Электрооборудование трактора Т-130М

Электрооборудование, выполненное по однопроводной схеме с номинальным напряжением в сети 12В (более позднего выпуска 24В и генератором 123701), предназначено для освещения, запуска пускового двигателя, вентиляции и обогрева кабины, приведения в действие предпускового обогревателя, стеклоочистителей передних и задних стекол кабины, звуковой сигнализации. Оно состоит из источников электрической энергии [аккумуляторной батареи 23 (рис. 1), генератора 8 с выпрямителем, магнето 4] и ее потребителей (электрического стартера пускового двигателя 6, звукового сигнала, вентилятора кабины с электродвигателем 29, фар 7, 9 и др.), коммутационных устройств, вспомогательных приборов, контрольно-измерительной аппаратуры и электропроводки.

Схема электрооборудования трактора Т-130М
Рис. 1. Схема электрооборудования трактора Т-130М: 1, 12 и 28 — электродвигатель МЭ-5-Е 12Вт стеклоочистителей; 2, 13 — панель соединительная ПС 12; 3, 11, 26, 30 — фара ФГ-304Д с лампой А12-32; 4 — магнето М149; 5 — свеча М-8Г; 6 — стартер СТ-230Е; 7, 9 — фара ФГ-304 с лампой А12-32; 8 — генератор 15.3701; 10 — датчик температуры воды ТМ 100-В; 14, 15 — штепсельная розетка 47К; 16 — колодка зажимов; 17 — включатель 4602.3710 вентилятора кабины; 18 — фонарь контрольной лампы ПД-20Д (зеленый) с лампой AI2-1; 19 — фонарь контрольной лампы ПД-20Е (рубиновый) с лампой А12-1; 20 — включатель 4602.3710 передних и задних фар и магнето; 21 — патрон ламп ПП 1-200 с лампой А12-1; 22 — включатель массы ВК 3186; 23 — аккумуляторная батарея 6CT-75TMC; 24 — включатель ВК 403 блокировки коробки передач; 25 — датчик аварийного давления MM 111А системы смазывания трансмиссии; 27 — сигнал С56-Г; 29 — электродвигатель МЭ-22 вентилятора кабины; 31 — плафон ПК-201; 32 — штепсельная розетка ПС-300А-100; 33 — приемник указателя температуры воды УК-133; 34 — амперметр АП-200; 35 — включатель ВК-317А2 стартера пускового двигателя; 36 — включатель ВК322 сигнала; 37 — переключатель типа 5102.3709 плафона и подсветки приборов; 38 — блок предохранителей ПР12-Е; 39 — блок предохранителей ПР 12-Д2.

К коммутационным устройствам относятся включатели передних и задних фар кабины, зажигания, массы 22, вентилятора кабины, сигнала, два переключателя 37 стеклоочистителей, плафона и подсветки щитка приборов, штепсельная розетка для подключения освещения и сигнализации прицепных машин.

Вспомогательные приборы (блоки предохранителей и пр.) обеспечивают нормальную работу электрооборудования и защиту электрических цепей от короткого замыкания.

Контрольно-измерительная аппаратура включает в себя амперметр и фонари контрольных ламп.

Электропроводка выполнена из проводов типа ПГВА с полихлорвиниловой изоляцией. Роль второго провода выполняет корпус трактора — «масса». Для удобства монтажа провода пронумерованы. [Трактор Т-130М.1985г.]

Похожие материалы

Электрооборудование трактора Т-74

Электрооборудование трактора Т-74 работает на постоянном токе с номинальным напряжением 12В.
Схема электрооборудования трактора Т-74
Рис. 1. Схема электрооборудования трактора Т-74.

В состав электрооборудования входят следующие приборы (рис. 1): генератор 3 мощностью 180Вт; реле-регулятор 22; аккумуляторная батарея 17 емкостью 42Ач; стартер 25 мощностью 0,6 л.с. для запуска пускового двигателя; звуковой сигнал 6; амперметр 19 для контроля тока заряда-разряда аккумуляторной батареи со шкалой 20—0—20А; четыре фары 1 с электрическими лампами накаливания 2 (12В, 32 свечи); две электрические лампы накаливания 20 (12В, 1 свеча) для освещения щитка приборов; плафон 9 с электрической лампой (12В, 3 свечи) для освещения кабины; электродвигатель 4 к вентилятору кабины; подогреватель 26 для дизеля; контрольный элемент 23 для контроля накала спирали подогревателя; переносная лампа 18 с электрической лампой (12В, 15 свечей).

Приборы электрооборудования соединены по однопроводной системе. Отрицательные полюсы потребителей и источника тока соединены с корпусом (массой) трактора.

    Для включения приборов электрооборудования применяются различные вспомогательные устройства:

  • включатель 10 задних фар трактора;
  • кнопка 7 включения звукового сигнала;
  • переключатель 15 ламп освещения щитка и плафона;
  • два выключателя 14 передних фар и электродвигателя вентилятора кабины;
  • штепсельная розетка 11 для включения фар прицепных машин и сигнализации от прицепщика;
  • розетка 12 для включения переносной лампы;
  • термобиметаллический предохранитель 21 на номинальный ток 20А с кнопочным возвратом;
  • включатель 24 с самовозвратом для подогревателя.
  • Выключатель массы 27 аккумулятора.
  • Переходная трехконтактная панель 5.

Кроме того, на щитке приборов установлены дистанционные термометры 16 и 13 для контроля температуры воды и масла и манометр 8 для контроля давления масла.

Электрооборудование прицепа подключают к розетке 11 при помощи штепсельной вилки, от которой отведены два провода — к сигнализации и освещению. Провод для электрического соединения корпусов трактора и прицепа присоединяют на тракторе к специальному болту массы у розеток 11 и 12.

Для правильного включения проводов, идущих от вилки, нужно поочередно прикоснуться концами проводов к массе. Провод, прикосновение которого вызывает звучание сигнала, нужно подключить к кнопке сигнала прицепщика.

Уход за электрооборудованием
. Ежедневно очищать электрооборудование, приборы и провода от пыли и грязи; следить за чистотой контактом и состоянием изоляции; устранять повреждения изоляции, обматывая эти места изоляционной лентой.

После каждого пуска дизеля проверять по амперметру отдачу генератором зарядного тока батареи; стрелка амперметра должна сначала стоять с отклонением в сторону «+», показывая зарядный ток 6—10А, величина которого спадает по мере восстановления заряда батареи.

Следить за работой реле-регулятора; при работающем дизеле, выключенных фарах и хорошо заряженной аккумуляторной батарее стрелка амперметра должна находиться вблизи нулевого деления шкалы, показывая небольшой ток зарядки.

Если амперметр показывает большой зарядный ток, то реле-регулятор необходимо отрегулировать.

При смене ламп следить за тем, чтобы внутрь корпуса фары не попадала пыль; для этого нужно:
а) не производить замену ламп в сильно запыленном воздухе;
б) не вынимать перегоревшей лампы до момента замены ее новой;
в) немедленно заменять поврежденное стекло фары, при этом нельзя прикасаться руками к зеркалу рефлектора;
г) очищать рефлектор от пыли.

Если отражающая поверхность потускнеет или загрязнится, отражатель промывают водой и высушивают. Касаться алюминиевого покрытия воспрещается.

Уход за генератором и стартером. Ежедневно перед пуском двигателя в работу необходимо проверять исправность генератора, надежность крепления генератора и стартера, а также состояние контактных соединений.

Для проверки исправности генератора надо пустить двигатель и проверить по амперметру, отдает ли генератор зарядный ток. При этом следует иметь в виду, что отсутствие зарядного тока через некоторое время после пуска основного двигателя не всегда свидетельствует о неисправности генератора и реле-регулятора, а указывает, что батарея исправна и полностью заряжена.

Проверка исправности генератора путем замыкания клеммы Я генератора на массу запрещается.

Смазывать подшипники генератора следует через каждые 240 час. работы, для чего надо вывинтить винт-масленку в крышке со стороны привода, заполнить полость отверстия смазкой и завинтить винт до отказа, одновременно проворачивая якорь за шкив от руки для равномерного заполнения объема подшипника смазкой. Полость отверстия следует обязательно заполнить смазкой, не обращая внимания на кажущееся наличие смазки в отверстии, так как после вывинчивания винта сверху отверстия может образоваться пробка из остатков старой смазки.

Для смазки заднего подшипника генератора необходимо снять защитный колпачок в крышке со стороны коллектора и заложить в шарикоподшипник смазку на 2/3 его объема, после этого закрыть подшипник колпачком (рис. 2).
Смазка заднего подшипника генератора
Рис. 2. Смазка заднего подшипника генератора.

Проверять состояние коллектора и щеток генератора и стартера рекомендуется через каждые 240 час. работы двигателя; для этого следует снять защитную ленту и через окна в корпусе произвести осмотр. Поверхность коллекторов должна быть гладкой и блестящей светло- или темно-коричневого цвета. Щетки должны плотно прилегать к коллектору. Высота щеток должна быть не менее 14 мм. При плохом прилегании щеток к коллектору наблюдается искрение и подгорание коллектора.

Нарушение контакта может быть следствием загрязнения или износа коллектора, чрезмерного износа щеток, заедания щеток в щеткодержателях и ослабления или поломки пружин, прижимающих щетки. В случае загрязнения коллектор надо протереть чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине, а затем сухой.

Протирать коллектор керосином или дизельным топливом запрещается.

При незначительном подгорании или небольшом износе прошлифовать коллектор мелкой стеклянной шкуркой.
Ширина полоски шкурки должна соответствовать длине коллектора. Полоску продевают через окно в корпусе так, чтобы охватить коллектор на 180° по его окружности и, прокручивая вал от руки, зачищают коллектор.

Применять для шлифования коллектора наждачную бумагу или полотно категорически воспрещается.

При большом износе коллектора и образовании на нем шероховатостей генератор или стартер должен быть сдан в мастерскую для проточки коллектора.

Глубина проточки должна быть минимальной, до получения гладкой поверхности. После проточки необходимо вырезать ножовочным полотном изоляционный слой (миканит) между пластинами коллектора на глубину 0,8 мм и прошлифовать его стеклянной шкуркой, как указано выше.

При чрезмерном износе щеток, поломке их, чрезмерном ослаблении или поломке прижимающих пружин дефектные детали необходимо заменить новыми.

Новые щетки необходимо притереть к поверхности коллектора с помощью стеклянной шкурки. При этом ленту шкурки пропускают под щетку гладкой стороной к коллектору и протягивают ее против вращения коллектора. После притирки щеток коллектор продувают для удаления абразивной пыли.

Монтаж и демонтаж щеток для предотвращения их разрушения и деформации нажимного рычага щеткодержателя производят специальным крючком (рис. 3), который можно легко изготовить из жесткой пружинной проволоки диаметром 1,5—1,6 мм, длиной 185 мм.
Крючок для подъема щеткодержателя
Рис. 3. Крючок для подъема щеткодержателя.

Зацепить крючком за выступ рычага щеткодержателя и поднять рычаг. Свободной рукой вынуть щетку из гнезда щеткодержателя и опустить рычаг. Монтаж щетки производится аналогичным образом.

Через 960 час. работы снять генератор и стартер с двигателя, разобрать их, промыть узлы и детали от пыли и грязи, осмотреть щетки и коллектор, проверить обмотку возбуждения и якоря на обрыв, межвитковое замыкание и замыкание на массу. Необходимо проверить состояние шарикоподшипников генератора, промыть их в бензине, удалить остатки старой смазки и заложить свежую. Вал стартера (шлицевую часть и шейки) перед сборкой протереть насухо и слегка смазать дизельным маслом.

При разборке стартера надо осмотреть и проверить пружину привода, проверить состояние контактов включателя. Если контакты включателя подгорели, зачистить их надфилем и проверить плотность прилегания. Проверить зазор между шестерней и торцовой шайбой на валу стартера. При включенной шестерне, когда рычаг включения нажат до упора, зазор должен быть в пределах 1—4 мм. Зазор устанавливается регулировочным болтом кнопки включателя. При увеличенном зазоре болт завертывают, а при уменьшенном отвертывают.

Перед установкой стартера на двигатель необходимо убедиться в хорошем контакте фланца стартера и кожуха маховика пускового двигателя для обеспечения надежного электрического соединения стартера с массой. После установки стартера на место надо зачистить наконечники проводов и закрепить их гайками.

В зимнее время (при температуре окружающего воздуха ниже 5° С) картерная смазка редуктора пускового двигателя для облегчения работы стартера должна быть разжижена на 15—20% по объему дизельным топливом. При этом коленчатый вал должен проворачиваться легко. Продолжительность непрерывной работы стартера при запуске двигателя во избежание его перегрева не должна превышать 15—20 сек.

Натяжение ремня генератором должно быть нормальным. Более сильное натяжение ремня приводит к увеличению нагрузки на подшипники генератора, слабое — к проскальзыванию ремня. При проскальзывании ремня уменьшаются обороты генератора, а следовательно, и отдаваемый им ток.

После установки генератора надо проверить соосность шкивов, которую устанавливают перемещением кронштейна генератора за счет овальных отверстий под болты крепления.

Подключение наконечников присоединительных проводов к клеммам генератора должно быть надежным; при этом следует обращать особое внимание на наличие провода между массой генератора и реле-регулятора.

Уход за реле-регулятором. Работу реле-регулятора нужно проверять периодически, по показаниям амперметра и состоянию аккумуляторной батареи.

Вскрывать и регулировать реле-регулятор на тракторе запрещается.

Реле-регулятор должен быть отрегулирован для работы в зимних или летних условиях. Переводить реле-регулятор на зимний режим следует при понижении температуры до -5°С и ниже, вывернув регулировочный винт до отказа. При переводе на летний режим при температуре выше +5°С регулировочный винт ввертывают до упора.

На тракторе реле-регулятор проверяют при нормальном его положении (клеммами вниз) и при температуре 20°С. Проверять реле-регулятор рекомендуется не менее двух раз за сезон.

Для проверки реле-регуляторов требуются следующие приборы: вольтметр постоянного тока, амперметр постоянного тока, тахометр со шкалой 3000—5000 об/мин для измерения числа оборотов якоря генератора.

Схема реле обратного тока и ограничителя тока
Рис. 4. Схема реле обратного тока и ограничителя тока: 1 — генератор; 2 — вольтметр; 3 — амперметр; 4 — реле-регулятор.

    Реле обратного тока следует проверять в такой последовательности (рис. 4):

  • отъединить от зажима Б реле-регулятора провод, идущий к амперметру трактора, и включить между этим проводом и зажимом Б контрольный амперметр 3;
  • включить между зажимом Я реле-регулятора и массой контрольный вольтметр 2;
  • пустить двигатель и, медленно повышая число оборотов коленчатого вала, измерить по контрольному вольтметру напряжение, при котором замыкаются контакты реле обратного тока; измерение производится в момент отклонения стрелки амперметра; если регулировка правильна, контакты должны замыкаться при напряжении 11—12В;
  • уменьшая число оборотов коленчатого вала двигателя, определить по контрольному амперметру величину обратного тока, при которой размыкаются контакты реле обратного тока; величина обратного тока при размыкании контактов должна быть не более 8А.
    Ограничитель тока необходимо проверять в такой последовательности:

  • включить контрольные амперметр и вольтметр также, как и при проверке реле обратного тока; несколько раз включить стартер, чтобы немного разрядить аккумуляторную батарею, и включить все лампы освещения трактора;
  • пустить двигатель и довести число оборотов вала генератора до 3000—3300 в мин.;
  • определить по контрольному амперметру величину тока ограничения; ток при всех включенных лампах освещения и неполностью заряженной батарее должен быть 14—16А, показание вольтметра при этом снизится до 12,5В; показания амперметра следует отсчитывать быстро, так как уже через 1,5—2 мин. работы двигателя аккумуляторная батарея заряжается и зарядный ток падает ниже 5А.

Схема проверки реле напряжения
Рис. 5. Схема проверки реле напряжения: 1 — генератор; 2 — вольтметр; 3 — амперметр; 4 — реле-регулятор.

    Регулятор напряжения необходимо проверять в следующем порядке (рис. 5):

  • включить контрольный вольтметр 2 между зажимом Б реле-регулятора и массой, а контрольный амперметр 3 присоединить так же, как и при проверке реле обратного тока;
  • пустить двигатель и довести число оборотов вала генератора до 3000—3300 в мин.
  • измерить напряжение контрольным вольтметром; если при полностью заряженной батарее показание вольтметра не соответствует величине напряжения от 13,4 до 14,2В в положении винта «Лето» или от 14,1 до 15,5В в положении «Зима» при величине тока не более 6А, то это свидетельствует о неисправности реле-регулятор а или о неправильной его регулировке.

Уход за аккумуляторной батареей.

    В процессе эксплуатации нужно выполнять следующее.

  1. Периодически очищать батарею от пыли и грязи, верхнюю часть вытирать ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Окислившиеся выводные клеммы батареи зачищать и после присоединения к ним проводов смазывать техническим вазелином или солидолом. Прочищать вентиляционные отверстия в пробках элементов.
  2. Периодически проверять уровень и плотность электролита в элементах батарей. Уровень проверяют при помощи стеклянной трубки внутренним диаметром 3—5 мм. Трубку опускают в заливную горловину элемента до упора, закрывают сверху пальцем и вынимают. Высота столбика жидкости в трубке должна быть 12—15 мм. Если уровень ниже, нужно долить дистиллированную воду; можно также пользоваться чистой дождевой или снеговой водой, собранной в неметаллическую посуду.
    Таблица 1.
    Плотность электролита аккумуляторной батареи трактора Т-74
  3. Плотность электролита проверяют ареометром и сравнивают с данными, приведенными в табл. 1. Плотность электролита можно измерять не раньше чем через 1—2 часа, после пользования стартером или доливки в электролит воды, лучше всего — после подзарядки батареи. В показания ареометра необходимо вносить поправку, зависящую от температуры электролита.
    Поправка ареометр
    Измеренная плотность электролита с учетом поправки на температуру аккумуляторной батареи должна находиться в пределах, указанных в табл. 1. Если плотность электролита меньше указанного предела, то аккумуляторная батарея требует подзарядки. Если плотность больше нормальной для полностью заряженной аккумуляторной батареи, нужно проверить уровень электролита, долить воды и, поработав 1—2 час, снова проверить плотность.
  4. Не допускать разрядки аккумуляторной батареи и понижения уровня электролита ниже нормального во избежание сульфатации пластин.
  5. Не допускать большого зарядного тока и «выкипания» электролита. Эти явления указывают па неправильную регулировку реле-регулятора.
  6. При остановке двигателя или ремонте электрооборудования аккумуляторную батарею необходимо отключить включателем массы.
  7. Через каждые 3—4 месяца снимать батарею с трактора и проводить контрольно-тренировочный цикл «заряд — разряд — заряд».
  8. Снимать батарею для ремонта рекомендуется в следующих случаях:
    а) при низкой емкости и низком напряжении при разрядке;
    б) при ненормальном повышении напряжения в начале заряда;
    в) при преждевременном обильном газовыделении;
    г) при незначительном повышении плотности и повышении температуры электролита в процессе заряда;
    д) при незначительном повышении плотности электролита и напряжения в процессе и в конце заряда, отсутствии или слабом газовыделении при наличии низ кого напряжения и низкой плотности электролита;
    е) при быстром повышении температуры при кратковременном разряде;
    ж) хранить заряженные батареи с электролитом в прохладном помещении (по возможности при постоянной температуре не ниже —25°С и не выше 0°С) во избежание саморазряда и преждевременного выхода батареи из строя из-за коррозии положительных пластин.

[Трактор Т-74. Инструкция по эксплуатации. 1965г.]

Похожие материалы

ТО реле-регулятора напряжения

Техническое обслуживание реле-регулятора. Установленный на тракторе реле-регулятор служит для автоматического включения генератора в электрическую сеть трактора, поддержания постоянного напряжения в сети и защиты генератора от перегрузок. Реле-регулятор размещен внутри кабины с левой стороны по ходу трактора, состоит он из трех автоматически действующих электромагнитных приборов, смонтированных на общей панели и заключенных в общий кожух: реле обратного тока, ограничителя тока и регулятора напряжения.

Электрическая схема реле-регулятора показана на рис. 1.
Электрическая схема реле-регулятора напряжения тракторов Т-40, Т-40А
Рис. 1. Электрическая схема реле-регулятора: РОТ — реле обратного тока; ОТ — ограничитель тока; РН — регулятор напряжения; Н — начало обмотки; К — конец обмотки; ОВ — обмотка возбуждения; Л и 3 — положения регулировочного винта посезонной регулировки (Л — «Лето», пинт завернут; 3 — «Зима», винт вывернут).

Реле-регулятор имеет три вывода (зажима) с маркировкой Б (батарея), Я (якорь) и Ш (шунт). Зажимы Я и Ш соединяются с соответствующими зажимами генератора, а зажим Б — с потребителями тока и через амперметр соединен с батарей. Винт М на корпусе реле-регулятора соединяется с корпусом («Массой») генератора. Схемы проверки реле-регулятора показаны на рисунках 2 и 3.

Реле обратного тока автоматически включает генератор в сеть, когда его напряжение становится выше напряжения аккумуляторной батареи, и отключает генератор от сети, когда его напряжение становится ниже напряжения батареи.

Ограничитель тока предохраняет генератор от перегрузки. Он представляет собой электромагнит с подвижным якорем, контактами, размыкающимися при притягивании якоря к сердечнику, и спиральной пружиной, которая противодействует этому притяжению.

Регулятор напряжения поддерживает напряжение генератора в заданных пределах при изменении во время эксплуатации числа оборотов якоря генератора и величины нагрузки.

    Техническое обслуживание реле-регулятора:

  1. Проверьте затяжку болтов клемм и крепление самого реле-регулятора. Нельзя допускать загрязнения клеммовых соединений.
  2. Реле-регулятор в эксплуатации требует периодической проверки и регулировки по мере надобности.

Проверку электрической регулировки реле-регулятора производите после 1920 часов работы трактора, а также при обнаружении неправильной зарядки аккумуляторной батареи. Проверку производите на специальном стенде при рабочем положении реле-регулятора.

Допускается также проверка непосредственно на тракторе. При этом не проверяйте нагретый реле-регулятор непосредственно после остановки двигателя, реле-регулятор охладите до окружающей температуры.

При проверке требуются следующие измерительные приборы:
а) вольтметр постоянного тока со шкалой до 30В класса не ниже 1,0;
б) амперметр постоянного тока со шкалой 30—0—30, класса не ниже 1,5;
в) тахометр со шкалой не менее 500 об/мин или счетчик числа оборотов.

Проверка реле-регулятора. Проверка реле обратного тока.
Реле обратного тока проверяют при подключенной аккумуляторной батарее. Для этого отсоедините провод от зажима «Б» реле-регулятора. Затем между этим проводом и клеммой «Б» включите контрольный амперметр с помощью дополнительного проводника. Между клеммой «Я» реле-регулятора и «Массой» включите контрольный вольтметр (рис. 2), медленно повышая скорость вращения якоря генератора, определите напряжение, при котором замыкаются контакты реле обратного тока.

Схема проверки реле обратного токаРис. 2.: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — реле-регулятор; 3 — генератор; 4 — амперметр; 5 — вольтметр.

Если при повышении скорости вращения вала двигателя увеличение показаний вольтметра прекращается, а реле не включается (стрелка амперметра не отклоняется), сначала проверьте и отрегулируйте величину регулируемого напряжения, а затем величину напряжения включения реле.

Проверка регулятора напряжения. Для проверки регулятора напряжения используется схема проверки реле обратного тока, но со следующими изменениями:
а) отсоединяется аккумуляторная батарея (на тракторе отсоединяют аккумуляторную батарею после пуска двигателя);
б) вольтметр включается между «Массой» и клеммой Б реле-регулятора (рис. 3).
Схема проверки регулятора напряжения и ограничителя тока
Рис. 3. Схема проверки регулятора напряжения и ограничителя тока: 1 — реостат; 2 — реле-регулятор; 3 — генератор; 4 — амперметр; 5 — вольтметр.

Для проверки к клемме Б реле-регулятора подключают потребители или реостат с тем, чтобы нагрузка генератора составила 6А (отсчитывается по показанию амперметра). Якорь генератора приводится во вращение со скоростью 3300 об/мин.

Проверка ограничителя тока. При проверке ограничителя тока схема включения нагрузочного реостата и амперметра остается такой же, что и при проверке регулятора напряжения (рис. 3). Якорь генератора приводится во вращение со скоростью 3300 об/мин. Затем, постепенно увеличивая нагрузку генератора нагрузочным реостатом, наблюдайте за стрелкой амперметра.

При дальнейшем увеличении нагрузки наступит момент, когда, несмотря на уменьшение сопротивления реостата, стрелка амперметра остановится. Наибольшее значение тока, показываемое амперметром, является максимальным регулируемым током.

Регулировка реле-регулятора. В зависимости от температуры окружающего воздуха реле-регулятор имеет две регулировки, соответствующие летнему и зимнему значению изменения регулируемого напряжения. Регулировку осуществляйте винтом, расположенным на корпусе реле-регулятора с правой стороны.
Для получения регулируемого напряжения, соответствующего положению «Лето», регулировочный винт заверните до упора, а положению «Зима» — выверните до упора.

Перевод на регулируемое напряжение, соответствующее «Лету», производите при окружающей температуре порядка плюс 5—10°, а также при пере, зарядке аккумулятора и его кипении. Перевод на регулируемое напряжение, соответствующее «Зиме», производите при снижении окружающей температуры до значений, близких к 0, или при систематическом прогрессирующем недозаряде аккумулятора, который наблюдается в течение нескольких дней работы и приводит к плохому запуску двигателя.

В случае, если винт посезонной регулировки не обеспечивает пределы напряжения, при которых нормально работают аккумулятор и потребители, произведите регулировку. Регулировать напряжение изменением зазоров запрещается.

Реле-регулятор регулируйте в следующих случаях:
а) если напряжение включения реле обратного тока более 12,5 вольта;
б) если разность между регулируемым напряжением и напряжением включения реле обратного тока менее 0,5 вольта;
в) если регулируемое напряжение более 15,5 вольта;
г) если регулируемый ток более 14,5 ампера.

Напряжение включения реле обратного тока и сила тока, регулируемая ограничителем тока, а также напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения, регулируйте в случае повышенного значения ослаблением, а в случае пониженного значения — натяжением спиральной пружины якоря при помощи подгибки хвостовика угольника приборов.

Регулировку реле-регулятора следует вести, стараясь максимально приблизиться к следующим средним значениям:
а) напряжение включения реле обратного тока 12В,
б) напряжение, поддерживаемое регулятором, не более 15,5В (положение «Зима») и не более 14,2В (положение «Лето»);
в) сила тока, допускаемая ограничителем тока, 13В.

После регулировки проверьте электрические характеристики реле-регулятора в рабочем положении, как указано в разделе «Проверка реле-регулятора».

Вскрывать и регулировать реле-регулятор может только квалифицированный персонал в специальной мастерской, располагающей необходимыми измерительными приборами.
[Тракторы Т-40, Т-40А. 1971г]

Похожие материалы