — контактные площадки; 2 — ориентирующий выступ; 3 — основание регулятора; 4 — крышка.

Регулятор (рис. 1) имеет четыре выводные клеммы Б, Д, Ш, С для подключения в схему генератора. Минусовая цепь схемы регулятора соединяется с корпусом генератора. Клеммы Б и Д соединены между собой перемычкой и подключены к плюсовой цепи генератора. Место подсоединения монтажного провода к клемме Д регулятора закрашено красной краской. Клемма Ш регулятора соединена с обмоткой возбуждения генератора. Место подсоединения монтажного провода к клемме Ш окрашено синей краской. К клемме С подключен плюсовой вывод конденсатора фильтра Сф (типа К50-ЗА 5мкф 25В), минусовый вывод которого соединен через держатель конденсатора с корпусом генератора.

Регулятор расположен на крышке выпрямителя генератора и закрыт специальным кожухом (рис. 2).
Установка регулятора Я112-Б на генераторе (крышка регулятора снята)
Рис. 2. Установка регулятора Я112-Б на генераторе (крышка регулятора снята): 1 — клемма «+» генератора; 2 — крышка выпрямителя; 3 — клемма «Д» регулятора; 4 — клемма «Ш» регулятора; 5 — конденсатор фильтра; 6 — перемычка между клеммами «Д» и «Б»; 7 — регулятор.

Крепление регулятора на генераторе осуществляется четырьмя винтами, изолированными от контактных площадок выводных клемм специальными изолирующими прокладками. Регулятор не разбирается и ремонту не подлежит.
[Трактор Т-150К. Под ред. Кашубы А.П. 1983г.]

Похожие материалы

Реле-регулятор РР-362Б

Реле-регулятор РР-362Б. Регулируемое напряжение при установленном переключателе посезонной регулировки в положение «Лето» при температуре регулятора и окружающей среды 20°, скорости вращения ротора генератора 5100±150об/мин и величине тока нагрузки 8А с подключенной аккумуляторной батареей 13,2—14В.

Превышение регулируемого напряжения относительно величины его (положение переключателя посезонной регулировки «Лето»), при переводе переключателя посезонной регулировки в положение «Зима» 0,8…1,2В. Вес реле-регулятора 1,26 кг.

Реле-регулятор служит для автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах при изменении скорости вращения генератора (при изменении оборотов вала двигателя) и тока нагрузки.

Реле-регулятор контактно-транзисторного типа содержит два электромагнитных элемента: регулятор напряжения (РН) и реле защиты (РЗ) транзистора от коротких замыканий в цепи шунта Ш. Генератор имеет самоограничивающуюся характеристику по току (ограничитель тока и реле обратного тока в регуляторе РР-362Б отсутствуют). Реле напряжения и реле защиты имеют одинаковую конструкцию и представляют собой реле с одной парой нормально разомкнутых контактов при неработающем двигателе. Подвижной контакт якоря обоих реле электрически соединен с корпусом реле. В блоке электромагнитных реле под панелью расположены схемы сопротивлении. В отсеке, отделенном от блока электромагнитных реле перегородкой на внутренней части крышки, расположены транзистор, который крепится на радиаторе (латунной пластине), и два диода Д1 и Д2.

Крышка реле-регулятора имеет отверстия для улучшения условий отвода тепла от транзистора и диодов.

Блок электромагнитных реле уплотнен. Между крышкой и основанием реле-регулятора имеется уплотнительная резиновая прокладка.

Реле-регулятор имеет три выводные клеммы: В — для подсоединения плюсового провода, Ш — обмотки возбуждения и М — для подсоединения провода «массы» генератора и корпуса трактора.

На рис. 1 даны принципиальная схема реле-регулятора и его полумонтажная схема с генератором.
Принципиальная схема реле-регулятора и его полумонтажная схема с генератором
Рис. 1. Принципиальная схема реле-регулятора и его полумонтажная схема с генератором:
Б — клемма, соединяющаяся с клеммой (+) генератора и потребителями; Ш — клемма, соединяющаяся с выводом «шунт генератора»; М — клемма, соединяющаяся с «массой» трактора и выводом (—) генератора; Т — транзистор; Дз — диод запирающий; Дг — диод гасящего контура; Др — диод разделительный; РНо — обмотка регулятора напряжения; Р3о — обмотка реле защиты основная; РЗу — обмотка реле защиты удерживающая; Р3в — обмотка реле защиты вспомогательная; РН — контакты регулятора напряжения; РЗ — контакты реле защиты; Rт — сопротивление термокомпенсации; Rу — сопротивление ускоряющее; Rд — сопротивление добавочное; Rб — сопротивление в цепи базы триода; R1 — сопротивление, шунтирующее диод обратной связи; ППР — переключатель посезонной
регулировки.

Устройство для регулирования напряжения генератора состоит из электромагнитного вибрационного регулятора напряжения РНо транзистора Т (триод), сопротивлений Rу, Rд, Rт, Rб и полупроводниковых диодов.

Электромагнитный вибрационный регулятор напряжения управляет транзистором Т. Через контакты регулятора напряжения проходит ток управления транзистором меньше 0,5А, поэтому контакты регулятора напряжения практически не имеют износа или подгара и не требуют зачистки в процессе эксплуатации.

Транзистор Т является исполнительным элементом, регулирующим ток возбуждения генератора. В процессе работы регулятора напряжения через транзистор протекает ток до 3,5А.

Устройством защиты транзистора Т от коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения генератора и реле-регулятора является электромагнитное реле с нормально открытыми контактами, которые замыкаются при коротком замыкании в цепи возбуждения, обеспечивая запирание транзистора.

Устройство посезонной регулировки предназначено для изменения регулируемого напряжения в соответствии с требованиями летней и зимней эксплуатации аккумуляторных батарей, обеспечивая разницу увеличения регулируемого напряжения для этих условий в пределах от 0,8-1,2В.

Величину напряжения изменяют специальным контактным винтом. Для установки переключателя посезонной регулировки в положение «Зима» контактный винт надо ввернуть до упора, в положение «Лето» вывернуть до упора. Регулируемое напряжение при установленном переключателе посезонной регулировки в положение «Лето» и включенных всех фарах должно находиться в пределах 13,2-14,0В, а в положение «Зима» — 14,0-15,0В.

Принцип действия регулятора напряжения. Регулирование осуществляется следующим образом: когда при работе двигателя число оборотов вала, а следовательно, и генератора еще не достигло уровня, при котором регулятор напряжения начинает работать (величины регулируемого напряжения «Лето» 13,7—13,5В, «Зима» 14,5 —14.8В), якорь регулятора напряжения не притягивается, контакты РН разомкнуты. При этом транзистор открыт. Ток возбуждения Iв протекает от клеммы В через Д1, транзистор, основную обмотку РЗо клемму Ш, обмотку возбуждения генератора.

При достижении генератором регулируемого напряжения (число оборотов двигателя увеличилось) ток обмотки регулятора напряжения начинает возрастать до значения, при котором регулятор напряжения начинает работать. Якорь РН притягивается к сердечнику и контакту в цепи базы транзистора. При этом она соединяется с «плюсом» системы, транзистор закрывается, в цепь тока возбуждения включаются сопротивления Rд, Rу, что вызывает падение напряжения в указанной цепи, а следовательно, и на выходе напряжения с генератора. Контакты регулятора напряжения снова размыкаются в цепи базы транзистора и транзистор Т открывается. Далее процесс повторяется, обеспечивая поддержания напряжения генератора на заданном уровне при изменении числа оборотов двигателя.

Принцип действия реле защиты. При коротком замыкании клеммы Ш реле-регулятора на «массу» (или замыкание другой точки цепи обмотки возбуждения) ток, протекающий через основную обмотку реле защиты, увеличивается, вызывая замыкание контактов реле в цепи базы транзистора.

Замыкание контактов реле защиты РЗ обеспечивает запирание транзистора; в цепь короткого замыкания включаются сопротивления схемы, и ток короткого замыкания спадает до 0,3А.

Контакты реле защиты будут замкнуты до тех пор, пока включателем «массы» не будет отключен «минус» аккумуляторной батареи и короткое замыкание будет устранено.

Устранив короткое замыкание и включив включателем «массы» «минус» аккумуляторной батареи, реле-регулятор обеспечивает нормальную работу генератора. [Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация. Герасимов А.Д. и др. 1972г.]

Похожие материалы

Реле-регулятор трактора ДТ-20

Реле-регулятор (рис. 1) служит для автоматического включения в сеть генератора и предохранения его от перегрузки по току. Реле-регулятор подвешен внутри заднего кронштейна топливного бака на амортизирующих пружинах, предохраняющих реле от повреждений и обеспечивающих его нормальную работу при движении трактора.

Схема реле-регулятора генератора трактора ДТ-20
Рис. 1. Схема реле-регулятора: 1 — амперметр; 2 — шунтовая обмотка реле обратного тока; 3 — сериесная обмотка реле обратного тока; 4 — контакт реле обратного тока; 5 — контакт реле ограничителя тока; 6 — сериесная обмотка реле ограничителя тока; 7 — контакт регулятора напряжения; 8 — шунтовая обмотка регулятора напряжения; 9 — регулировочный винт настройки на работу зимой или летом; 10 — вспомогательная обмотка регулятора напряжения; 11 — генератор; Я — якорь генератора; ОВ — обмотка возбуждения генератора; R — сопротивления.

В корпусе реле-регулятора на одной общей панели смонтированы три автоматически действующих электромагнитных прибора: реле обратного тока, ограничитель тока и регулятор напряжения. Каждый из них представляет собой электромагнитную катушку с сердечником и контактное устройство. Реле-регулятор имеет три изолированных от корпуса клеммы с маркировкой Б, Я и Ш. К клемме Б подсоединен провод к аккумуляторной батарее и потребителям, а клеммы Я и Ш соединены с клеммами Я и Ш генератора. Для увеличения надежности работы реле-регулятора его корпус соединяют проводом с винтом массы генератора.

Реле обратного тока предназначено для автоматического включения генератора в сеть, когда напряжение генератора становится равным напряжению аккумуляторной батареи, и отключения генератора, когда его напряжение будет ниже напряжения аккумуляторной батареи. Достигается это посредством двух обмоток и контактной системы, рассчитанной на полный ток генератора. С увеличением напряжения на клеммах генератора увеличивается ток в шунтовой обмотке реле, что приводит к замыканию контактов и включению генератора в сеть. При этом в сериесной обмотке начинает протекать зарядный ток, который дополняет магнитное напряжение шунтовой обмотки, что обеспечивает замкнутое положение контактов.

При уменьшении оборотов двигателя напряжение генератора уменьшается. Когда оно становится ниже напряжения аккумуляторной батареи, ток в сериесной обмотке начинает протекать в обратном направлении, результирующее магнитное притяжение от токов обоих обмоток уменьшится, контакты под действием пружины разомкнутся и отключат генератор от аккумуляторной батареи.

Напряжение замыкания контактов реле обратного тока составляет 11—12В, а сила обратного тока при размыкании контактов не должна превышать 8А. Для уменьшения напряжения замыкания контактов реле обратного тока ослабляют натяжение пружины, а для повышения — увеличивают. Эту регулировку проводят путем подгиба регулировочного крючка.

Регулятор напряжения вибрационного типа предназначен для поддержания постоянного напряжения генератора при изменении оборотов двигателя и нагрузки. С увеличением напряжения генератора сила магнитного притяжения сердечника за счет увеличившегося тока в шунтовой обмотке регулятора напряжения преодолеет усилие пружины и постоянно замкнутые контакты реле напряжения разомкнутся. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора включаются сопротивления R1 и R2, что снизит силу проходящего в цепи тока и, следовательно, уменьшит напряжение генератора. Сила магнитного притяжения сердечника уменьшится, контакты замкнутся под действием пружины и дополнительные сопротивления выключатся из цепи. Напряжение генератора снова будет возрастать и цикл работы реле повторится. В результате частых размыканий и замыканий контактов напряжение генератора поддерживается в заданных пределах. Для улучшения работоспособности аккумуляторной батареи регулятор напряжения имеет посезонную регулировку, что дает возможность при температуре ниже 5—10° повышать регулируемое напряжение. Делают так: на корпусе реле-регулятора имеется регулировочный винт, который в холодное время года вывертывают до отказа, а в теплое — завертывают. При вывернутом регулировочном винте последовательно с обмоткой регулятора напряжения включается сопротивление R4, что увеличивает регулируемое напряжение. При завертывании регулировочного винта происходит перемыкание сопротивления.

Напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, в положении регулировочного винта «лето» составляет 13,4—14,2В, а в положении регулировочного винта «зима» — 14,1—15,5В. Для уменьшения регулируемого напряжения ослабляют натяжение пружины, поворачивая регулировочную гайку против часовой стрелки, а для повышения — увеличивают натяжение пружины. Поворот гайки на один фиксирующий зубец изменяет напряжение на 0,2В. Регулировать напряжение изменением зазоров нельзя.

Ограничитель тока предназначен для защиты генератора от перегрузки. Работа его аналогична работе регулятора напряжения и сводится к включению в цепь обмотки возбуждения генератора сопротивлений R1, R2, R3. Максимальный ток нагрузки, определяемый ограничителем, должен быть не более 11А. Для уменьшения ограничиваемого тока необходимо ослабить натяжение пружины, а для повышения — увеличить. [Трактор ДТ-20. Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. 1965г.]

Похожие материалы